Смерть Сталина и Вальпургиева ночь в минкульте

Валентин Спицин
Наконец-то удалось посмотреть фильм «Смерть Сталина», про который я давно слышал. Не скрою, сообщение о запрете проката фильма в РФ стало главной побудительной причиной посмотреть, - запретный плод всегда сладок. Особенно когда среди «запретителей» промелькнула фамилия некого Пожигайло из моего родного Иванова, «прославившегося» здесь весьма специфическим поведением. Вспоминается дело директора знаменитого завода «Шуйская водка», одного из исторических шуйских брендов, ныне закрытого, и одновременно владельца сети магазинов «Еда» в Иванове Андрея Серова, вяло разыскивавшегося тогда, в начале 2000-х, милицией «в связи с подозрением в заказе похищения человека». Фамилия Пожигайло тогда мелькала весьма навязчиво. Дело темное, - то ли он, то ли у него, а осадочек остался. В общем, этот тип в запрете чего-то, - лучшая реклама этому «чему-то».

Кстати, о Шуе. Старинный город с богатой историей, славный той самой фирменной водкой и изготовлением гармоней, настоящих, русских, кондовых. Сколько я себя помню, мы всегда отождествляли Шую с гармошкой и отличной водкой, за которой к нам из Москвы ездили (как, впрочем, и за гармошками). И вдруг на тебе, на гербе Шуи …мыло! Рекбус, кроксворд! Ну, это я так, о «национальных особенностях истории», в виде лирического отступления, - я не против мыла, если потом водочки под гармошку.

Для начала про фильм вот выдержки из энциклопедии.

«Смерть Сталина» (англ. The Death of Stalin) — британско-французский политико-сатирический комедийный художественный фильм британского режиссёра Армандо Ианнуччи, снятый в 2017 году по одноимённому французскому графическому роману 2010 года Фабьена Нури и Тьерри Робена».

Фильм повествует о последних часах жизни лидера СССР Иосифа Виссарионовича Сталина и политической борьбе за власть его ближайшего окружения сразу после его кончины в начале марта 1953 года.

Главные роли в картине сыграли Стив Бушеми, Саймон Рассел, Бил, Джейсон Айзекс, Руперт Френд и Ольга Куриленко.

Премьера фильма состоялась 15 сентября 2017 года на Международном кинофестивале в Торонто (Канада). В Великобритании фильм впервые вышел на экраны 20 октября 2017 года. Премьера фильма в России состоялась 25 января 2018 года в московском кинотеатре «Пионер», несмотря на то, что выданное фильму 17 января 2018 года Министерством культуры Российской Федерации прокатное удостоверение было отозвано 23 января 2018 года, за два дня до выхода картины в прокат.

Сюжет.

СССР, 5 марта 1953 года. Умирает советский лидер Иосиф Сталин. После его похорон начинается такая гонка за власть, что страна погружается в хаос. В борьбу за власть активно включаются Никита Хрущёв и Лаврентий Берия. Оба претендента стремятся склонить на свою сторону старых членов Политбюро ЦК КПСС, а также использовать детей Сталина (Светлану и Василия) в своих целях. Впоследствии в гонку вступает  командующий советской армии Георгий Жуков, недовольный действиями Берии. В результате совместных действий Хрущёв и Жуков склоняют на свою сторону формального руководителя государства Георгия Маленкова и свергают Берию.

Фильм основан на графическом романе (комиксе) французских авторов Фабьена Нури и Тьерри Робена «La Mort de Staline. Une histoire vraie… sovi;tique» («Смерть Сталина. История, истинно… советская»), первый том которого «Агония» был издан в 2010 году, а второй — «Похороны» — в 2012 году. Фабьен Нури обратился к страшной истории смерти советского вождя, намереваясь создать собственный киносценарий триллера, но, в итоге, совместно с Тьерри Робеном пришёл к комиксу, формат которого лучше отражал трагизм истории. Как утверждает Фабьен Нури, он «не изобрёл ничего», а, наоборот, был вынужден изъять некоторые исторические детали, оказавшиеся чересчур безумными, а основным вдохновением для сюжета называет фильм «Доктор Стрейнджлав« (1964) режиссёра Стэнли Кубрика.

