Как Ингвар-путешественник до Урала дошел

Олег Мглин
   При всей литературности саги все-таки несут и историческую информацию.
   Вот, например, Сага об Ингваре-путешественнике повествует о походе на восток. Казалось бы вполне определенно указано направление, ан нет - исследователи их заводят то в Византию, то в Грузию, то в Малую Азию.   Неважно, что никакие топонимы не только не локализуются, но и указывают вовсе в противоположную сторону. Антропонимы не этимологизируются, их просто объясняют выдумкой автора. В общем, получается прелестная картина в научном мире - ничто и никак не определено, но место похода известно.
   Мы же не будем предаваться фантазиям (их и без нас достаточно в сагах) и попробуем пройти путь с Ингваром.
   Вышел он из Свитьод на 30 кораблях и направился в Гардарики, куда и благополучно прибыл. Пошатавшись три года без дела в гостях у Ярицлава, решил швед узнать, откуда течет одна из местных рек. Выбор у него был то ли отправиться бассейн Северной Двины, то ли Волги, то ли Оки. Выбрал ту, что покрупнее и по середине - Волгу.
   В один из дней 30 кораблей взяли курс на восток. Проплыв много дней, они "увидели живые существа другого рода и вида; из этого поняли они, что оставили позади свои земли и страны. Одним вечером увидели они вдалеке, что будто полумесяц стоит на земле". Очевидно, что путешественники достигли земель азиатских племен, а полумесяц указывает на принадлежность их к мусульманскому миру. Так экспедиция достигла устья Камы и пошла вверх по реке.
  Через некоторое время, минуя города и селения, путешественники увидали белый город и людей вышедших их встречать. Ингвар достиг страны язычников с городом Цитополь, где правила Сильксив. Вероятнее всего, сей град был на месте нынешней Елабуге, рядом с которой на высоком берегу сохранились остатки загадочной белой крепости, прозванной Чертово городище. По рассказам местных жителей, здесь было в незапамятные времена похоронено некое неизвестное существо (может как раз и Ингвар?).
   Название Цитополь и далее упомянутый в саге город Гелиополь указывают на фино-угорскую этимологию: -поль есть ни что иное как производное от pala - глыба, кусок, местность, поселение. Корень же цит- происходит от архаичного чет- (часто встречаемое в удмурской топонимике) в значении указывающем на возвышенное, укрепленное положение. То есть Цитополь - укрепленный город на возвышенности.
   Имя Силькисив тоже легко этимологизируется с финского selke; – светлая, солнечная, яркая, блестящая, чистая, имея в виде суффикса древнескандинавское sif, как указание на высокий статус хозяйки города.
   Перезимовав, Ингвар двинулся дальше. Никаких знаменательных приключений за этот сезон не случилось и он благополучно достиг города Гелиополь, где его встретил местный глава Юльв. У хозяина оказался еще брат Бьёльв, который тоже претендовал на престол. На обратном пути отряд Ингвара помог Юльву одолеть братца. Правда, победа вышла боком - гостеприимный хозяин захотел уничтожить и шведов, но удалось лишь посеять среди экспедицию заразу, от которой умерло много путешественников, включая и Ингвара. Тогда его спутники довезли до Силькисив, у которой и похоронили. Но это будет на обратном пути.
   Сейчас же путешественники остались на зимовку в Гелиополь, название которого, вероятно, происходит от мансийского х;l’ (х;ль) – береза. То есть, город у березовой рощи. Локализация сего поселения вырисовывается в районе древней Перми Великой, на место которой называют окрестности поселения Губдора, расположившегося на левом берегу Вишеры. Как не удивительно, но рядом мы встречаем и поселок, и озеро - Березовая старица, а поодаль - и Березовский камень, и реку Березовую, и город Березники.
   Фино-угорская основа лежит и в антропонимах Юльв и Бьёльв. В обоих случаях корень происходит от el;- в значении жизнь, живой, бодрый. Первый же компонент в одном случае йи(а), что в языке коми значит рассудительный, холодный (ледяной), т.е. мы имеем характеристику человека хладнокровного, с холодной головой, сдержанного. Во втором случае встречаем элемент би(а), что в языке коми означает горячий, огненный, т.е. человек импульсивный, буйный.
   От Юльва отряд Ингвара отправился к истокам Вишеры, прошел место, где река разделяется на рукава (река делится на Большую Вишеру и Малую Вишеру) и достиг цели. Там путешественники нашли золото, коим богато Привишерье, узнали о судьбе своего соплеменника конунга Харальда, погибшего в тех местах (кстати, именно в тех окрестностях погибла в 1959 году и известная группа Дятлова).
   Исток Вишеры располагается у хребта Поясной камень. Именно это место в саге называется Линдибеллти, которое специалисты этимологизируют как «пояс истоков», что в смысловом отношении совпадает с современным Поясовым камнем. А почему такое название? Потому что здесь находится водораздел бассейнов трех великих рек России - Оби, Печоры и Волги и берет начало множество речушек.
   Отмечу еще один интересный момент. Пока экспедиция добиралась до Гелиополя, они победили великана, отрубили ему ногу и... засолили белой солью. Наверняка, Ингвар воспользовался продукцией отложений Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей, располагающегося на левом побережье Камы, в долине между реками Вишера и Яйва.
   Изучив окрестности истока, экспедиция отправилась обратно. Завершилось путешествие, «когда они проплыли некоторое время, река разделилась на несколько путей, и расстались они, потому что никто не хотел плыть за другим. Но Кетиль держал прямо и приплыл в Гарды, а Вальдимар на одном судне приплыл в Миклагард. Мы наверняка не можем сказать, где пристали остальные корабли, потому что люди думают, что большинство из них погибло…». Очевидно, что часть экспедиции отправилась вниз по Волге, где и сгинула, Вальдимар пошел по пути Ока – Днепр – Черное море и в Константинополь, а Кетиль отправился по Волге вверх и оказался в Гардах.
   Сага почти точно передала обстановку и антураж путешествия, вплоть до загадочных чудовищ и великанов, которыми, безусловно, предстали причудливые, грозные и могучие скалы, тянувшиеся вдоль Камы и Вишеры.