Михаил Иванович Глинка. ч. 3

Людмила Дементьева
В «Отечественных записках»  об опере «Руслан и Людмила» В.Ф.Одоевский написал:"Утвердительно можно сказать, что ныне между европейскими музыкантами нет ни одного с такою свежею фантазиею, которая выдержала бы целую фантастическую оперу всегда ново. Всегда оригинально.» Это всё было известно Глинке. Но его угнетал позорный процесс развода, светские сплетни, завистливая злоба мелких музыкантов. Он хотел "забыть о своём горе.» Потому и торопился  вырваться из Петербурга. Надеялся, что новое путешествие излечит печаль сердца. Простившись с матерью, в конце июня он доехал до Варшавы, далее лежал путь на Берлин, где он  показал Дену партитуры своих опер. Особенно понравилось Дену трио  «Не томи, родимый» из оперы «Иван Сусанин».
 
Вскоре они пересекли границу Франции, и Глинку пленил Париж. Новые впечатления, новые и старые друзья: А.Мериме, Виктор Гюго, возобновление знакомства с Берлиозом. Помощь Берлиоза имела для Глинки большое значение.( Спустя два года, Берлиоз концертировал в России и был тепло принят музыкальными друзьями Глинки.)Теперь имя его известно и журнал "Revue et gazette musicale” сообщает, что Глинка, «знаменитый русский композитор» намерен провести зиму в Париже. Комическая опера  надеялась, что он напишет для неё что – нибудь. Мнение Глинки таково,  что  «будучи русским душой», не желает он «подделываться на чужой лад». Чтобы понять, что для Глинки – путешествие, надо вспомнить, сколько новых произведений он написал, как готовился к  поездке в другую страну. Так, узнав, что Лист будет концертировать  в Испании и, желая побывать там, Глинка стал изучать испанский язык. Но пока он во Франции  нужно заинтересовать парижан  своими сочинениями, показать, что существует русская музыка,  есть русские композиторы. Поэтому, когда Берлиоз  предложил  ему включить свои произведения в программу его «музыкальных  празднеств», Глинка включил Лезгинку из "Руслана и Людмилы» и попросил певицу А.А.Соловьёву – Вертейль спеть по – русски Арию Антониды из «Ивана Сусанина.» Концерт состоялся  4/16 марта  1845г. в великолепном цирке Елисейских полей. Дебют Глинки был удачным, и Берлиоз просил его  повторить свои произведения на следующем празднестве. Концерт прошёл успешно, и Берлиоз написал  о Глинке хвалебную статью, в ней он назвал русского  музыканта « в числе превосходнейших композиторов нашего времени». В письме к матери Глинка пишет:»Может быть, другие будут счастливее в своих дебютах, но я Первый Русский Композитор, который познакомил парижскую публику с своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России».

Следующие полтора месяца были заняты подготовкой к поездке в Испанию. По – испански он уже говорил лучше, чем по – итальянски. И вот он в Испании. Испанцы, по мнению Глинки, больше всех соответствовали «его характеру.» Здесь он слушал испанскую народную музыку,  видел испанские танцы, здесь услышал мелодию танца «Арагонская хота». Глинка даже сам учился танцевать. Правда, признавался, что только с кастаньетами  у него не получается. В Мадриде он  написал «Блестящее каприччио для большого оркестра на Арагонскую хоту». Такое приятное течение испанской жизни смягчило боль его воспоминаний, и он  впервые за долгое время мог обходиться без помощи врача. В Испании, в придворном концерте осенью 1846г. было исполнено трио «Ах, не мне, бедному» из оперы "Иван Сусанин».   Весной 1847г. в Севилье Глинка познакомился  со скрипачом и композитором Уле Буллем. (Это тот самый знаменитый музыкант, который изменил жизнь Эдварда Грига, сказав, что тому необходимо учиться музыке).
 
Из Мадрида Глинка  отправился во Францию, побыл там три недели, и 28 июля/ 9августа, после трёх лет скитаний, вернулся в Новоспасское. Сначала жили весело,  у Глинки собирались знакомые, он читал  произведения  русских писателей и Шекспира, летали за сеткой птицы, в зале бегали два ручных зайца …   В пору творческого подъёма Глинка написал такие  замечательные романсы:"Заздравный кубок» на стихи А.С.Пушкина, «Песнь Маргариты» на слова Гёте, «Слышу ли голос твой» на слова М.Ю.Лермонтова. В это время написана  «Свадебная плясовая», впоследствии названная «Камаринской».  Значение её для русской симфонической школы подчеркнул Чайковский :"Вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде».

В ноябре 1848г. Глинка возвращается в Петербург для встречи с матерью. Он побывал на 50-летнем  юбилее литературной деятельности Жуковского. Весной 1849г. познакомился со знаменитым польским композитором С.Монюшко во время двухлетнего пребывания в Польше. 8 ноября 1858г. в оперном театре Глинка встретился с Мейербером., который выразил своё восхищение музыкой русского композитора.
После одного из концертов Глинка простудился.Грипп вызвал обострение печени. 25 февраля/9 марта 1857г. Глинки не стало.  Тело  было перевезено в Петербург  стараниями его сестры Людмилы Ивановны Шестаковой. 24 мая 1857 г.  оно было предано земле  на кладбище в Александро – Невской лавре. На его смерть отозвались почти все столичные газеты и журналы. И.И.Панаев писал:"…Имя Глинки проникло в самые глухие  и отдалённые углы России  вместе с его мелодическими, задумчивыми или страстными звуками»… Смерть Глинки- величайшая потеря для русского музыкального мира».


Фото: М.И.Глинка. Фотография С.Левицкого.