Мемуары. Распределение

Владимир Сысолятин
   «Так-так!» — посмотрев на нас, пробубнил какой-то хмырь, как бы из отдела кадров института. «Так вот, — продолжал он, — всем семейным предлагаю распределяться в бытовое обслуживание, потому как только там обещают жильё и более нигде!» А я же дярёвня! Во всех этих премудростях, лох! «Вот вам список, запишетесь и гарантированно поедете туда! — продолжал хмырь. — Преимущество имеют старосты групп и отличники, а далее по успеваемости!» Прочитал и выбрал Тамбов, — город чёрти где, но нашенский, почти центр!

   Распределение состоится 25-го... Прихожу, — распределение переносится на ... Прихожу на ... — распределение переносится на... Военка, сегодня ныряем в бочку с аквалангом! Уже часа три-четыре, взбираюсь на мостик. «Ты как распределился?»  — спрашивает кто-то из наших.
 — Как это распределился!?
 — Ты чего, ещё там не был?
 — Где?
 — Там же распределение идёт вовсю! Мы уже! Бросаю акваланг и бегом, а там одни троечники остались! «А на ваше место уже поехал холостяк! — равнодушно отвечает комиссия. — Где же вы были?» Пришлось смириться с бардаком в системе образования.
Что мне оставалось? Пришлось согласиться на Чаплыгин. Вы не знаете где это? Это всё в на севере Липецкой области. А железнодорожная станция всё ещё по старинке называлась Раненбург. Кстати совсем рядом (35 км.) станция Лев Толстой. Это бывшая станция Астапово известная как место последних дней жизни Льва Николаевича Толстого. Теперь это и станция и посёлок его имени.

   Не будь я лохом может вся моя судьба сложилась бы совсем иначе... После окончания института нам давался месяц как бы отпуска и... И приступить к работе на месте обозначенном при распределении. Ну это для девчонок, да инвалидов, а для нас только после военных сборов, до самого августа. В смысле отпуск в сентябре. Как уж мне пришло в голову, что надо бы поехать, узнать, что по чём? И вот я на паровозе... Как и положено лоху поехал я прямёхонько в Чаплыгин. Поезд приплыл где-то после обеда. Первое впечатление наверное самое верное?.. Какая-то улица?.. По ней кто-то гонит несколько коров?! Мимо хрущёвок... Вдалеке виден Собор. Наверное его с любой точки города видно? Это сейчас он приукрашен, а тогда...

   Нашёл телеателье, где я как бы должен начальствовать... Там так удивились... Оказывается им никто не нужен! И вообще мол нормальные люди едут сначала в Липецк, а уж потом... Пока суть да дело, оказывается автобус в Липецк уже уехал, последний естественно! И стало быть в гостиницу... Наутро первым, стоя в Липецк. Первое впечатление... Ну как обычно самое-самое... От автостанции до трамвайной остановки метров: 200, 300, 500... На первых пятидесяти глаза стало резать и в носу щипать! И чем ближе к остановке тем всё сильнее и сильнее. И воздух какой-то синеватый... Оказывается там металлургический не-то завод, не-то комбинат?.. И вся гадость оттуда! «А мы привыкли!» — просветили меня местные... «Ни хрена себе, — думаю, — житуха у них здесь?!»

   Директор объединения тоже удивился моему появлению! Видно я первый из молодых специалистов нарисовался сам, добровольно! «Да,  — говорит он, — действительно нам уже никто не нужен, в смысле в Чаплыгине. Я конечно не могу тебя заставить, но нам специалист нужен в Усмани. Там, так, мужичок без образования начальствует... Может туда поедешь?» Пришлось переночевать в гостинице. Но в какой? Я так думаю, что это какая-то обкомовская или около этого? С мужиком уже предпенсионного возраста. Разговорились... Он какой-то крутой бухгалтер из Сибири или Урала? Там квартиру сдал, здесь получит в течение недели. Вот мол жду пока... Потом семью перевезу. Тогда я, дярёвня воспринял как нормальное... Это сейчас бы я сказал: «Ни хрена себе?..» Наутро с инженером по ТБ (технике безопасности) поехали мы в эту чёртову Усмань, а к вечеру вернулись обратно.

