Конфликт под объективом

Федор Быханов
Видеокамеры, установленные у своих дверей обитателем благоустроенной квартиры, сначала стали поводом к скандалу между соседями, а затем привели  к тяжкому преступлению.

…Сообщение в «Дежурную часть» о поножовщине, случившейся в подъезде многоквартирного дома, заставили полицейских немедленно выехать на место происшествия, где вооруженный злоумышленник, остававшийся пока еще предоставленным самому себе, мог снова напасть на человека.
На счастье, кровопролитие не повторилась. Да и общественный резонанс был не слишком велик. Встретили оперативников не так много вездесущих зевак, обычно собирающихся поглазеть на подобное неординарное событие. И не пришлось прокладывать путь сквозь возможную толпу, когда служебный автомобиль под звуки сирены остановился у первого подъезда панельной пятиэтажки с указателем адреса, прозвучавшего в телефонном звонке. И только следы крови, обнаруженные приехавшими на лестничной клетке третьего этажа, утвердили их в правильности пути к поставленной цели.
Оттуда, до нужной квартиры, расположенной выше этажом, где, судя по имеющейся информации, находился человек, пострадавший от  насильственных действий,  привели поднимавшихся наверх полицейских реальные следы. Это были, все те же бурые пятна вещества, похожего на кровь.
Дверь в тамбур оказалась распахнута. А еще ждала девушка, приславшая тревожное сообщение – Ольга Нелина. Она провела сотрудников правоохранительных органов в свою квартиру, где уже получив первичную перевязку, ждал приезд «Скорой помощи» раненый мужчина, которого девушка назвала своим родственником Анатолием Ивакиным. Только состояние его было столь сложным, что он сразу поступил в руки медиков, появившихся следом за полицейскими, оставив сыщикам после себя, снятую окровавленную одежду – брюки и футболку со следами колото-резаных ударов.
Зато ничто не помешало им немедленно встретиться со вторым участником разыгравшейся драмы, как оказалось, находившимся в соседней квартире, над входом в которую, как и над дверью тамбура, поблескивал линзой объектив видеокамеры.
Еще одна примета технического  прогресса, коснувшегося здешнего бытового уровня,  выглядела не так солидно. Поскольку,  ведущий в жилище, провод домофона торчал оборванными краями. А кто именно так поступил с этой линией связи, рассказал, впустивший к себе официальных визитеров, мужчина средних лет. Он предъявил документы на имя неженатого безработного Юрия Совкова. Судя по, имевшейся в паспорте отметке о дате регистрации на постоянное место жительства, почти два десятка лет мужчина обитал по данному адресу.
Прежде обладатель диплома о среднем специальном образовании, не давал поводов для интереса к нему со стороны сотрудников правоохранительных органов. Вел добропорядочный образ жизни. К этой же ситуации, по словам, занесенным в протокол, привело вселение новой соседки Ольги Нелиной, которой приобрели недвижимость иногородние родители.
К сожалению, вскоре после новоселья общий тамбур стало не узнать. То и дело появлялся мусор, настаивать на уборке которого, Совкову приходилось постоянно. И чтобы легче было доказывать источник его образования на общей территории, Юрий установил пару видеокамер. Одна была направлена в тамбур, другая – на лестничную клетку. Хотя, добился при этом прямо противоположного результата.
В документах предварительного расследования появились утверждения о том, что молодые гости, наведывавшиеся в соседскую квартиру, забавлялись перед видеокамерами насмешливой мимикой, передавали хозяину вызывающие обращения и даже бросали в сторону объектива окурки от сигарет.
Наиболее же возмутило Совкова событие, предшествовавшее последнему по времени конфликту. Во второй половине дня, когда вернулся домой после поездки на своем легковом автомобиле по Бийску, он решил, как обычно, проверить запись видеокамер. И то, что педантично запечатлела неодушевленная электронная техника, стало последней каплей в чаше его терпения.
На мониторе компьютера было видно, как Ольга Нелина встречает гостей. Это были, приехавшие в гости родители и ее младший брат. Завершая визит, прямо в тамбуре, приезжие допустили вольность. Подросток ударил кулаком по обивке двери квартиры Совкова, а его мать схватилась за чужой провод домофона.
Не откладывая разбирательство в долгий ящик, свои претензии по поводу всего произошедшего в тамбуре, сосед тут же  предъявил молодой женщине. Но вместо извинений, услышал нелицеприятные слова в свой адрес, сопровождаемые привычным требованием убрать видеокамеры.
