Дефолт

Александр Ерошкин
      Охота на слова 

Дефолт – слово из нового времени, когда  вполне человеческие отношения  уже заменили валютно-денежными. В словарях советского времени этого слова нет.

В России дефолт во всей красе случился в августе 1998 года. К этому времени я ещё работал в газете «Вечерний Челябинск».

Не буду вспоминать, какая ситуация сложилась в стране, скажу о нашей редакции. Редакционные отделы уже были распущены, заведующие отделами стали обозревателями. Было предпринято несколько попыток реформировать, изменить внешний вид газеты, формат страниц, идеологию заголовков, шрифтов и т.д. В 1989 газета выходила тиражом в 135 тысяч, а к моменту дефолта мы скатились, наверное, до 10 тысяч. Нас убеждали, что хорошо выжить газета может и при меньшем тираже.
Газета выживет, а мы? 

Вопросы политики, реформ, работы общественных организаций у меня по сути забрали после того, как под рубрикой «Пульс реформ» я опубликовал летом 1992 года маленькую заметку «Какой пульс у мёртвых реформ». Вместе с  бывшим ответсекретарём  газеты из большого кабинета возле лифта «на самом бойком месте» нас перевели на другой этаж в бывшую библиотеку, которая оказалась ненужной и была варварски уничтожена. Теперь против нашего тесного кабинета на двоих был вход в женский туалет.   Однажды мне было стыдно за те условия, в каких мы сидим. В гости из Москвы приехала «уральская молния» шестикратная олимпийская чемпионка Лидия Скобликова, она пришла к моему соседу, и, ожидая его возвращения,  мы минут пятнадцать говорили о том, о сём.

От некогда дружного журналистского коллектива мало что осталось.   Многие уволились и уже возглавляли газеты, рекламные и прочие компании. Я освещал деятельность потребительских обществ, антимонопольного комитета и торговой инспекции.    Выпускал страницу «Потребитель».

Странные дела стали твориться в редакции. Все стали сами по себе, почти не к кому стало зайти, чтобы излить душу… Некоторые материалы, которые были на вычитке  в полосах, исчезали из тиража, автору выявить причину  удаления почти не удавалось. Самое жуткое, что в вышедшей газете оказывались изменения, о которых автор публикации и не знал, и не догадывался.  По одной такой «редакторской правке» на меня хотели подать в суд, но обошлось. Зато я защитил   себя на будущее, заявив
 правщику, что  в суде смогу доказать, что правка сделана не мною.

Почему я вспомнил о дефолте? В один из жарких дней того лета меня пригласил редактор и предложил продать ему акции того акционерного общества, которое было создано в редакции. Уже живя в Германии,  я находил в сети публикации документов этого общества, фамилии акционеров, своё имя и цифру 226. Вот эту цифру у меня и покупали. У меня не было ничего, ни одной бумажки о моём праве на эти акции. Некоторые уже продали свои акции и покинули газету. Моя квалификация позволяла мне надеяться, что я без дела не останусь. Я дал согласие продать акции, но попросил время, чтобы посоветоваться дома с женой. Вдвоём мы сразу поехали в гаражный кооператив, подали заявление, узнали стоимость строительства. Эту сумму я и назвал редактору. И он тут же выдал мне наличные. Вместе с женой мы отвезли деньги в кооператив.

Через неделю или две мы получили и документы, и готовый гараж, повесили свой замок, несмотря на то, что грубых недоделок было много. Машину мы не имели, а недоделки я мог устранить и своими силами, такой работы я не боялся. Естественно, я сдержал слово и о сделке с акциями не сказал никому ничего. После этого я проработал в редакции ещё 16 месяцев. Ушёл сам, многих моих коллег ушли.

А дефолт случился 17 августа, тогда объявили, что один  доллар стал стоить не 6 - 7 рублей, а 21 рубль.  В некоторых продвинутых магазинах цены стояли в условных единицах – у.е. Устно я не смог вычислить «новую рублёвую» стоимость своего гаража, цифры тянули на полмиллиона, я с такими масштабами прежде  не сталкивался.   

Ещё важные события, связанные с тем временем. 1 сентября 1989 года хоронили Григория Фишера, яркого челябинского предпринимателя. Его расстреляли прямо за столом своего кабинета.  В советские времена он возглавлял фирму по ремонту квартир. Когда в 1990 году я поменял квартиру, то столкнулся с тем, что нигде ничего купить невозможно: ни обоев, ни кафеля, ни ламината, ни гипса, ни извести, ни газовой плиты. Я обратился к Фишеру, и он направил бригаду из двух очень расторопных женщин, которые из квартиры сделали картинку. Но и Фишер оказался не столь всесильный. Ламинат и газовую плиту пришлось добывать отдельно. Именно добывать, а не покупать.

На похороны я поехал прямо из редакции. Воинскую часть рядом с редакцией тогда ещё не снесли. Солдат на вахте попросил закурить. У меня в пачке было три или четыре сигареты. Я отдал все ему. Спичек у него тоже не оказалось. Я отдал зажигалку. На перекрёстке у пединститута купил цветы, а вскоре понял, что ни на сигареты, ни на спички у меня денег не осталось. Значит, судьба, буду бросать курить.  Такое, чтобы не было денег на курево, не случалось со мною со студенческих лет, но и тогда это было случайностью, а тут денег перестало хватать на необходимое. Четыре месяца я не курил.
 