При работе над сценарием британские авторы — Армандо Ианнуччи, Дэвид Шнайдер, Иэн Мартин, Питер Феллоуз — использовали повествовательную структуру, созданную Нури и Робеном, и усилили сатирический посыл по сравнению с более серьёзной графической новеллой, сохранив ужас и трагизм истории. По словам Ианнуччи, авторы старались отнестись к историческим событиям с максимальным уважением и с пониманием того, что происходившее с миллионами людей в СССР не было смешно, однако можно использовать комедию для исследования мировоззрения советских политиков и смеяться над «подковёрными интригами этих взрослых людей, которые внезапно ведут себя как дети».

В ходе подготовки к съёмкам авторы съездили в Москву, где посетили Кремль, дачу Сталина, пообщались с историками и заставшими 1950-е годы москвичами, а также посмотрели такие российские фильмы как «Утомлённые солнцем« (1994) Никиты Михалкова и «Хрусталёв, машину!« (1998) Алексея Германа.

Фильм открывается звуками адажио из концерта для фортепиано с оркестром № 23 Моцарта, за роялем сидит любимая пианистка Сталина Мария Юдина (её играет Ольга Куриленко [французская актриса русского происхождения - ВС]). Этой же музыкой фильм завершается, в зале исполнение Юдиной слушают уже другие руководители. Ианнуччи стремился начать фильм прекрасной музыкой Моцарта, с тем чтобы постепенно красота сменилась на нечто ужасающее. Сталину в действительности нравилась игра пианистки, и показанная в фильме история спешной записи пластинки с понравившимся вождю исполнением Марии Юдиной была описана в воспоминаниях Дмитрия Шостаковича, там же композитор пересказывает историю о том, что пластинка стояла на проигрывателе в момент смерти Сталина.

Оригинальный саундтрек к фильму создал композитор Кристофер Уиллис, при написании музыки он вдохновлялся творчеством советских композиторов 1950-х годов, прежде всего Дмитрия Шостаковича и Моисея Вайнберга. По словам Уиллиса, Шостакович и Вайнберг в работах того периода «пытаются быть счастливыми, но у них не получается», и это подходящее фильму «маниакальное» качество Уиллис старался сохранить в своей работе над музыкой к картине.

Прокатное удостоверение фильму было выдано Министерством культуры Российской Федерации 17 января 2018 года, премьера в России была запланирована на 25 января 2018 года.

После организованного 22 января 2018 года Министерством культуры РФ общественного просмотра фильма, на котором присутствовали деятели кино, депутаты Государственной думы, представители Российского исторического общества, а также члены Общественного совета при Министерстве культуры РФ (среди зрителей были режиссёры Никита Михалков и Сергей Мирошниченко, кинопродюсер Леонид Верещагин, зампред Комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко и другие), было опубликовано открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой временно отозвать прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» (среди подписантов — Никита Михалков, Владимир Бортко, Сергей Мирошниченко, Александр Галибин, дочь Георгия Жукова Эра Жукова и другие).

Авторы письма усмотрели в трейлере к фильму «оскорбительное отношение к Государственному гимну страны» и оценили фильм как «произведение с очень плохо играющими актёрами, небрежными и неправдивыми декорациями» и «пасквиль на историю нашей страны», и предположили, что содержащаяся в нём информация «может быть расценена как экстремистская, направленная на унижение достоинства российского (советского) человека, а выход фильма в канун 75-летия Сталинградской битвы назвали «плевком в лицо» её жертвам и всем оставшимся в живых. Павел Пожигайло обнаружил в фильме оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и исторических персонажей, дискредитацию государственных символов (советского гимна, орденов и медалей) и наличие сцен чрезмерного насилия. Глава Общественного совета при Министерстве культуры РФ писатель Юрий Поляков заявил, что фильм — «образчик идеологической борьбы с нашей страной». Правнук Сталина, грузинский художник и общественный деятель Яков Джугашвили, в интервью радиостанции «Говорит Москва» сообщил, что не смотрел фильм, но для него достаточно уже определения жанра фильма как комедии, и назвал «нелюдями» авторов картины, для которых «смерть является поводом для смеха». Сын Никиты Хрущёва, Сергей Хрущёв, заявил, что фильм является ярчайшим примером искажения истории СССР и России, что «внедрение в сознание молодого поколения ложного, искажённого и унизительного представления о прошлом, а следовательно, и о настоящем нашей страны, являет собой огромную опасность», и от имени своей семьи попросил министра культуры РФ «приложить все усилия для того, чтобы эта подлая ложь не отравляла чувства людей, пришедших в кино — как молодых, так и тех, для кого ещё свежа память о прошлом».

