Парадоксы патриотизма

Друг Народа
Джордж  Байрон считал, что  «Тот, кто не любит свою страну, ничего  любить не может».  Действительно, любой нормальный человек испытывает особо теплые чувства  к своей Родине. Но человек существо неоднозначное и его мотивы, в том числе, связанное с любовью к Родине, также могут определяться различными причинами. Нередко под патриотизмом понимается не только любовь к своей стране, но и ненависть к другой, страх и неприятие перед другими народами. Набор таких комплексов  чаще всего характерен для малообразованных, а также  не очень добросовестных в работе людей. А нередко, те, кто любит говорить о своем патриотизме, использует патриотическую риторику для отнюдь не патриотических поступков.  Поэтому в свое время Самюэль Джонсон был вынужден сказать, что «Патриотизм –  последнее прибежище негодяя». Впоследствии – это высказывание доктора Джонсона стало очень распространенным, а сам он стал в массовом сознании восприниматься  как противник патриотизма. Но, следует отметить, что Самюэль Джонсон не только не был противником патриотизма, но и был его горячим сторонником, и писал слово «Патриотизм», только с прописной буквы. Его знаменитое высказывание, кстати, известное нам через одного из его биографов, вызвано тем, что он, будучи наблюдательным человеком, заметил, что слово «патриотизм», нередко служит для прикрытия корыстных и явно непатриотических действий.

Схожую мысль повторили и классики русской литературы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и Лев Николаевич Толстой.  Широко известно  одно из критических высказываний Салтыкова-Щедрина о патриотизме: «Если в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то, что-то украли». Хотя, впоследствии такое высказывание Михаила Евграфовича не удалось найти в его письменных произведениях, возможно, он мог так сказать в кругу друзей. Ведь он писал, что среди тех, кто считается образцовым патриотом, немало тех, кто обкрадывает свою Родину: «Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующей: « правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!».  И действительно, по сей день, в любой стране можно найти тех, кто, призывая любить Родину, думает, как на этом заработать.


А Лев Николаевич Толстой  писал, что «патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество». По его мнению, это чувство надо подавлять, чем воспитывать. К такому выводу он приходит, так как он видел, что у масс под воздействием патриотического воспитания  формировались грубые и дурные наклонности, приносящие вред не только другим народам, но и самим патриотам. Толстой был против экзальтированного патриотизма, так как он  очень часто использовался для политических целей власти имущих, был средством  для нечестных политиков.

Наверное, у нас нет оснований  подозревать  доктора Джонсона, так и  классиков русской литературы Михаила Салтыкова-Щедрина и Льва Толстого в отсутствии  любви к Родине, а также в отношении их к  патриотизму, как абсолютно негативному явлению. Все, кто читал этих авторов должны признать, что они были преданными патриотами своих стран и более того они внесли огромный вклад в их развитие. Можно с полным правом сказать, что их имена вписаны золотыми буквами в историю Великобритании и России. В связи с такими фактами возникают вопросы: Почему Самюэль Джонсон,  Михаил Салтыков-Щедрин и Лев Толстой, критиковавшие патриотизм, внесли такой выдающийся вклад в развитие литературы и культуры не только своих стран,  но и мировой литературы? Почему от массы других патриотов, так горячо выражающих свою любовь к Родине, так мало пользы для ее развития? Если мы подумаем над этими вопросами, то можем прийти к выводам: что, во-первых, патриотизм неоднозначное явление, и, во-вторых, патриотизм не только неоднозначен, но и глубоко парадоксален по своей сути, и по своим проявлениям. Но в его основе, все же, должно быть желание приносить пользу своей Родине, а не неприязнь к другим народам. Но, к сожалению, очень часто патриотизм оказывается прикрытием для ксенофобии, чем действительной любовью к своей стране, основанной на делах, приносящих ей реальную пользу.