Как всегда

Сергей Александрийский
   
   "Величие не в масштабах, а в ситуации" Люк Яхве

   Писатель не тот кто пишет, а тот кого читают(с).
   Казалось бы бойкая формулировка, но она мало отражает положение дел. Читают-то сейчас и графоманов, у которых избыток плохо переваренных идей, а вот незаурядный сочинитель может оказаться в тени, потому что требует читательской глубины. Большую литературу читают мало, а дальше и вообще будут читать специалисты текстологи.
   В поэтических шкатулках роются единицы. Кто сейчас серьёзно вникает в поэзию Мандельштама? Редкие дегустаторы лирических чернил, да и то ради самолюбования.
   Я к тому, что количественно-качественный переход не нарушен, он просто работает в обратной симметрии. Впрочем, как всегда. Во все времена элитарный потребитель искусства был в меньшинстве. Баланс знания и невежества колеблется в некритических пределах -- 75 к 25. Ровно та же пропорция бессознательного к сознанию, темного ресурса вселенной к его видимой части.
   Интернет усложнил ситуацию, но решают её просто -- доступность информации не увеличила числа любопытных, просто появилась масса оперативно грамотных людей, которые овладели искусством поиска информации, а не её использования. Раньше эту роль выполняли архивариусы, библиотекари и библиофилы в бесшумной обуви. Несдобренные пониманием знания копятся компостной массой для будущих поколений археологов "культурных слоев". Не факт что это будут земляне.
   Всё больше людей уходят в виртуал, волоча старые как мир проблемы. То есть то же явление "кроссвордной культуры" -- все всё знают, но никто ничего не понимает. Зачем всё запоминать, когда есть угодливая мадам Вики. Большая Британская энциклопедия теперь у всех под рукой. Эрудицией нынче никого не удивишь. Умного по речи уже не отличить от дурака. А по активности в соцсетях и подавно.
   Можно рассуждать о Фрейде или Прусте, не читая их. Главное, выдержать безапелляционную солидность подачи.
   Семантически поступок всё больше эволюционирует к слову "пост". Тот случай, когда за базар отвечать некому.
   Искусство имитации стало искусством.
   В искусстве политического манёвра тоже. Мы знаем, как минимум две великие державы, где проходимцы умело притворяются президентами.
   Во времена появления печатного станка тоже были алармистские настроения, мол, книга будет отвлекать человека от божественного предназначения. Так оно, впрочем, и вышло, рост грамотности, востребованный протестантизмом, привел к атеистическому просвещенчеству, а от него к пандеям 20 века. Теперь вот как реакция, постмодерн на дворе с его гибридным восприятием реальности и забвением морали.
   Но я и тут спокоен.
   Думаю, несмотря на тревогу перемен, всё будет как всегда.
   Человек хочет стать богом и он им станет.
   Вопрос -- каким?