Министр культуры РФ Владимир Мединский, сославшись на «мнение присутствовавших на просмотре граждан», и предположив, что зрители воспримут фильм как «оскорбительную насмешку над всем советским прошлым», заявил 23 января 2018 года об отзыве прокатного удостоверения.   

По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в феврале 2018 г., 30% опрошенных россиян поддерживают решение Министерства культуры о запрете показа фильма «Смерть Сталина» в российских кинотеатрах, 35% - не поддерживают. 58% опрошенных россиян хотели бы посмотреть фильм «Смерть Сталина».

Награды и номинации.

Награды:
Премия британского независимого кино 2017 года:
Лучший актёр в роли второго плана: Саймон Рассел Бил.
Лучший кастинг: Сара Кроу.
Лучший грим: Николь Стаффорд.
Лучший художник: Кристина Касали.
Кинофестиваль в Турине (2017): премия Международной федерации кинопрессы за лучший фильм.

Международный кинофестиваль в Дубае 2017 года, премия «Cinema of the World»
Международный кинофестиваль в Торонто 2017 года, премия «Platform»
Премия британского независимого кино 2017 года:

Номинации:
Лучшее достижение: Армандо Иануччи.
Лучший сценарий: Армандо Иануччи, Дэвид Шнайдер и Ян Мартин
Лучшая актриса в роли второго плана: Андреа Райсборо
Премия BAFTA 2018 года:
Выдающийся британский фильм
Лучший адаптированный сценарий». https://ru.wikipedia.org/wiki/   /Смерть_Сталина_(фильм).

Такой вот фильм, породивший настоящую Вальпургиеву ночь, шабаш нечистой силы в Министерстве культуры, в результате которой 30% интеллектуально обобрали остальных 70. Что сделаешь, у нас ни коммунизм, ни его апофеоз сталинизм, не осуждены. Гадина скорее жива, чем мертва. И, более того, правит бал!

Посмотрел. Надо сказать, для меня скачать фильм из Интернета было весьма непростой задачей. Дело в том, что я живу в частном доме, как и целая 1/3 всего населения РФ, а в частные дома у нас кабель не проводят, Интернет только от сотового оператора, а это скорость 3,7 Кбит/с (для сравнения на «кабеле» 100 Мбит/с и более) и лимит 250 Мбайт в сутки. А в фильме 2416 Мбайт.

Нет, я не ропщу, спасибо и на этом, я могу писать рассказы, и пользоваться Всемирной библиотекой. Это по сравнению с временами Иосифа Виссарионовича немало. Но вот такие услуги, как современный телевизор, где ты сам определяешь, что тебе смотреть: наглое антраша китайца с еврейской фамилией Шейнин, или почти оскароносный фильм, - увы, несбыточная мечта.

Дело в том, что все без исключения современные технологии в России имеют западное происхождение, свое только «ракета с атомным двигателем» да разве что «криптокирпич», выданный в армии вместо сотового телефона, - а ни в Европе, ни в США российского бренда «частный дом» нет. Был бы – ни секунды не сомневаюсь, давно была бы и технология их «обинтернечивания». Но нет там ничего похожего! На Гаити есть, называются «фавелы», но Гаити на рынке интернет-технологий как-то не славится.

