Бабушка Варя и Благодатный Огонь. Часть 4

Галина Гостева
     В августе 1956 года мне исполнилось 7 лет, и я собиралась идти в школу.Но у мамы, 30-летней колхозницы Ророт Анны Тимофеевны, совсем не было денег, чтобы купить мне форму и все школьные принадлежности. К тому же, папу, 24-летнего Ророт Яна Хоруменовича, управляющий нашего Польского Выселка  отправил на 3 месяца в город Минусинск на курсы ветеринаров.

     Если бы не бабушка Варя, то маме бы пришлось очень трудно в то время: мне, Гале, - 7 лет; Катюше – только 5, а младшенькой Валечке нашей – всего 9 месяцев.
В деревне дел всегда невпроворот. В колхозе надо: и лен серпом жать, и картофель в поле выкапывать, и полуяблочки в колхозном  саду с яблонь срезать.

    Комбайны уже начали пшеницу с полей убирать, так что по ночам и на току еще приходилось работать. Солому с полей управляющий разрешил всем жителям в счет оплаты трудодней взять, чтобы наполнить ею  матрасовки. Матрасов ватных тогда было не достать,  и спали все на соломенных.
 
    А на подворье: куры, утки, гуси, овцы, корова и 2 подсвинка. Все есть-пить хотят. Как тут одной управиться?! Вот и перешла баба Варя к нам временно пожить, оставив у себя дома своих взрослых сыновей хозяйничать.

    Не успела в сентябре по воскресеньям мама одна выкопать всю картошку.  С огородом в 15 соток управилась вечерами. Все убрала: и картошку, и морковку со свеклой, и огурцы с помидорами, и дыни с арбузами, и даже подсолнухи срезала. А за деревней участок картошки в 10 соток так и стоял не копаный.

    В конце сентября выпал первый снег, и землю подморозило. С горя мама поплакала, да решила часов в 10 утра идти в поле картошку из-под  снега выручать, пообещав, что часа в 3 дня придет домой пообедать.

    Ни в 3, ни в 4 часа пополудни мама домой не пришла. Встревоженная баба Варя отправила меня к ней на поле узнать, что случилось. Поле было всего в километре от села. Когда я прибежала на наш участок, то увидела, что мама сидела на снегу, как спящая. Я, плача, долго тормошила ее, пока мама не очнулась. Кое-как мы дошли с ней до дому. Баба Варя растерла ее самогоном и уложила на русскую печь прогреться.

    Когда мама умирала после онкооперации в 81 год, она обняла меня и прошептала: « Спасибо тебе, доченька, что не дала мне тогда замерзнуть на снегу. На полвека ты продлила мою жизнь. Я и вас пятерых вырастила, выучила, свадьбы сыграла всем, внуков и правнуков дождалась».

    Баба Варя вечером того дня сбегала к управляющему, рассказала ему все, и он на другой день, благо, что снег растаял, отправил на наш участок целую бригаду с подводой. Картошку всю выкопали и свезли в баню на просушку.

    В ноябре и папа с учебы вернулся, и трудодни оплатили. Жить стало полегче и повеселее. Новый 1957 год с мандаринами встретили. На Масленицу блинами вдоволь наугощались.

    Во время поста бабушка Варя установила у нас в доме ткацкий станок, натянула на него нитяную основу и усадила за него мою маму ткать разноцветные половики. Для этих половиков мои родственницы: Марея, Оля, Татьяна, Матрена, Дуся резали старые вещи на тонкие длинные ленты, сшивая их концы иглами со вдетыми нитками. Нам, детям, поручили сматывать эти длинные тряпичные ленты в клубки.

    Бабушка Варя занесла в избу лен, еще с поздней осени очесанный, вымоченный, просушенный, оббитый на специальной мялке трепалом и очищенный на густой чесалке  от  кострики.  Расщепленные волокна льна она стала разбирать на очесы и кудель.
   
    За прялкой сидела другая моя бабушка Катя и пряла очень тонкую льняную пряжу. Позднее из этой пряжи мама соткет плотную ткань для постельного белья, для скатертей и утиральников.

    Вся работа проводилась вечерами при свете двух  керосиновых  ламп. Поскольку это было время поста, то песни не пели, а слушали рассказы бабушки Вари о Житии Святых. Рассказывала она обычно про тех Святых, чьи имена  носили, находящиеся в избе. Она всем объясняла, что с любыми проблемами можно обращаться к своему святому за помощью.

    Полуслепая 60-летняя Матрена Исакова, одетая во все темное с головы до ног,  перекрестившись, попросила рассказать еще раз о Блаженной Матроне Московской, умершей 2 мая 1952 года. Затаив дыхание, мы снова слушали бабушкин рассказ о том, как: «в 1885 году в Тульской губернии в многодетной семье Никоновых родилась слепая девочка с выпуклым природным крестиком на груди. Уже с детства она по ночам разговаривала с иконами, как с людьми.  Когда у девочки Матроны отнялись ноги, она получила с небес Дар исцеления и прозорливости.

    В 1925 году  Матрона переехала в Москву, в «святое место» по ее словам.
Несколько раз власти пытались арестовать ее, но Бог спасал ее,  и она продолжала  исцелять больных, как при жизни, так и после своей смерти».

    Тетка Матрена уливалась слезами, слушая рассказ бабы Вари, а нам тоже так жалко было эту слепую девочку, что мы швыркали носами, пытаясь сдержать плач. Особенно нас поражало в рассказе то место, когда « еще не родившаяся Матрона явилась во сне своей матери белой птицей с человеческим лицом. Родители  до ее  рождения поговаривали о том, чтобы из-за нищеты сдать ребенка в детский приют. После этого сна мать твердо решила оставить девочку в семье».

