Дудко И-Д Гл. 6 Пётр Ч. 12-17 Белые стихи

Дудко 3
ДУДКО И-Д
ГЛАВА 6  ПЁТР
ЧАСТЬ 12- 17  БЕЛЫЕ  СТИХИ

Пётр Иванович кроме основной напряженной работы, которой было занято всё его время, ещё успевал  писать стихи.

Поразительно  - сколько талантов скрывалось в этом худеньком пожилом человеке,  обладавшим огромной душой и силой воли.

Сохранилось несколько его стихотворений. Это – белые стихи.

Что такое – белые стихи?

Бе;лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.

Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии, в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения, о белом стихе говорить не принято.

В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах. Например, у Александра Пушкина в драме «Каменный гость»:

Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…

В XX веке употребительность белого стиха в русской поэзии идёт на спад, и его появление обычно свидетельствует о сознательной стилизации .

Эти пояснения взяты из ВИКИПЕДИИ. Автор текста – не известен.

Любопытна фраза -

«Употребление этого термина возможно только для тех НАЦИОНАЛЬНЫХ  ПОЭЗИЙ, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками»…

Вероятно Петру Ивановичу легче было писать именно белые стихи, поскольку, несмотря на то, что он был по происхождению – украинец, к его украинской душе
с детства присовокупились  тюркские национальности.

Петр Иванович кроме русского языка, владел в совершенстве тюркским языком, на котором разговаривали в этом огромном Туркестане.

Знал и все местные традиции народностей, проживающих на территории Киргизии, легко с ними общался. Этот опыт он приобрел, в постоянном общении и уважении к языку страны, в которой он и жил и трудился.

2 августа 1919 года  вышел декрет № 32  -  "О признании тюркского языка государственным", в котором было сказано:

«...ввиду необходимости установить нормальное отношение между различными национальностями Туркестана, Центральный Комитет Туркестанской Республики постановляет: Во всех учреждениях непременно должны быть налицо служащие, знакомые со всеми наречиями Туркестанских народностей...

Именем Туркестанской Республики зам. председателя Центрального Комитета Солькия Тов. председателя И. Нагай.

 Источник «Красное знамя труда», 21 декабря 1919г.


Владея тюркскими языками, Петр Иванович, бесспорно, имел преимущества в решении всех партийных и хозяйственных вопросах для становления нового Советского государства.

Видимо, именно владение тюркскими языками инстинктивно побудило Петра Ивановича использовать белый стих в своих поэтических - малых форм произведениях.

В качестве примера приведём несколько таких стихотворений, сохранившихся в его личном архиве...

Из далей времени былого
Прошедших отшумевших грез
Как память друга дорогого
Встает твой образ в полный рост.
Что же с тобою друг случилось?
Сердце с другом разлучилось,
Не всегда ли будет так,
Что забытый был "чудак"?
Мне больно грустно и досадно
Тебя мой друг воспоминать
И что ж! Тебе как видно не видать
Твой друг один будет страдать.
Ты оставил свою "дачу"
И о ней боже не плачу
Где проложен мною путь,
Где приятно было отдохнуть.

 
Ах как прекрасны в дали ночью горы
Вершины их в тумане спят.
Над высокими снегами
Орлы могучие парят.
Душа скорбит,
Все о тебе тоскует,
А ворчливый мой друг манит и волнует.
Думы мои всегда полны тобою
Но  иногда твое молчание заряжает злобою.
Тихо спят в тумане горы,
в синеве их вершины чаруют взоры
И в тиши ночной сон всех нежно ласкает
И мой друг о своем друге ничего не знает,
Он тоже спит вместе с горами,
Забыл он дружбу между нами.
Сон его нежно ласкает.
Он друга забыл и ничего о нем не знает,
Тихую песню ему напевает.
Спи же друг Мыкола,
Пусть никто не тревожит твой покой,
Пусть горы примут тебя в твои объятья
И друга разлучат навсегда с тобой.

 
Следующий стих поучительный, Петр Иванович никогда не пил и учил этому своих близких. Видимо однажды был там, где как пишет - "свата женили".

По приглашению я - в гости,
Где был самогоном украшен стол.
Прошелся я в комнате вперед и взад,
Здесь ждет меня сладкий яд.
Хотя жизнь трудна,
Струя самогона красна.
И радость в нем заключена.
Во тьме душе моей чувствуется кошмар,
Но как выпьешь - радость как пожар.
Я знал, что отравит это" Вино".
Но напиться надо все равно.
На самом деле свата женили,
Друг друга тузили
И полилась наша кровь,
 Передохнем, начинаем вновь.
Отравил нас самогон
Валит он нас всех с ног
Кулаки во всех замелькали,
Мы друг друга лупцевали.
Все морды поранены,
Кровью одежды испачканы,
Мозг полностью отравился,
До чего же каждый напился.
В постели валяются
Стонут и ругаются.
Где же власти живут?
Почему нам не помогут?
А там? В отрезвителе есть места?
Дорога к выселке пуста?
Вот туда нас следует поторопить,
Где научат, как нужно жить.
А через три, пять лет
Мы дадим сердечный обет.
Жить, как нас призывали.
Но мы этому не внимали.
Да! Только там была бы усвоена мораль
Без этого они не пригодны для коммунизма.

 

Белые стихи между прочим легче читаются, если их записать сплошным текстом – в прозаической форме, что многие теперь и используют.

Например – это стихотворение Петра Ивановича:

Я жил как многие в горах, - в глуши, у берегов малой и большой реки,  где лишь кричали кулики. Шумели глухо камыши. Рядом стаи диких птиц, как изваяния гробниц, сидели важно на песке. Виднелись горы вдалеке и синий бесконечный лес скрывал ту сторону небес. Куда дневной окончив путь, уходит солнце отдохнуть. Наступает в горах ночь и все заботы уходят прочь. Растянемся под скалой. Это был  мой милый покой.