Короче, скачал мне добрый товарищ. Правда, посмотрел я сначала только на компе, у меня телевизор с приставкой для просмотра цифрового вещания, в приставке этой есть слот для флешки, специально чтобы можно было посмотреть записанный фильм, - так фильм шел без звука.
Но русская голь на выдумки хитра, перекодировал-таки я запись. Пара бессонных ночей, и все глюки устранены. Вот пожалуйста, каждый желающий может скачать, ссылки:

https://cloud.mail.ru/public/KjKJ/F1Vp2gZH6
https://cloud.mail.ru/public/9Jdc/op4NY614A

Как скачивать. На файлообменнике допускается поместить файл размером не более 2 Гбайт. Поэтому файл фильма заархивирован архиватором WinRar на две части. Приведенные выше ссылки относятся каждая к своей половинке архива. Нажав первую ссылку, Вы скачаете одну из половинок, далее нажмите вторую ссылку и скачайте вторую половину. На Вашей машине предварительно должен быть установлен архиватор WinRar. Запустите его и укажите ему место расположения половинок архива. И он Вам выдаст готовый файл фильма с расiирением AVI. Его Вы можете запустить либо на компьютере, либо на телевизоре, который имеет для этого разъём для флеш-карты.

А теперь о впечатлении от просмотра. Фильм действительно великолепный, вышеперечисленные награды и номинации получил не зря. Не зря молва утверждает, что в Англии плохих фильмов не снимают. Безукоризненно всё: и режиссура, и игра актеров, и тонкий английский юмор. «Поджигайлы» нагло врут, что это «подрывная русофобская спецоперация ЦРУ» и «оскорбление нашего славного советского прошлого». Я даже могу сыграть роль Кассандры, сказав, что через десяток максимум лет кто такой Пожигайло сможет вспомнить разве что бродячая собака, которая укусила его в бытность за задницу, а фильм «Смерть Сталина» будут смотреть и через сто, и через тысячу лет. «Поджигайлы» - это фекалии истории, как и заглавный персонаж фильма, а фильм, как и положительные его герои вроде той пианистки, которая вложила в пакет с пластинкой записку «Вы убийца и преступник, убивший миллионы человек. Будьте вы прокляты, я желаю вам смерти», - это сама история!

Запретители же «Смерти Сталина» что называется, влипли в историю. То, что они продемонстрировали миру, можно назвать смертью разума, стыда и совести. Впрочем, у холуя разум часто путается с выгодой. Да, сейчас им это выгодно, но как невозможно пальцем заткнуть солнце, или остановить ногой поезд, так нельзя остановить ход истории. Люди рано или поздно отчистят ее от вранья и пропаганды. Оболванивать народ, делать из него безмозглое быдло, с мычанием идиотов голосующее за собственную смерть, - в конце концов станет невозможно. За любым преступлением следует расплата, - вот главный посыл фильма.

«Комедия «Смерть Сталина». Все самое важное заключено уже в этих трех словах. Остальное, не исключая собственно фильма, — лишь развернутые комментарии.

Смерть — то, с чем не принято шутить. Сталин — сакральная для России с ее специфическим народом фигура, приходится признать. Он похоронен в Кремлевской стене, куда постоянно несут цветы поклонники; в дни рождения и смерти их поток превращается в гротескную очередь, будто из сорокинской повести.

Что может быть торжественней и монументальней, чем сочетание двух этих слов — «Смерть» и «Сталин»? Ничего. Поэтому, вероятно, только иностранцы смогли себе позволить этот безответственный — и освобождающий, для нас в том числе, — жест: сначала нарисовать о смерти Сталина комикс (это сделали французы), а потом снять по его мотивам фарс (это сделал шотландский режиссер Армандо Ианнуччи).

Надо сказать, тема смерти и похорон «великого вождя всех времен и народов» в послесталинской России весьма неуютная. Власть и сэсэсэрошная, и нынешняя кагэбистская, избегает муссировать эту тему. Чтобы понять их смущение, попытаемся окунуться в атмосферу того времени, - страшную, и вместе с тем комичную. Гениальность Армандо Ианнуччи состоит именно в том, что он необычайно тонко уловил этот парадоксальный коктейль.

«Во второй день прощания двери Колонного зала были закрыты для обычных посетителей, пропускали только официальные делегации. Желающим увидеть тело Сталина пришлось заново стоять в гигантской очереди на следующий день, и воскресным вечером 8 марта наплыв резко усилился, поскольку люди спешили воспользоваться последней возможностью.

«…Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва.
Глубока ее скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.

Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало мое.
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело», - Владимир Высоцкий, ученик 8-го класса, будущий поэт и актер.

Маршрут основной массы людей пролегал по Бульварному кольцу через Трубную площадь к Пушкинской площади, и далее по Большой Дмитровке и Тверской (тогда Пушкинская и улица Горького) к Колонному залу на Охотном Ряду.

Центр Москвы физически не мог вместить такого количества народа. Власти не ограничили допуск на дальних подступах и при этом плотно оцепили маршрут следования по центральным улицам, перекрыли боковые переулки военными грузовиками, и не давали толпе растечься в разные стороны.

Сзади продолжали напирать вновь прибывшие. В результате множество людей, оказавшихся в ловушке, погибли от пуль оцепивших улицы войск МГБ, от сдавливания грудной клетки или были затоптаны.

Никто в руководстве страны и столицы не позаботился о том, чтобы приказать войскам и милиции изменить тактику, не стрелять в народ и как-то регулировать плотность толпы. Виновные в преступной халатности, как и следовало ожидать, установлены не были.

Аналогичная трагедия произошла в Москве на Ходынском поле 18 мая 1896 года во время коронации последнего русского царя.

Тогда Николая II и Александру Федоровну обвиняли в недостатке сочувствия к жертвам, поскольку они не отменили дальнейшие торжества и не объявили в стране траур. Однако тогда трагедия не замалчивалась: императорская чета навещала раненых в больницах, а семьям погибших выплатили по 100 рублей - в те времена немалые деньги для простых людей.

Число жертв первой Ходынки известно точно: 1389 погибших и 1301 пострадавший.

Коммунистические власти свою «Ходынку» просто скрыли. Никакого расследования не проводилось, количество погибших и травмированных неизвестно даже приблизительно. Разные источники называют цифры от 100 человек до двух тысяч.

Общество «Мемориал» собрало воспоминания участников событий, в ту пору совсем молодых людей. Некоторые выжили в тот воскресный вечер 8 марта 1953 года по счастливой случайности.

Елена Владимировна Пастернак (р. 1936), литературовед:

«Наша добрая знакомая, Ирина Глебовна Глинка, была в гостях у приятельницы в доме на углу Дмитровки и Столешникова. Ирина Глебовна оказалась там заперта и несколько дней не могла выйти, потому что ворота во двор закрыли. И они из окон квартиры целый день слышали скрежет, крики раздавленных. А потом видели, как вывозили кучи калош, башмаков, куски людей».

Юрий Антонович Борко (р. 1929), экономист:

«Было светлое мартовское утро, а мы молча шли по улице, направляясь к ближайшему моргу в Первой градской больнице. Я был в тревоге, но надеялся, что Толя, крепкий 30-летний мужчина, прошедший войну, сумел выбраться из давки.

Уже издали увидели около морга скопление людей. Их вид не оставлял сомнений в том, что они пришли сюда по той же причине, что и мы. В этом морге Толи не оказалось. Мы нашли его в следующем. Там тоже были потрясенные и придавленные горем люди, искавшие своих родственников.

Процедура опознания прошла быстро. Патологоанатом сказал, что Толю нашли возле одного из домов на Трубной площади, рядом с низко расположенным окном, закрытым массивной чугунной решеткой. Его с такой силой вдавили в нее, что грудную клетку раздробило на множество частей».

Московские морги и загсы получили от властей строгое указание выдавать справки о смерти с ложной записью о ее причинах.

Людмила Ивановна Дашевская (р. 1930), химик:

«От 32-го до 20-го номера по Большой Дмитровке мы шли с шести часов вечера до двенадцати. Молодые люди по крышам пробирались и еще на эту толпу сверху сваливались. Возле забора генеральной прокуратуры мне показалось, что кто-то на меня дышит сверху. Подняла глаза - это морда лошади. Всадник мне говорит: «Девочка, скорей под машиной пролезай и иди домой». Я говорю: «А как же я дальше?» Он отвечает: «Ты живой не дойдешь здесь». Я пролезла между машинами и вся мятая и побитая вышла к Столешникову переулку. Там была чистота, пустота и стояли урны.