    Однажды, когда баба Варя отлучилась по делам в свою избу, чтобы покормить  сыновей и собравшихся там мужиков ужином, баба Катя поведала нам о том, почему  та не боится ходить одна ночью по улицам, да хоть и  по темному лесу: «Варвару нашу постоянно охраняет святая великомученица Варвара, дева неописуемой красоты. Ее отец, 1),узнав, что она стала христианкой, отдал свою дочь в руки гонителей христианской веры. После мучительных истязаний ее повесили на дереве, а затем отсекли голову. В тот же день ее отец и правитель (2) того места были сожжены молнией. А сама святая Варвара после казни  с небес  стала защищать людей от внезапной смерти».

      И,  правда, у сельчан было такое ощущение, что все беды отскакивали от Варвариной хаты, как ошпаренные. В 1937-1938 годы, когда половина мужчин  деревни были арестованы и расстреляны, в ее холупе муж и сыновья благополучно избежали этой напасти. После окончания войны они живые с медалями вернулись с фронта домой.  Жалко,конечно, что от тяжелых ранений муж Тимофей через 2 года умер, а сыну Кириллу, из-за начавшейся гангрены,отрезали правую руку почти по плечо, но, ведь, остался  жив и завел уже 5 детей.

      А, вот, бабе Кате пришлось горя хлебнуть досыта. В декабре 1937 года ее 25-летнего красавца мужа вместе с 50-летним его отцом ночью увезли и в январе 1938 года расстреляли за контрреволюционную агитацию. Осталась она одна с малолетними детьми: 5-летним Яном и 3- летней Машей.

      В марте 1941 года в деревню пришел скорняк Семен шить дохи мужикам, да так и остался у Катерины. А 22 июня 1941 года началась война с фашистской Германией.  В первые дни войны ушел Семен на фронт и погиб под  Сталинградом. Перед  самым Новым 1942 годом родилась у Катерины еще одна дочка Оленька.

     « Так и прожила всю жизнь я  одна. Где их, мужиков-то, после войны найдешь. Слава Богу, что святая великомученица Екатерина укрепляла мою веру в Бога и давала терпение вынести все страдания. И с голоду пухла, и от тифа чуть не умерла, и картошку гнилую с полей колхозных собирала, чтобы драников из нее испечь. Видать, ради детей, да благодаря заступничеству великомученицы тезки моей, Господь и сохранил мне жизнь».

    Тут ее 15-летняя дочь Оля, не сдержав любопытства, спросила: « Мам, а почему ты думаешь, что Бог услышал молитвы о тебе Святой Екатерины?».

    « А как же, доча, ему не услышать ее?» - стала объяснять баба Катя.
«Вспомни, что баба Варя в прошлый пост рассказывала о ней. Святая Екатерина была очень красивой дочерью одного правителя.3) Женихов у нее было хоть отбавляй. Но она не считала их себе достойными. Один мудрец ей рассказал о  Христе Спасителе, окрестил ее и подарил ей икону  Божией Матери с Младенцем. Ночью ей привиделась Дева Мария с Младенцем. Господь улыбнулся девушке  и  вручил перстень. Когда Екатерина очнулась, то увидела на пальце светящееся кольцо.

    Сам главный правитель того времени предлагал ей отречься от Христа и стать его женой. Она отказалась и ей отрубили голову. Вот такая была крепкая вера у людей, что они не страшились  жизнь свою отдать за нее».

    Бабы вздыхали, вытирали выступившие слезы на глазах и подводили итог:
« Совсем, как наши мужики. Тоже, ведь, отдали свои жизни, кто за клевету и навет, кто за защиту нашей страны от фашистов».

    Потом наступила очередь Оли продолжать чтение  рассказа « Судьба человека»  Михаила Шолохова. Мой отец, будучи коммунистом, ежегодно выписывал газету
«Правда». В номерах за 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года вышла первая публикация этого рассказа.

    Кому, как не этим женщинам, была близка и понятна вся трагическая судьба Андрея Соколова: ранение на фронте; нацистский плен; избавление от расстрела;  весть о гибели во время бомбежки жены Ирины и двух дочерей; смерть сына-офицера в последний день войны; усыновление сироты Ванечки….

    Слушая рассказ Михаила Шолохова,они оплакивали не только судьбу Андрея, но и свои собственные судьбы, не осознавая, как у них хватило сил, чтобы все вытерпеть, все пережить, все вынести на своем женском горбу, вырастить детей, не озлобиться сердцем и душой за такую жизнь, выпавшую на их долю.

    Они верили, что теперь, когда страна одержала победу над фашизмом, народ приложит все силы для восстановления разрушенного хозяйства, чтобы  дети, внуки и правнуки смогли жить достойной жизнью под мирным небом  Родины. Ох, как крепка была их вера в лучшую жизнь в то послевоенное  время.

 Примечание.
       1)Отец Варвары  Диоскор, живший во 2 веке в городе Илиополе(нынче это территория Сирии) воспитывал дочь один, так как его  жена рано умерла.

       2)Правителем в то время был Мартиан.  Восхищенный красотой Варвары, он  пытался уговорить ее отречься от Христа.

       3) Екатерина была дочерью правителя  Александрии ( 3-4 в) во время правления римского императора Максимиана.

         Окончание следует.
    http://www.proza.ru/2018/04/04/332