Тайский бокс

Ершов Максим Александрович
Думаю, никого в наше время не удивишь посещением Пхукета. Колоритный Патонг, как и любой другой азиатский город, наполнен мотоциклами, рыки и сигналы коих, запутались в проводах. Утром туристы направляются в сторону моря, дневную жару предпочитая коротать в отелях. Вечером вновь море, ночью шопинг и развлечения. Из необычного в Патонге отмечу боксёрскую машину с высоким кузовом. Со второй половины дня она начинает колесить по улицам. Из динамиков на скверном английском звучит - не пропустите боксёрский турнир!

Если в кузове есть бойцы, они смачно демонстрируют удары. Водитель раздаёт программки. Правильнее сказать, афишами заклеен весь город.

Кто с кем будет драться, изучают как туристы, так и местные. Всё правильно - тайский бокс это именно их изобретение! И тем не менее в поединках участвуют не только родоначальники стиля, но и американцы, европейцы, китайцы и даже австралийцы.

На момент моего посещения Пхукета в Южной Корее шла Олимпиада, от участия в которой многие российские атлеты были отстранены. Очень хотелось поддержать наших, и потому я непременно решил сходить на бокс в тот день, когда будет драться россиянин. Хотелось чтобы это было 23 февраля, но, увы, в этот день никто из наших заявлен не был. Далее мы всей семьёй уезжали на острова и перед отъездом оставался один свободный вечер 25 февраля. От России был заявлен некий Серёга, и я решил во что бы то ни стало его поддержать.

Февральская ночь накрывает Пхукет в 7 вечера, однако остров на боковую не стремится. Ночная жизнь бурлит во всех проявлениях куда ярче, нежели дневная курортная. Бои проходят в клубе на третьей линии. Первый этаж представляет собой бар, украшенный фигурами тигров. На углу продают билеты.

 Опытные люди приобретают их именно здесь. Я тоже купил здесь, за полчаса до начала. Верхние трибуны стоили 1700 бат, обычные места 2000, внизу у ринга места VIP - 2300.

Я взял на обычную трибуну. Поднимаюсь, зал народом начал заполняться-наполняться, но так и остался полупустым.

Из зрителей преобладали китайцы. Европейцев пришло мало, соответственно русских можно было пересчитать по пальцам. Профессиональных фотографов с их длинными объективами не было вообще, хотя снимать разрешалось. А вот что удивило, это присутствие женщин.

Последний раз я смотрел бокс в живую в 1990 г. В Москве проходил ЧМ по боксу. В тот момент турки на северо-востоке Москвы строили больницу. Так получилось, что я через своего друга общался с одним из строителей. Парня звали Омер Гюни. Он сказал, что обязательно хочет посетить Олимпийский. Мы посмотрели, когда будет выступать кто-то из его соотечественников и на нужный день взяли билеты.

Зал зиял пустыми креслами. Кто-то с кем-то дрался, но наш Омер откровенно скучал. И тут вдруг именно на нашу трибуну заваливает человек эдак 100-150 турок. Они пропустили начало, но пришли чётко перед боем соотечественника. Своими дружными возгласами они заполнили Олимпийский. Мы оказались посреди фанатской группировки.

Турецкому спортсмену подобное прибавило сил. Он дрался слабее своего визави, однако судья отдал победу именно ему. Та победа была обретена благодаря поддержке болельщиков. По окончании боя турецкий боксёр поднялся на трибуну и от всей души поблагодарил соотечественников.

Повторюсь, бокс, тем более тайский, тема не моя. Многого я не знаю, и потому мне казалось, что я вот так запросто подойду к нашему парню и пожелаю ему удачи. Я начал спрашивать, как найти Серёгу? Тайцы ничего ответить не могли, ибо не понимали суть вопроса.

 Одним словом, до боя я Серёгу не нашёл, как и после боя, ибо таковой боец не выступал вообще. То, что заявлено в афишах и на программках, по-большей части не соблюдается. Я же на первых порах этого не знал, и понял к середине турнира.