Я села на одну из этих урн. Посидела и обнаружила, что у меня оторван меховой воротник пальто и на одном ботинке надета чужая калоша. Как я могла в нее попасть? Если бы специально хотела - и то не сумела бы.

На следующий день нас, молодых работников завода, попросили выйти с метлами и лопатами на Страстной бульвар. Мы собирали то, что валялось. А валялось - это было просто удивительно! Как будто выбросили пункт вторичного сырья на улицу. Там были шарфы, калоши, ботинок или валенок один, шапки - чего только там не было».

Елена Владимировна Закс, (р. 1934), журналист:

«Я понимала, что это историческое событие, мне как-то хотелось его закрепить в памяти. К сожалению, историческое событие видно по телевизору или сверху. А если ты идешь в толпе, то ничего кругом не видишь. Я не очень помню, в каком месте вошла в эту толпу, а дальше мы пошли по бульвару, который ведет от Пушкинской площади мимо Трубной площади и вверх.

Толпа становилась все гуще и гуще, тебя несло в этой толпе, ты не мог ничего сделать. И если бы захотел остановиться, ты бы не мог. Еще не было жертв раздавленных, просто ты не мог выйти уже из этого потока. Меня несло довольно близко к ограде, а вдоль ограды стояли военные. Это были люди из МГБ, потому что у них были другие шинели: не зеленые, а серо-голубые. И молодой человек, такой высокий, красивый, с породистым удлиненным лицом, как у немецкой овчарки, и в белом шарфе, схватил меня за воротник и за хлястик и выбросил за ограду. Он меня выдернул оттуда, потому что во мне было мало веса».

Игорь Борисович Каспэ (р. 1934), инженер-строитель:

«Повернув с площади Маяковского на улицу Горького, я оказался в толпе совершенно незнакомых людей самого разного возраста. Многие были приезжими. Было солнечно, но очень холодно. У Музея революции нас встретил первый заслон - конная милиция. Толпа молча напирала. Всхрапывали, вежливо пятясь от людей, лошади. У одной, наконец, нервы не выдержали. Она прянула, потом, заржав, встала на дыбы. Образовалась брешь, в которую хлынула толпа.

Люди бежали, падали, давили друг друга. В нескольких шагах впереди меня споткнулась и, упав, дико завизжала девушка. К счастью, несколько парней успели схватить ее за рукава, полы, и даже, по-моему, за волосы и вынесли из-под ног бегущих сзади. Это было какое-то цунами из людей, топот которых помнится мне до сих пор».

«Вперед, вперед, свободные рабы,
Достойные Ходынки и Трубы!
Там, впереди, проходы перекрыты.
Давитесь, разевайте рты, как рыбы.
Вперед, вперед, истории творцы!
Вам мостовых достанутся торцы,
Хруст рёбер и чугунная ограда,
И топот обезумевшего стада,
И грязь, и кровь в углах бескровных губ.
Вы обойдётесь без высоких труб», - Герман Плисецкий, поэт, очевидец трагедии. Вот его свидетельство:

«…У Пушкинской площади улица была перегорожена грузовиками. В кузовах на мешках с песком стояли солдаты и сапогами отбивались от пытавшихся взобраться на борта. Каким-то чудом меня внесло в разбитую витрину магазина женской одежды. Долго потом, проходя мимо, я смотрел на нее с чувством благодарности. Стоя среди манекенов, я услышал странные звуки и не сразу понял - это скрежетала резина схваченных тормозами колес. Под напором толпы грузовики ползли юзом. Раздались вопли прижатых к машинам, кое-кого солдаты начали выдергивать наверх. А народ со стороны Белорусского вокзала все прибывал и прибывал. Мне стало откровенно страшно: «Что я тут потерял? Чего хочу?».  Если я когда-нибудь в жизни совершал благоразумные поступки, то один из них сделал именно тогда - не помню, как выбрался из витрины, потом из толпы и побежал домой, мимо мертвых и покалеченных, по валявшимся на мостовой галошам, шапкам, очкам.

На следующий день поползли слухи о гораздо более страшной «Ходынке» - на Трубной площади. Но болтать об этом еще долго боялись».

