55. Начало Четвертого

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

Жизнь – это то, что происходит с нами,
пока мы озабочены совсем другими проблемами.

Дж. Леннон.

    Новорожденный разум как открытая система не может установить и не устанавливает равновесного информационного обмена со всей окружающей его физической Вселенной.  Первоначально нет даже смысла управлять этим хаосом. Он – смысл – возникает в момент рождения, в «натальном инсайте» и состоит в единстве разума и его материального носителя. На этой задаче и концентрируется внимание младенца. Вся информация, не подчиненная этой цели, последовательно блокируется «защитными механизмами» психики, которые образуются в первые мгновения жизни.
    Источник этой несущественной информации долгое время остается «зоной хаоса» для ребенка; а непосредственное окружение служит витальным целям его разума. Вначале это тело; затем – ассоциированные с соматическими потребностями люди, вещи и обстоятельства. Они и образуют замкнутый круг «ближайшего окружения» (сферу «личной жизни», «микросистему», «локус Дао») маленького человека. И пока он не установит условия комфорта в этой среде, информация из «зоны хаоса» остается недоступной для его сознания.
    С точки зрения нейроинформатики, «концентрация внимания» – это в точности сознательное мышление – процесс, в котором формируется рациональная (сознательная) зона психики. По мере того как устанавливается равновесие в «микросистеме», конфликт этого «новообразования» (сознания) с чувствами нарастает в генетически обусловленном «кризисе Игры», в генетически обусловленные сроки (накануне семи лет). Этот кризис разрешается снятием блокады с информации, идущей извне, из «зоны хаоса»: разум концентрирует внимание на новом круге проблем. Начинается новый цикл развития по тому же сценарию. В этом и состоит содержание «эпигенетического принципа», который распространяется, по крайней мере, на первые три Возраста. Каждый возрастной кризис завершает формивание не только психосоциальной «зоны гомеостаза» с окружением и психической структуры, которая этот гомеостаз поддерживает; но и формирование определенного круга потребностей, и определенного круга умений («проприотических функций»), удовлетворяющих эти потребности.
    К концу Третьего Возраста таким образом формируются:
    1. Зрелый разум (Имаго), включающий в себя (как информационную подсистему) Монаду; а в нее – Куколку.
    2. Индивидуальная «экзосистема» человеческих отношений, включающая в себя «мезосистему» межличностных отношений; а в нее – «микросистему», сферу личных отношений (личную жизнь).
    3. Потребности: в социальной идентичности («самоуважении» по Маслоу); эмоционального комфорта («принадлежности и любви»); бытового комфорта («безопасности и защищенности»); соматического комфорта («физиологические потребности»), образующие одна над другой «пирамиду потребностей Маслоу».
    4. Способности к социальной адаптации, эмоциональной адаптации, бытовой адаптации – включая гигиену. Которые тоже образуют: либо «матрешку», либо «пирамиду» – в зависимости от того, какой (широкий или узкий) смысл вкладывать в понятия «социальности» и «эмоциональности».

    Что дальше? Как будет устроена новая парадигма (модель) разума? Какие новые способности приобретет человек? И к какому кризису это приведет годам этак к 27? Или не приведет.
    Какие новые потребности открываются в Четвертом Возрасте? Маслоу на этот счет высказывается невнятно и предельно лаконично: «духовные потребности». На всю оставшуюся жизнь. Это вершина его «пирамиды». Информацию из каких кругов и сфер допустят в сознание «защитные механизмы»? Бронфенбреннер тоже не блещет красноречием, и пусть никого не привлекает перспектива формирования «макросистемы» – это в точности сфера всего непосредственного опыта человека; то есть «вся оставшаяся жизнь», попросту говоря. А Олпорт вообще подвел черту под списком «проприотических функций» на подходе к Третьему Возрасту.
    Развивается ли человек после достижения физиологической зрелости? Не вопрос. Развитие – это такая форма движения, которая подчиняется общим его законам; в частности, Закону Перемен: «Кто не идет вперед, тот идет назад». Будут ли в этом развитии новые фазовые переходы, приводящие к новому качеству? И если да, то в какие сроки? А вот с этим сложнее. У автора нет ни профессиональных, ни фактических оснований для ответа или предположений на этот счет. Фантазия – необходимое качество для анализа, но нельзя подменять анализ фантазиями. Насколько мне известно, наука не установила специфических возрастных качеств и способностей за пределами штатовского совершеннолетия (21 год). Другое дело – мировая художественная литература; но это не наш жанр. Самую решительную попытку проникнуть в тайны старших Возрастов предпринял сам автор «эпигенетического принципа» Эрик Эриксон. Но эта попытка имеет уж слишком умозрительный характер – на грани фантазий. И, по-моему, именно на литературном материале она и основана.
 
    Нейроэнергетика развития действительно снижается с возрастом, и это, конечно, затрудняет систематическое наблюдение. «Феноменологический барьер», не преодоленный современной психологией, повышается еще и потому, что ведущая деятельность Четвертого Возраста, судя по всему, возвращается в «сослагательную зону»; и это значит, что для исследований требуется прежде всего анализ.
    С Третьим Возрастом и его «актуальной» проблематикой такой проблемы не было; но в результате развитие «сослагательной зоны» оставлено нами в небрежении. Я нечувствительно изобразил своего героя малым ребенком, который мыслит только для того, чтобы действовать. Между тем, он еще и осознает окружающий мир. Это двуединое предназначение разума (осознать и преобразовать) вы, читатель, порой ощущали на себе – когда механически выполняли какую-нибудь привычную работу, не требующую интеллектуальных усилий. Пока ваш персональный «тупица» (в предсознательном режиме) окучивал картошку, ваш персональный «гений» (в режиме размышления) постигал тайны бытия. Самые удачные мысли приходят в голову когда окучиваешь картошку, рекомендую.
    Такая способность к «двоемыслию» появляется только в конце Третьего Возраста, когда ситуативная адекватность каждого психотипа закреплена, и он не конкурирует со своим дополнительным психотипом в процессе оптимизации – уже «ролевой». «Конструкт Уилсона», который разделяет их на действующий («актуальный») и наблюдающий («сослагательный») переключает ментальные коды только при кардинальном изменении обстоятельств «окружающей среды»; при смене эпизодов.
    В результате, формирование – в интерактивном общении со «средой» – актуальной «маски» идет так же интенсивно, как и достраивание теоретической модели этой ситуации в воображении («сослагательной зоне»). Как зависит восприятие этой среды от дополнительного «наблюдающего» психотипа, я даже предполагать не берусь. Но ясно, что этот познавательный процесс дает молодому человеку (девушке) то, в чем остро нуждается его сослагательная личность именно в конце переходного Возраста: информацию для формирования в деталях «адекватного» образа жизни – пока что еще в воображении.
    Нарастающая конфликтность этого процесса (являющего обратную сторону «ролевой активности») заключается в том, что личный психотип уже сформирован, а актуальный, – равно как и его дополнительный, наблюдающий самые различные (пока еще) ситуации – может быть какой угодно.