Уйти пришлось не с чем. Не считая того, что спустя несколько часов раздался требовательный стук уже в двери самого Совкова. На его пороге стоял незнакомец, заявивший, что он родственник Ольги Нелиной и готов выслушать все к ней претензии. И даже протянул листок с номером своего телефона для связи на случай повторных недоразумений. Однако на самом деле бумагу мужчина отдернул при попытке Юрия последовать этому предложению. Зато набросился на него самого, пытаясь вывернуть руку. Совкову удалось вырваться и укрыться за своей дверью.
Уже на мониторе, включив изображение с видеокамеры в тамбуре, он увидел, как заступник соседки продолжал ломиться к нему в квартиру и даже оборвал провод домофона.
Желая позвать на помощь соседей с лестничной клетки, Юрий Совков снова распахнул двери. Сначала своей квартиры, а потом и тамбура, ведущей на площадку, где на него набросился прежний обидчик.
Нанося удары, он спустил Юрия вниз по лестнице. И зажав на площадке между четвертым и третьим этажами, начал душить. Поняв, что голыми руками освободиться не получится, Юрий в надежде на чудо пошарил вокруг себя и на ступеньке нашел свой собственным перочинный нож, случайно раскрывающийся как бабочка, при падении из кармана на бетон ступеньки, обнажив из рукояти клинок. Им и нанес несколько ударов нападавшему здоровяку, а когда тот ослабил хватку, бросился наверх, чтобы окончательно укрыться у себя в квартире.
В подтверждении своих слов, Совков показал рукой на окно, в которое выбросил тот самый свой нож, что обычно возил в машине, а сегодня случайно забрал с собой, положив в карман. 
Проверяя показания подозреваемого лица, криминалисты действительно обнаружили под окнами, во дворе дома складень со следами крови, оказавшейся той самой группы, что и у Анатолия Ивакина. Эксперты установили, что именно найденной «бабочкой» нанесены прорехи на одежде Анатолия Ивакина, получившего колото-резаные ранения: одно в левое бедро и другое, проникающее – в переднюю стенку живота.
На счастье внутренние органы не были задеты, и все же медикам пришлось немало потрудиться, чтобы вылечить пациента, получившего тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни. Когда дело пошло на поправку и пострадавший смог давать показания, стала известна его версия произошедшей драмы.
После переезда в город родственницы, Анатолий взялся шефствовать над Ольгой Нелиной. В тот роковой день она позвонила и попросила починить сломавшийся кухонный комбайн. К ней Ивакин пришел вместе со своей супругой. Когда исправил поломку и сели пить кофе, девушка рассказала о недавнем визите соседа. Тот, ссылаясь на видеозапись, возмущался действиями в тамбуре ее брата и матери, которую покоробил, свободно висевший провод домофона соседа.
Желая уладить конфликт, Анатолий постучал в дверь Совкова. Хотел дать ему свой номер телефона для осуществления последующих контактов. А в ответ нарвался на грубость, завершившуюся схваткой на лестничной клетке, где безуспешно пытался обороняться от ножа злоумышленника.
За какой из этих версий скрывалась истина? –  должно было установить расследование уголовного дела, возбужденного по факту кровопролития в подъезде.
К вещественным доказательствам приобщили и ту самую видеозапись с камер наблюдения в тамбуре и на лестничной клетке, что имелась в компьютере Совкова. По ней однозначно выходило, что инициатором бытового  конфликта явился Анатолий Ивакин. Однако последующие действия Совкова не носили признаков необходимой обороны или ее превышения.
Это стало ясно не только потому, что у него была возможность вообще не выходить из квартиры, а он вышел. И не с пустыми руками. Эксперты установили, что нож он взял с собой уже в раскрытом виде, поскольку эта «бабочка», имеет конструктивные особенности, не позволяющие самопроизвольно открыться при падении на пол.  Да и при судебно-медицинском обследовании на теле Совкова хотя и обнаружили ссадины, но на его шее не было никаких следов сдавливания и прочих действий при возможной попытке удушения.
Опровергли этот способ защиты, избранной Юрием и показания свидетелей, другие улики. Вроде того, что следы крови на лестничной клетке третьего этажа, точно указывали, что именно там, как и заявил потерпевший, а не на площадке между этажами, по словам подозреваемого, в ход пошел нож.
Само количество нанесенных ударов, их механизм и локализация указали на злой умысел Совкова. Так что он был полностью изобличен. Обвинение предъявили  в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека с применением предмета, использованного в качестве оружия. Смягчающим вину обстоятельством, на процессе, где на скамье подсудимых оказался Юрий Совков, признали противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом для совершения преступления.
В итоге осужденному назначили наказание в виде двух лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Тем же приговором с него взыскано в пользу потерпевшего Анатолия Ивакина 5300 рублей в счет возмещения, причиненного ему преступником,  материального ущерба.