Борис Сергеевич Родионов (р. 1934), журналист:

«Было, наверное, часов 11 вечера, или немного позже. Мне нужно было на Кировскую, к центру, и я еле-еле перешел бульвар у Сретенских ворот, потому что по бульвару шел сплошной поток людей вниз к Трубной площади. Такой мрачный, безмолвный совершенно, темный, только слышен стук ботинок, сапог по асфальту. Такое грозное, зловещее шествие. Люди шли упорно, упрямо, зло, я бы даже сказал. Причем, на что они рассчитывали, я не знаю, потому что допуск мог открыться только утром - значит, они предполагали всю ночь там провести? Милиции никакой не было видно, никаких рупоров. Поток перекрыл Сретенку и шел по бульварам совершенно никем не контролируемый, не организуемый, не сдерживаемый.

В конце концов, это и привело к трагедии на Трубной площади. Она ведь как бы в яме стоит - с одной стороны бульвар спускается, и с другой стороны бульвар спускается. И когда с обеих сторон люди наперлись в огромном количестве, милиция и войска МВД не сработали».

Николай Викторович Перцов (р. 1944), филолог:

«В день похорон я запомнил гудки, которые звучали, когда гроб занесли в мавзолей, я слышал их дома на Соколе. Гудели фабрики, в какой-то момент гудело все. Это было совершенно жутко. Моя старшая сестра, которой было 15 лет, пошла на похороны со школой. Она не возвращалась какое-то время, а дома уже стало известно о жертвах. Часа два-три была тревога в доме. Но те, кто вел детей, поняли, что их надо уводить, потому что или это будет долго, или может вообще кончиться трагически, поэтому она не попала на прощание».

Вера Давыдовна Звонарева (р. 1941), библиотекарь:

«5 марта со словами: «Как жить дальше?» умерла моя тетя, которой было всего 43 года. «Скорая помощь» не приехала - в этот день, видимо, было не до простых смертных».

Наталья Михайловна Леонтович (р.1934 г.) математик:

«В нашей семье пойти на эти похороны никому и в голову не пришло. У отца был день рождения 7 марта, в 1953 году ему исполнилось 50 лет. Так он говаривал: «Я к юбилею свой подарок получил!»

А потом мы стали справлять 5 марта как праздник. Не помню, с какого года, но довольно рано и в течение очень многих лет. Звали друзей, накрывали стол, выпивали, ставили портрет Сталина вверх ногами. Главный тост, который произносили: «Чтоб не воскрес!»  http://www.bbc.com/russian/features-43259600. 

Меня, когда я это прочел, охватил ужас, несмотря на то, что я (р.1941 г.) тоже помню эти дни. Я тогда учился в 5-м классе, уж не маленький был, а учитывая то, что в войну взрослеют быстрее, - так и совсем взрослый.

У нас в Иванове конечно не было такого ажиотажа как в Москве, но помню, как в школе нас вдруг выгнали на «линейку». На втором этаже нашей мужской школы №11 было что-то вроде площади, окруженной по периметру классными комнатами, посредине этого пространства на высоком постаменте стоял бюст Сталина. «Линейки» обычно состояли в том, что мы строем ходили вокруг бюста вождя и скандировали «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Потом с неизбежностью смены дня и ночи на центр выходил опер, и зачитывал список. Этих уводили, и мы их больше не видели. Тяжелое время было, послевоенное, есть было нечего, и мой одноклассник, живший с мамой, которая работала санитаркой в госпитале, в свободное от учебы время лазал по карманам у Перекидного моста. Такое было счастливое детство. Данный коллега тоже так вот с «линейки» попал в колонию, и «вынырнул» аж лет через пять.

Но тут марша со скандированием почему-то не скомандовали. Вместо этого завуч дрожащим голосом прочла про то, что мы вместе со всем миром осиротели. Потом нас распустили по домам. Вечером дома мой приемный отец молча налил стакан водки и залпом выпил. Это было странно, он был интеллигентный человек, и такого себе обычно не позволял. Мама было открыла рот, чтобы что-то сказать, но он по-прежнему молча приложил палец к губам. Она как подавилась, подошла к нему, и тихо его обняла. Меня поразили их лица, они светились радостью…
Однако вернемся к фильму.