В 9 вечера комментатор поприветствовал собравшихся, объявив о начале турнира. Я очень сильно, когда увидел, что первый бой должны провести между собой дети. Мальчишки 10-11 лет настраивались без сюси-пуси. Всё по серьёзному.

Ребята вышли, комментатор представил их публике. По движениям и по взглядам было понятно, что победа для каждого важна.

Таиланд страна не самая богатая, и потому пробиться к хорошей жизни они могут только через спорт. Дети прошли вдоль ринга, поцеловав его углы и канаты.

Прозвучал гонг! Тренеры сняли с детских голов повязки. Бой начался. В первом раунде мальчишки осторожничали, присматриваясь друг к другу. Удары производились редко. Ни рукой, ни ногой никто никого не доставал.

Первый раунд так и закончился ничем. Короткая передышка. Гонг. Второй раунд. Он продлился недолго. Один из мальчишек нанёс другому удар ногой, попав точно в грудную клетку. Маленькое тело рухнуло, словно подкошенное. 
 
О том, что произошло что-то нехорошее, я понял через несколько секунд. Засуетившись, на ринг выскочили тренер, врач и массажист. Последний, соблюдая ритм, принялся запускать остановившееся сердце.

Ребёнок! На ринге лежал бездыханный ребёнок. В зале повисла угнетающая тишина. Получается, дети, дабы взрослые дяди и тёти скрасили вечер, выступают перед ними, теряя силы и здоровье.

В СССР ни о чём подобном речь идти не могла. Многие страны равнялись именно на нашу страну... Впрочем, что теперь вспоминать?

 Дом бокса расположен рядом с больницей. Что было бы если бы ребёнок не поднялся? Я бы уж точно сразу ушёл в гостиницу. К счастью маленькое сердце запустили. Малыш очнулся и при помощи взрослых, едва переступая, покинул арену.

Позже, просматривая фотографии, на одной из которых я запечатлел мальчишку за несколько минут до нокаута, я ещё и ещё раз изучал его взгляд. Понимал ли он что его ждёт? Отказался бы от поединка, если бы знал, что будет сражён страшнейшим ударом? Думаю, вряд ли.

В свою очередь, победитель вовсе не радовался. Руки вверх не поднимал, и на лице не дрогнул ни один мускул. Если бы соперник был порасторопней, вот так лежать мог бы и он сам. Вот так! А мне говорили, что бои не настоящие, что сплошная постановка...

Следующий поединок начался почти сразу. Все тайцы кажутся на одно лицо. Я их плохо различаю, и потому в первый момент показалось, что драться будет победитель первого боя.

Приглядевшись понял, что это ребята чуть старше. Второй бой оказался совсем другим. Оба резко пошли в атаку, сцепились руками, после чего били друг друга коленями. Правилами это разрешено. Тайский бокс имеет второе название - муай-тай. В переводе - «поединок свободных» или «свободный бой».

В современном муай-тай можно наносить удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями, из-за чего муай-тай называют «боем восьми конечностей».

В перерыве массажисты поливали боксёров водой. Гонг. Вновь ближний бой и вновь удары коленями в живот и по печени. Один повалил другого с помощью борцовского приёма. Далее мог последовать сокрушительный удар коленом прямо в лицо, но упавшего своим телом закрыл судья. Рефери в этом бою был одной из главных фигур. Он периодически оттаскивал бойцов друг от друга, разрезая сраставшийся клубок.

В следующем раунде ребята валили друг друга подножками и захватами. Чётких ударов опять не было. Диктор во всю мощь комментировал происходящее. Однако я, не зная тайского и не понимая скверный английский, не понимал ничего.

В перерывах бойцов натирали, растягивали ноги, вынимали изо рта и вновь вставляли резинку для зубов. К пятому раунду они еле стояли на ногах. Рефери объявил победителя, но чем он был сильней, я так и не понял.

Третий бой. И вновь дети 13-15 лет, вновь целуются углы и канаты. Каждый молится хорошо засекреченному и только для боксёров известному Богу бокса.

