Бессмертный полк

Ева Ру
                "#БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК"

Это нужно не мертвым!
Это надо  живым!

Р. Рождественский
из поэмы Реквием


      Мой дед умер за 36 дней до моего рождения. Умирал на руках у своей снохи - моей мамы. Имея шестерых сыновей и трех внуков мужского пола он, мучаясь от боли, просил: "Люба, я так хочу чтоб у нас девочка родилась! Назови ее Валентиной". Ему было 56 лет.

      Образ деда формировался в моем сознании только по рассказам родителей, бабушки и старших братьев, еще по паре выцветших фото, уже не черно-белых от времени, а будто нарисованных сепией.  Да, частично, по книге астраханского писателя Адихана Шадрина, в которой упоминается история семьи, естественно, с художественными вымыслами. Так 40 лет я и жила с этими представлениями.

      Десять  лет назад, приехав погостить в свой родной город, я  пошла с визитами ко всем родственникам и навестила дом бабушки, в котором доживает свой  одинокий век ее сноха Лидия Федоровна, жена рано ушедшего из жизни моего дядьки.  Дом их находится рядом с моим родовым домом. Детей у нее не было, она всегда возилась с  нами - племянниками мужа и детьми своих сестер. Разговаривали, вспоминали, пили чай, рассматривали фото, плакали, смеялись, опять плакали. А потом она достала из комода  небольшую коробочку и передала ее мне со словами: «Возьми, это память от деда, у тебя лучше получится это сохранить». Я открыла коробочку, а в ней лежали свидетельства о рождении деда и бабули,  свидетельство о их браке,  довоенное фото деда – бойца Красной Армии,  его записная книжка, исписанная простым карандашом и перьевой ручкой, медаль «За Отвагу» без колодки и орден Красной Звезды.

     Я не единственная наследница этих наград. Нас у деда 7 внуков. Принять награды мне было неловко, но Лидия Федоровна настаивала: «время сложное и искушений много, могут продать, могут потерять или еще что-то сделать с наградами, а ты женщина состоятельная – сохранишь. Забирай! Дочкам передашь».

     Я пошла к своему старшему брату, сказала, что как-то неудобно себя чувствую по этому поводу, стала предлагать ему забрать награды. Он ответил, что все справедливо. Побренчал у меня перед носом своими профессиональными ведомственными "бронзулетками" - как он выразился о них. Затем я пошла в гости к единственному оставшемуся в живых сыновей деда, моему дяде Валентину Михайловичу с этими наградами. Он тоже сказал, что все правильно – я смогу сберечь их для потомков и показал мне свои трудовые правительственные ордена и медали. 

     Так и вернулась я в Москву с семейными реликвиями. Достану из коробочки звезду, возьму в руку, а она как заряженная какой-то энергией покалывает, пощипывает руку, что-то хочет сказать. Я когда это в первый раз почувствовала даже испугалась. Потом поняла, что надо что-то делать с этими наградами. Орденской книжки нет, военный билет не сохранился и решила написать запрос в Центральный Архив Министерства Обороны. Честно сказать, на ответ не очень надеялась, но он пришел. На официальной бумаге с перечислением всех наград. И оказалось, что медалей за Отвагу деду вручили две, и еще за «Победу над Германией» и этот самый орден. Перечислены все номера. Однако номер медали «За Отвагу» не совпадал с номером переданной  мне награды.  Как это произошло – уже никто не расскажет. Но есть желание узнать кому же она была предназначена, и в ближайшее время я этим займусь. Справку и фото деда размножила и разослала всем родственникам.

        Век интернета творит чудеса. Новости распространяются молниеносно. Сейчас в Архив МО писать не надо – можно посмотреть по сайтам и порталам и вся информация и боевой путь будут известны в течение 5 минут. Когда открыли в интернете архивные документы Великой отечественной войны и я нашла своего деда, я не могла сдерживать эмоции и плакала от информации о его подвигах в наградных представлениях. Через что же прошли наши деды!

        В 2011 году появилось традиция «Бессмертный Полк»  -  река фотографий людей, побывавших в аду войны. Каждый год собираюсь пройти с портретом деда. Но только мыслями  собираюсь, а пойти – боюсь ноги подведут - путь от Белорусского вокзала до Кремля для меня далек. Год назад зависла в социальной сети «Одноклассники» и  вижу в ленте акция «#бессмертный полк».  Разместила там фото деда и архивную справку. «Хоть так поучаствую» - подумала.  Аккаунт у меня закрытый – общаюсь только с близкими и родными. И вдруг появляется под фото деда комментарий: «Валентина! Откройте, пожалуйста, для меня личную переписку. На фотографии родной брат моего деда (и ФИО). Его дочь, моя мама, узнала и говорит: это дядя Миша точно, я его помню. Надо у вас кое что спросить, мы родственники!” Я знала, что у деда был брат с таким именем и откликнулась на просьбу.

      Что тут началось! Слезы, успокоительное, активная переписка, телефонные звонки, всплывала самая невероятная  информация о родственниках, трудно передать словами сколько эмоций и мыслей все это подняло. И столько нашлось родственников!

      Оказалось, что после революции  кого-то из семьи раскулачили и сослали, кто-то бежал в Бельгию, кто-то в Англию, а тот, кто остался на родине и стал вести переписку со сбежавшими, попал в ссылку в Архангельскую область без права переписки. Связи терялись принудительно, сознательно, случайно.  От рода остались осколки. Потом война... Она раскидала оставшихся еще дальше.

      Слава Богу, что жива была эта 94-летняя племянница моего деда, и находилась в здравом уме и твердой памяти! Она-то и открыла много семейных тайн, назвала родовые фамилии и биографические факты. А сколько неизвестного, того, что не возможно уже узнать и восстановить осталось в информационном пространстве.  Удивительная случайность.

       А через три месяца эта бабушка умерла. Будто она ждала это фото в Бессмертном Полку, чтоб передать информацию. Выполнила возложенную на нее Богом миссию перед родом и ушла. Светлая память, моя дорогая, и огромное тебе спасибо.

     К Бессметному Полку люди относятся по-разному, кто-то злобно шипит, что это ходячий российский могильник,  кто-то считает  его дешевой акцией, кто-то идет в любую погоду в память о предках, закутываясь в плащ и прикрывая пленкой дорогие сердцу фотографии. Я думаю, что это - патриотическое действие, которое делает народ единым, без партийной, социальной  и национальной принадлежности, помогает чтить и помнить действительные исторические события, свои родовые корни, это национальная традиция, укрепляющая и прославляющая Русскую Цивилизацию в истории мира. Она даёт понять американцам, кто победил в этой ужасной войне и не переделывать историю наглым образом под себя. Это наш подвиг. Каждого конкретного человека и всех вместе. Я благодарна томским журналистам  С. Лапенкову, С. Колотовкину и И.Дмитриеву за создание этого народного некоммерческого, неполитического и негосударственного  движения. И спасибо нашим дедам за Победу.
      

Февраль 2018

На фото мой дед Михаил