О дефолте я вспомнил только потому, что за две недели до выборов  президента участники некоторых  телешоу стали пугать дефолтом телезрителей. Я эти шоу  не сморю, здоровье своё дороже, но иногда слушаю, чтобы быть в курсе. И тут всё закипело во мне. Вытащили старую куклу…  Нет сегодня оснований для дефолта в России.

Тот  дефолт был обоснован: шло последовательное разрушение экономики, не было платежеспособного спроса, но  было прямое разграбление сырья мировыми концернами, а тут из-за  кризиса в странах Азии, упали цены на нефть и  в бюджете РФ образовался пробел. Массовая безработица и общественные беспорядки, работники бюджетной сферы перестали получать зарплату. Разорились некоторые банки, вкладчики потеряли свои сбережения, сбор налогов сократился, дефицит бюджета… Россия была вынуждена объявить себя неплатежеспособной с общим долгом в 300 миллиардов долларов. А вскоре как реакция наших партнёров из США и НАТО на ослабленную Россию – бомбардировки и расчленение Югославии.
Сейчас другая ситуация: дефолта не будет. На рынке всё больше товаров отечественного производства, а не только сырьевых. Появились предприятия, создаются рабочие места, и с них налоги идут в бюджет. Санкции продолжаются, хотя они явно не законны.

У России небольшой внешний долг. У России хорошие отношения с растущими экономиками многих крупных стран, в том числе с
Индией и Китаем, заключены долгосрочные договоры на большие суммы; значительный золотовалютный запас. Все условия есть для реального экономического роста.

По сути дефолт – это неплатежеспособность отдельных предприятий или целых государств, по сути или неумение  руководства управлять дебиторской задолженностью или злой умысел. Не деньги, не валюта – кровь экономики, а организация труда, производительный труд.

Если разобраться, то дефолт – вовсе не экономическая категория, это категория сознания. Дефолт возможен в обществе, где власть не отражает мнения большинства, где все разобщены, где всё на продажу. Потому в лексиконах советской эпохи и не было такого понятия.

Дефолт в современных словарях – это существительное со значением  кризис, проблема, банкротство,  неплатежеспособность,  отказ.

А что значит это слово в английском? Дефо;лт (англ. default — невыполнение обязательств) — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Дефолт может объявляться как компаниями, частными лицами, так и государствами («суверенный дефолт»), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств. Это определение из Википедии осложнено современными представлениями об экономике, банковском деле и финансах. А что изначально было в слове? Русско-английский словарь даёт несколько значений: неуплата, неплатёж; отсутствие; неявка в суд; выходить из состояния (в спорте).

В международной терминологии приставка де- (de-) обозначает отделение, удаление или  движение вниз.

Посмотрим слово без приставки: fault - ошибка, дефект, сбой, порок, недоработка (error, defect, failure); general protection fault – общая ошибка защиты: serious fault – серьезный дефект; hardware fault – аппаратный сбой; проступок, провинность (misconduct, offence).

Я не изучал английского, но видя это слово, я вспоминаю немецкое слово  faul, то есть  ленивый; nur faul – только ленивый, гнилой, тухлый, протухший; fauler Fisch – тухлая рыба; прелый, гнилостный, нерадивый, плохой, скверный, подозрительный, ненадежный, сомнительный, испорченный, разложившийся, пустой,  рыхлый, негодный.

А это значит, что понятие дефолт унаследовало значения и английских корней, и немецких.

Макфол. Был такой посол США в России. Когда в 2011 году его только назначали, я почему-то понял, что добра не будет. Я ещё не видел послужной список дипломата, но расшифровал для себя его имя. Вскоре обнаружилось, что он,  его деятельность соответствуют моим представлениям о нём. Конечно, за Макфолом  я не мог наблюдать лично, но я следил за сообщениями средств массовой информации.
 
Что ни говорите, а фамилия влияет на характер человека, особенно, когда его деятельность связана с людьми. Майкл Э;нтони Макфо;л по-английски -  Michael Anthony McFaul.  Макфол – McFaul,  послом США в Российской Федерации он был в 2012—2014 годах. До этого работал спецпомощником у Обамы по вопросам национальной безопасности.  В 1990 - 1991 годах он учился в Московском университете, в 1993 - 1995 годах он работал в московском  Центре Карнеги,  вращался в кругах, где боготворили всё американское, а став  послом, он черпал в этих кругах сведения о России. (Помните, как наши либералы зачастили в американское посольство?)

 По выражению Макфола, на президентских выборах 1996 года  в России «победили силы добра».  Значит, «силы добра» и совершили тот дефолт, о котором нельзя вспоминать без дрожи. Весной 2012 года издание «The Christian Science Monitor» отмечало, что один крупный российский телеканал, «похоже, намерен убедить своих зрителей, что Макфол - главный финансист и ключевой организатор продемократического протестного движения». В ноябре 2016 года официальный представитель МИД России Мария Захарова  сообщила, что Макфол включён в закрытый санкционный список России зеркально, ему запрещён въезд в Россию, поскольку он «целенаправленно портил двусторонние отношения».