Когда начался поединок, мне невольно вспомнился фильм "Пираты 20-ого века". Талгат Нигматулин - великолепный актёр, один из первых советских каратистов. Будучи мальчишками, мы все хотели на него походить. Увы, судьба Талгата оказалась трагичной.

Бойцы сцепились в ближний бой. Один другого смачно ударил головой. Публика к этому моменту уже завелась, и радостно реагировала на подобное, кто бы кого не ударил.

Пропустив прямой в голову, один из парней завёлся, ринулся в атаку, желая отомстить. Злость плохой помощник. Я попросту не уследил рукой ли он пропустил в третьем раунде удар или ногой, но дело кончилось нокаутом. Увы, тайский бокс - крайне жестокий спорт!

В момент короткого перерыва я увидел русского парня. По широким плечам и слегка смятому носу безошибочно определил в нём боксёра. Поздоровавшись, спросил, когда будет драться Серёга? В ответ услышал, что он уже здесь, но кто когда выходит, моему собеседнику было неведомо.

Я вернулся на место как раз во время. На ринг вышли четвёртые по счёту бойцы. Смотрю, один из боксёров то ли разминается вприсядку, то ли у неведомого Бога бокса покровительства просит.

Парень оказался европейцем, и драться ему выпало с китайцем.

Ребята сцепились руками возле ринга, после чего высокий европеец стал наносить противнику удары коленями. Тут слышу с другой трибуны: "Нае...ни ему! Наеб..и!" Смотрю программку. На заявленного Серёгу спортсмен не похож, но сомнений не осталось - на ринг вышел НАШ!
Боксёры, подобно двум заведённым волчкам, то сближались, то вновь отскакивали друг от друга. Первый раунд по моим представлениям закончился вничью.

Разведав тактику соперника и получив наставления тренера, наш парень во втором раунде пошёл вперёд. Словами не передать, как мне хотелось чтобы он выиграл! Увы, он пошёл в атаку и пропустил прямой в голову.

Сам не знаю почему, но мне вспомнился Утёсов:

"Хотелось лечь, прикрыть бы телом
Родные камни мостовой.
Впервые плакать захотел он,
Но командир обнял его рукой"

Чёрт меня знает, что на меня нашло, но мне подумалось, если парень проиграет, я этого не переживу. Я встал и как полоумный устремился к рингу. Самое удивительное, секьюрити меня пропустили. Возле того угла, где отдыхал и получал наставления наш боец, образовалась группа из тренеров. По всей видимости, тайцы подумали, что я тоже один из них.

С моей стороны крайне нескромно приписывать в этом поединке себе какие-либо заслуги, и тем не менее моё появление принесло удачу.

- Молодец, попал, попал, - радовался тренер.

Я же, приметив соотечественника с такими руками как мои ноги, спросил, как зовут боксёра? В ответ услышал - Алексей. В свою очередь позже слышал, как тренер кричал.

- Саша, у него правая нога рабочая, правая!... Повнимательней слева!...

Короткий отдых. Наш устал и это чувствуется. Врач поливает его голову водой.

Впрочем, силы противника тоже не бесконечны - это нужно учитывать!
В третьем раунде русский парень дрался как лев! Проведя серию руками и ногами, он разбил китайцу бровь.

По лицу заструилась кровь, и начала заливать левый глаз. Однако рефери останавливать бой не стал. И опять-таки повторюсь, злость в боксе хорошей роли не играет, скорее наоборот. Разъярённый китаец, захотев отомстить, устремился вперёд. Да, он пару раз попал нашему парню в корпус, но пропустил ещё и ещё.

 События разворачивались так быстро, что я даже не успевал оценить происходящее. О точно проведённых ударах узнавал по шлепкам и по репликам тренера.

- Попал, молодец! Опа, молодчина! Дистанцию, держи теперь дистанцию, не подпускай его....

Отмечу, что зрители, а это по-большей части китайцы, вели себя сдержано и, как мне показалось, за своего боксёра активно не болели.

Гонг. Третий раунд окончен. Победа кажется такой близкой, но впереди, если не будет нокаутов, ещё два раунда.

