Внимание

Сергий Чернец
Внимание.

Наверное, с каждым случалось, зачитавшись интересной книгой, проехать нужную остановку. Вас подвело внимание, полностью сосредоточенное на чтении.
Вниманием называется направленность нашей психики на предмет или явление с целью более точного и лучшего восприятия.

Человек получает огромное количество информации ежечасно, ежеминутно, ежесекундно. Из всей массы информации – зрительной, слуховой, сенсорной и прочей – мы выбираем что-то одно, произвольно и непроизвольно. Это значит:

Произвольно – то есть по своей воле, внимание требует от человека специальных усилий и бывает направленным, имеет ясную осознанную цель.

Непроизвольное внимание вызывается неожиданным и сильным воздействием, как реакция на новизну. Необычно одетый человек, идущий по улице – может вызвать наше непроизвольное внимание, а может красивая вещь, выставленная в витрине так отвлечь, что забывшийся человек с отвлеченным вниманием врежется в столб.

Внимание требует серьезного отношения, ибо вниманию присущи бывают: 1 устойчивость, 2 сосредоточенность, 3 переключаемость, а также 4 объем и 5 распределение.

1. Например, о каком-то человеке говорят, что он усидчивый, то есть способен долго заниматься одним и тем же делом. Способность сосредотачиваться на каком-нибудь объекте или виде деятельности и называется устойчивостью внимания.

2. Сосредоточенность (концентрация) внимания – это способность полностью отдаваться одному виду деятельности. Если вы, например, можете успешно решать задачки, когда в соседней комнате работает телевизор, а младший брат расстреливает вас из игрушечного пистолета, значит, вы – человек с высоким уровнем концентрации внимания.

Но есть ещё Рассеянность, - такая характеристика внимания, противоположная сосредоточенности. Рассеянный человек быстро теряет свое внимание и переключается на совершенно ненужные объекты. Характерный пример – это герой Самуила Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассейной». Этот несчастный не мог сосредоточится даже на том, чтобы правильно одеться.

3. Переключаемость внимания – это способность в процессе одной деятельности быстро переводить внимание с одной операции на другую. Так, переключаемость внимания позволяет, решив задачку по математике, быстро перейти к домашнему заданию по истории или по другому предмету. Иногда кажется, что некоторые люди делают несколько дел сразу. Это впечатление создается за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Еще же нужно – 5. Распределение внимания – это способность одновременно выполнять несколько видов деятельности и рассредоточивать его на большом пространстве. Как пример, - для того чтобы собрать мозаику, приходится, подбирая каждый фрагмент, рассредоточивать свое внимание на всей картине и, допустим, следить, чтобы ваша кошка не загнала оставшиеся фрагменты под диван, играя с ними.

4. И одна очень важная характеристика внимания имеет значение для человека – это Объем, определяющийся количеством информации, которую он может одновременно сохранять в сознании. Средний объем внимания – можно установить экспериментально для каждого. Достаточно показать человеку на очень короткое время карточку с большим количеством знаков (букв, цифр, картинок), а потом попросить перечислить увиденное. Обычно испытуемый называет не более 5 – 7 знаков, это и есть средний объем внимания, нередко отождествляемый с объектом кратковременной памяти.

В жизни обычно не слышим постоянного тиканья часов, спокойно спим, если привыкли к шуму машин за окном. Монотонные звуки почти не привлекают нашего внимания. Именно поэтому сложно долго слушать даже интересный, но монотонный рассказ учителя.

Хорошие ораторы знают, как удержать внимание публики, - они то повышают голос, то переходят почти на шёпот, делают логические паузы, жестикулируют, привлекая внимание слушателей. Такие приёмы помогают лучшему усвоению излагаемого материала. Аналогичные приемы используются и в письменной речи: короткие абзацы, выделенные слова, разбивка текста на главы и параграфы, яркие заголовки и рубрики – помогают легче воспринимать письменную речь.

Есть еще целый ряд способов привлечь зрительское внимание: сочетание контрастных цветов, подсветка, использование символов, привлекающих внимание (например, восклицательный знак тот же). Эти приёмы широко используются в рекламе: известный приём телерекламы – ролик без звука. Человек невольно бросает взгляд на затихший экран, чтобы узнать, отчего вдруг замолчал телевизор, и тут же, помимо своего желания, получает визуальную информацию о рекламируемом продукте.

Внимание – очень важно для всех и каждого, и его нужно развивать в человеке с детских лет.
Конец.