«Смерть Сталина», возможно, не великое и даже не выдающееся кино. Просто хорошее. Ианнуччи остроумный человек, пусть даже не гений. Такой фильм, в котором превосходные актеры разыгрывают увлекательный исторический сюжет, вполне возможно, «Оскара» и не получит, в фестивалях толком не участвовал (внеконкурсные программы не в счет), хитом проката может и не станет. Хотя смысла и толка в нем, пожалуй, больше, чем в дежурных «Темных временах» о современнике Сталина Черчилле. Из простого человеческого желания рассказать вечную и всегда увлекательную историю о смерти диктатора родилась притча о том, как страшное рано или поздно становится жалким и смешным.

Собственно, оно выглядит таким с самого начала, когда Сталин (Эдриен Маклафлин) за ужином подкалывает своих трепещущих клевретов Хрущева (Стив Бушеми), Молотова (экс- «Монти Пайтон» Майкл Пэйлин) и Берию (Саймон Рассел Бил), и те послушно взвизгивают, испуганно и восторженно одновременно. И уже вовсе не забавно смотреть, как тут же (в той же ненавязчивой условной манере, но уже без смешка) синие околыши хватают без разбора народ из квартир и тащат в застенки, а то и сразу к стенке. Эта неуютная двойственность сохраняется до конца фильма — тоже весьма двусмысленного и отнюдь не напоминающего хэппи-энд, невзирая на обещанное Хрущевым разоблачение «культа личности».

Сталин умирает не тогда, когда умирает Сталин, и уж точно не 5 марта 1953 года. Сталин умирает, когда умирает страх. Этот тезис фильм Ианнуччи проговаривает настолько отчетливо, что снимает тем самым все возможные претензии к художественной состоятельности и рискованному выбору жанра.

«Смерть Сталина» начинается с тишины, за которой следуют звуки адажио из 23-го концерта Моцарта для фортепиано с оркестром — вероятно, самой прекрасной музыки на земле. По сюжету, ее играет Мария Юдина (Ольга Куриленко), любимая пианистка Сталина и яростная противница его политики, особо не скрывавшая своей позиции. Сталин слышит трансляцию и, очарованный, просит достать ему запись. Вместе с пластинкой Юдина передает записку с проклятиями тирану. Тот ставит пластинку, открывает записку, читает — и его пробирает судорожный смех. А потом он падает на ковер, где его и найдут поутру.

Сталина (то есть страх) убивают искусство и смех. Куда уж прозрачней.

Анекдотически поверхностный в одних деталях и досконально точный в других, фильм Ианнуччи позволяет взять необходимую дистанцию. Она избавляет и от магии власти, и от ее страха, а еще дает неожиданную зоркость в самых важных вопросах. Смерть диктатора не знаменует конца системы подавления: лишь ее своевременный камуфляж. Борьба за власть — смешная муравьиная возня, — все равно закончится кровью, которой будут повязаны все ее участники. И то, что это кровь злодея, никак не меняет факта. Вместо катарсиса финал картины — когда уже завершились помпезные похороны, ставшие братской могилой для многих, пришедших поклониться гробу, и на престол взошел новый король, — дает ощущение опустошения.

Возможно, в конечном счете, не так это все и смешно. Зато, хотя бы уже не страшно». 
«Нет проблем вообще»: прокуратура не нашла экстремизма в фильме, как ни старались визитеры Мединского. «Там совершенно прекрасный Берия»,- зрители о «Смерти Сталина». Кстати, Путину, говорят, фильм понравился. Может, когда и разрешат? Ну, министра культуры менее скользкого найдут, или еще какое чудо возбухает. А пока, увы, «запретный плод».

Что, повторяю, в нашей ханжески-лицемерной недодержаве является лучшей рекомендацией фильму, картине, книге, - да любому художественному произведению, которые в России всегда были детьми незаконнорожденными.

Обязательно посмотрите этот фильм. Еще раз ссылка для скачивания:
https://cloud.mail.ru/public/KjKJ/F1Vp2gZH6
https://cloud.mail.ru/public/9Jdc/op4NY614A 

Валентин Спицин