Главное сохранить ритм и не отдать инициативу. Как же приятно и радостно звучит слово - ПОБЕДА! Конечно он выстоял и конечно победил! Повторюсь, я так и не понял, как звали парня Саша или Алексей? В любом случае он наш - он россиянин.

Когда боксёр перелез через канаты, в первую очередь обнял тренера, поблагодарил доктора, а также друзей и товарищей.

Все последние дни у меня в голове крутились события зимней Олимпиады. К этому моменту я уже знал о победе наших хоккеистов. Здесь же на моих глазах свершилось ещё одно пусть и маленькое, но всё же достижение. Я почти плакал от счастья. Когда уставший боксёр приблизился ко мне, я не удержался и обнял его, постоянно повторяя - спасибо, спасибо!... Я никогда не ощущал такого потного и взмыленного тела. Думаю, за этот бой он потерял пару килограммов.

К сожалению, счастье не бесконечно. Наши спортсмены удалились в раздевалку. Я же решил остаться возле ринга с надеждой, что далее может выступить ещё кто-то из наших.

В пятом раунде сразиться должны были бойцы постарше, по внешнему виду более опытные. Перед боем оба исполнили что-то похожее на танец-молитву.

И тот и другой оказались европейцами. Татуированный высокий должен был биться против пышущего здоровьем крепыша. Не знаю как тебе, читатель, но мне несколько раз приходилось видеть драки, в которых здоровые мужики сцепившись, ломали и распихивали своими телами абсолютно всё: мебель, двери, людей и даже хрупкие, но всё же стены. Так было и здесь. Бой начался сразу без разведки.

Получая удары, оба падали, отлетая к канатам. Последние, пружиня, подобно катапульте, отбрасывали их обратно. Удары сыпались градом. Бой оказался на редкость динамичным. Публика была в напряжении.

Во время перерывов боксёры получали наставления. Их поливали водой, протирали полотенцами. Как далее выяснилось, тот крепыш, что располагался рядом со мной, был отцом полутора годовалого ребёнка. В один из перерывов малыша поставили на ринг рядом с отцом. Не помогло! После пяти раундов рефери поднял вверх руку соперника.

 Жаль малыша, но, думаю, из происходящего он ничего не понял. Его отец не получил нокаут, не отправился на больничную койку - и это уже не плохо.

Комментатор заверещал как трещотка. Перед шестым боем на ринг впервые вышла девушка. Виляя бёдрами, красотка чвила публике большой широкий пояс с золочёной бляшкой. Стало понятно, это какой-то особый приз и он должен достаться победителю.

К этому моменту меня попросили вернуться на трибуну. Бой австралийца с тайцем я наблюдал уже оттуда. Обоих можно причислить к тяжеловесам и это был самый короткий бой.

Соперники присмотрелись друг к другу, в одном из углов сцепились и австралиец ударил коленом. Таец падает. Над рингом зависает тишина. Замолкает и диктор. Тревожно гудят вентиляторы. Рефери начинает считать, и объявляет нокаут. Проигравший в сознание пришёл, но самостоятельно покинуть ринг не может. Уйти ему помогают. Поединок продлился не более 30-40 секунд.

В последнем поединке белый южноафриканец дрался с опять-таки с тайцем. За всё время проведённое на Пхукете я не видел толстых тайцев. Все тонкие и звонкие. Дабы найти среди толстяка, нужно постараться. И вот такому невысокому упитанному пареньку предстояло сразиться с играющим мышцами атлетом.

Ещё до боя я понимал - у тайца нет шансов. Так оно и вышло. Южноафриканец намного активней. Толстяк с трудом перемещается по рингу и под конец первого раунда получает нокаут.
По окончании боя зрители дружно покидают места. Победитель греется в лучах славы!

Таким образом, тайский бокс хоть и называется тайским, во всех боях европейцы оказались сильнее.

На улице я встретил наших ребят. Мне показали победный пояс. Мы вместе ещё раз порадовались победе!

Ребята, вы лучшие и мы вами гордимся!