   На другой день долго-долго беседовали с директором... «Ну вот, — говорю ему, — а если я вдруг не приеду. И, что тогда?»  — Ну... Мы пошлём письмо в наше министерство, типа раздолбай (молодой специалист) не прибыл! Наше министерство вашему (образования?). Оно в институт. А там не в курсах где тебя искать? На этом всё и закончится. Только вот как и куда ты потом сможешь устроиться на работу, вопрос? По закону тебя нигде и никуда не должны принять! Ну, а если надумаешь, можем помочь с перевозкой мебели и прочего. У нас машина периодически к вам в город приезжает за бракованными кинескопами. Так, что вот!»

   Да, я попробовал на завод сунуться, конечно со мной даже разговаривать не стали! Езжай мол туда, куда направляли... Ну и все начали уговаривать, уезжай от греха подальше, езжай... А, я же лох! И вот потратив почти все деньги на всякое житейское барахло... В общем всё в контейнер и по железке в Усмань отправил. А следом и сам с женой, прямо в ту же Усмань...

   А дальше... Встретился я там с тем кого я должен был подсидеть! Разговорились... Оклад девяносто рэ. Квартира частная тридцать пять рэ... А надежды на получения чего либо от государства, — глухой номер! У нас вот есть детский доктор: здесь родился, вырос, закончил школу, институт... И по окончанию приехал сюда. Так ему, с большим трудом смогли конуру в семь квадратных выделить... А ты кто здесь? Через три года смоешься, — только тебя и видели! Но самое противное, что для жены работы не было. Единственное место филиал какого-то электролампового завода, а там... Там на десятки лет всё расписано... На каждое место очередь из родственников. Единственное, — в колхоз, дояркой.

   Рассказал всё жене, та в рёв... Наверное от мамы у меня такая решительность?.. «Всё! — сказал я, — обратно и будь, что будет?! Едем отсюда». Пошли, написали заявление на возврат контейнера, а потом? Потом денег нет даже до Москвы доехать! И? И пошёл я к тому, кого я должен был подсидеть! «Ты хочешь работать на своём месте?» — спрашиваю.
  — Конечно, — отвечает. У нас же работу найти?..
 — Тогда выручай, займи мне денег доехать до дома. В течение недели я перезайму и тебе телеграфом вышлю. Спасибо ему, доброму человеку, поверил он мне!!!

   Утром в Липецк. Билет до Москвы и? И целый день на улице... Поезд в Москву только поздно ночью. Жена простыла где-то, температура... Как мог успокаивал. Москва, жене всё хуже... Спасибо Советской власти, в медпункте на вокзале оказали помощь и лекарства совершенно бесплатно. На последние деньги купили бутылку кефира и булочку. Жена совсем никакая, что-нибудь кислого-солёного?.. Рванул вдоль какой-то улицы и о счастье, — магазин. Денег хватило на два маринованных помидора... Домой приехали с одной копейкой в кармане!

   Конечно заняли денег у друзей. Выслал доброму человеку в Усмань. Надо что-то с работой делать? Не помню уж что меня натолкнуло?.. Пошёл в местное объединение, поплакался директору и?.. «Да, — ударился директор в воспоминания, — сам когда-то отмазался от распределения...» Одним словом взяли меня радиомехаником в мастерскую. Помог и с пропиской. Так в моей жизни появился ещё один хороший человек! Это был октябрь 1974-го. А уже в 75-м начались всякие перестройки, перестановки и меня сократили. Я особо не печалился и сразу же направился на завод.

   «Ну, вот! Теперь другое дело! — обрадовался начальник отдела кадров. — Печать в трудовой есть и мы здесь не причём!» Так меня приняли в ОГК, — Отдел Главного Конструктора... Вот так отмылось моё распределение в этот славный город Чаплыгин!

   На рисунке слева-направо: Та самая бочка для ныряния. Кап-3 проверяет очередную жертву на предмет герметизации. Вот и я таким чучелом выглядел когда-то?
   Мой диплом.
   Тот самый Троицкий Собор в Чаплыгине.
   Железнодорожный вокзал в Усмани. Это в наши дни. Как он тогда выглядел? Не до вокзала было!.. Всё это на фоне карты двух областей: Орловской и Липецкой, граничащей на севере с Тульской областью, на востоке с Тамбовской и юге с Воронежской.