Зийрак

Абдимумин Шодиев
Написать этот рассказ меня побудило произведение Юрия Иванникова «Детство. Гордый». Спасибо ему!


Итаак, у всех взрослых было детство и у многих(особенно сельских) семей были(имеется и будут) щенки, собаки. Так было(и сейчас так) и у нас. Когда я учился в пятом(или в шестом, точно не помню) классе, мои предки завели очередного щенка, ибо наш взрослый пёс по имени Зийрак был так стар, что в основном спал. Очередного щенка тоже называли Зийрак. В наших краях собак в большинстве случаев называют или Зийрак, или Олапар, называют просто механически, но в этом есть некий смысл. Зийрак называют, потому что, если это слово перевести на русский язык(тут я пользуюсь электронным словарем "Lug'at"(т.е. Словарь), OOO "SPELLS"), зийрак - 1.сметливый, смышлёный, понятливый, догадливый; ~ бола смышлёный ребёнок; 2.чуткий; ~ одам чуткий человек; ~ ит чутъистая собака. Отсюда ясно, что собака должна быть чутъистая, в смысле охраны дома круглосуточно. Словосочетание "олапар" означает "пестропуховый". Хотя собаки покрыты не пухом, а шерстью(по узбекски "жун"), словосочетание "олапар" звучит более громко, увесисто, чем словосочетание "олажун". Поэтому наши предки предпочитали словосочетание "олапар" при назывании пёстрых собак, наверное. Ладно, перейдем к нашему щенку Зийрак. В общем я научил Зийрака кататься на сане. В те времена, в шестидесятые годы прошлого века у нас тоже были обильные снегопады и мы ребята смастерили(кто как) деревянные санки. Я например смастерил по моим понятиям очень прочную и основательную сану. Мой отец был плотником и в инструментах проблем не было. Моя(или моё, извините, я в этих муж., жен., ср. родах плохо разбираюсь(школу и ещё кое-что окончил на узбекском)) сани хотя был маленьким, компактным, но на нем можно было перевозить два мешка(по 50кг.) муки. Так, на этой сане я научил Зийрака кататься. Наши(у всех ребят) санки катались оочень легко, потому что на их опоры мы закрепляли полиэтиленовые трубы диаметром 25мм. Эти трубы были очень прочные(толщина стенка 2,5-3мм), особенно зимой, в холоде они становились как металлические. Их привезли в наш колхоз орошать хлопчатника засеянных на богарных землях. В те времена появлялись большие насосы, осваивались новый, богарные земли, их орошать без этих полиэтиленовых труб было, ну оочень проблематично. Этих труб, срезанных длиной 1,5-2 метра(на каждой грядке по одному) было великое множество, их осенью собирали и оставляли прямо на этих новых полях, многих даже не собирали, они половино закопанными валялись прямо на этих грядках. Кто-то, нашего или из ребят соседского колхоза додумался(гений в прямом смысле этого слово), что если из этих полиэтиленовых труб закрепить на опоры санки, тот будет кататься очень легко, прямо как на воздушной подушке. И они катались легко. Мы их веревками по длиннее зацепили к велосипеду и катали друг-друга на довольно больших скоростях. В общем с этими санями мы забавлялись довольно здорово. Маленькому Зийраку было все интересно и когда я тащил сану перевезти что-либо(дрова или воду, например) он лаясь по щеночному бегал позади санки. Однажды я посадил Зийрака вместе с дров и покатал немножко. Я думал он испугается и выпрыгнет из санки. Но он не выпрыгнул, катание даже понравилось ему. Потом я регулярно сталь катать Зийрака на сане. Он научился крепко держаться на сане и когда я зацепив сану к велосипеду катал его по улицам кишлака на значительных скоростях, Зийрак не улетел из санки, держался крепко. Все кто видел этих сцен от души смеялись и радовались.
Потом пришла весна, снег таялись, наши с Зийраком катания прекратились...
Прошло год, снова зима. Зийрак повзрослел, по размеру стал почти взрослой собакой. На мои старания катать его на сане "смотрел по-собачьи философски". Он был не почти, а настоящим взрослым псом, а катания на сане было для него чем-то детским. Хотя тогда я сам хотел быстрее стать взрослым, такая скорость взросления Зийрака вызывала у меня смешанные чувства. Кстати, я тоже повзрослев медленнее чем Зийрак, смотрю на свои детский забавы как-то по-человечески философски.
Интересная шкала(скорость) взросления живых существ.