Об именах Песталоцци

Александр Ерошкин
       Охота на слова

Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi) – великий швейцарец, ставший известным всему миру своей методикой работы с детьми.  Я ещё учился в педагогическом вузе, когда на лекции по педагогике вдруг почувствовал, что Песталоцци – это вовсе не фамилия, это сущность методов работы с детьми, отражение того, что человек делает. Учитель – это не имя, это указание на дело человека, который учит.  Преподаватель – тот, кто передаёт знания другим. Читатель – читает. Певец – поёт. Писатель – пишет. Лекарь – лечит. Врач – врачует. Кузнец – куёт. И хотя слова этого типа могут быть и именем, и фамилией, главное в них - они указывают, чем занимается человек.

Когда в студенческие годы на семинарском занятии я высказался, что пестолоцци занимался пестованием детей: не обучением, не воспитанием, не накачиванием каких-то знаний, а именно пестованием, мне посоветовали сидеть и не высовываться: революции в педагогике всё равно не получится. Мне не хватило тогда ни напора, ни знаний, ни опыта, чтобы отстоять и обосновать своё мнение. Редкие озарения  с годами выстроились в систему и прорвались наружу, когда я достиг пенсионного возраста.

Теперь хочу объяснить, почему появился человек такого типа и как он занялся тем, чем вроде бы не занимались до него.

После глобального развала великой империи, где господствовал коллективизм, начался развал всего и вся.

Для сравнения. На наших глазах произошло нечто подобное в связи с крушением СССР, распались экономические, социальные, культурные связи. Даже единая энергетическая система была разрушена. Даже железные дороги разорвали. Даже русский язык, объединяющий всех, в некоторых осколках СССР оказался под запретами.  В целом какие-то силы, которые мы, находящиеся внутри системы, не всегда в состоянии оценить, пытались повторить тот, старый опыт по развалу всего и по переписыванию прошлого, но что-то пошло не так.

Крушение Великой  славянской империи в шестнадцатом – семнадцатом веках было и мощнее, и трагичнее.

Прошлое было  осквернено, искажено, опорочено, переписано, целые сословия древних родов военных, специалистов, строителей, мастеров были просто уничтожены. Об этом времени сквозь диктатуру лжи пробиваются отрывочные сведения, много раз переделанные и отредактированные в угоду правящим слоям. Концы реальных дел были уничтожены. Не зря же говорят, спрятать концы в воду? К тому же в человеческом обществе сложились приёмы своевременного воздействия на тех, кто вдруг выходит за пределы привычных взглядов, суждений, подходов.  В период горбачёвской перестройки  было много рисунков молотков, которые забивали  каждый выделяющийся гвоздь.  Да и сегодня тот вал агрессии против России и её государя здравым смыслом не объяснить.

Прошлое, о котором я говорю, сжигали на кострах. До нашего времени дошли тысячи картин, где показано, как сжигают не только книги, свитки, предметы прошлого, но и живых людей, имеющих иное мнение, это такие мыслители, как  Николай Коперник, Джордано Бруно, Ян Гус.

А сколько красивых женщин в Европе  погибло на кострах! Помните Эсмеральду?
«И после смерти мне не обрести покой,
Я душу дьяволу продам за ночь с тобой». 
А как не вспомнить красавицу Маргариту, в которую влюбился получивший молодость философ Фауст из трагедии Гёте? До встречи с Фаустом даже всесильный Мефистофель не имел власти над Маргаритой, настолько она была красивой и чистой. Порочной её сделали помимо её воли, настолько  порочной, что её посадили в тюрьму и приговорили сжечь на костре. Красивых и умных пришедшие к власти в Европе не терпели. Фауст с Мефистофелем пытались её освободить из тюрьмы, спасти от костра, но она отказалась от их помощи, предпочла умереть. И Голос свыше: «Спасена!»  А Маргарита из романа Булгакова была порочна изначально, потому оказалась в свите Воланда и даже после ходатайства свыше она получает покой вместе с мастером, но не прощение. Из романа известно, что те, оправдания которых она и мастер добивались перед высшими силами, ходатайствовать за неё не стали.

Не все жертвы того оклеветанного прошлого реабилитированы.

Оккупированный Романовыми имперский центр – Великую Русь, или Великий Новгород – после развала Великой империи на столетия погрузили во тьму. Старых государей оклеветали, а некоторых из новых, на чьих руках больше крови, стали называть великими. А многие яркие мыслители (Радищев, Новиков, Крылов, Ломоносов, Татищев, Грибоедов, Пушкин, Рылеев, Лермонтов, Достоевский, Чернышевский, Толстой и другие) оказались в опале, были сосланы в ссылки, казнены, отлучены или убиты.

А Европу сразу после смуты в Московии начали терзать междоусобицы,  то Тридцатилетняя, то Столетняя и многие другие войны сперва по разделу имперского имущества и по выстраиванию на планете колониальной системы с самыми жестокими формами рабства, а потом буржуазные революции с отрубанием голов особам королевской крови.

Когда разлом империи достиг дна, начался процесс  создания новых отношений, новых идей, новых теорий, но на принципиально иной основе, не так, как раньше было. Особь, индивидуум – вот главное. А ценность особи определяется теперь не  умом, не знатностью рода, а весом и толщиной кошелька.
 
Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749 - 1832) предельно чётко охарактеризовал новое время:
Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же он, как был в начале века!
Ему немножко лучше бы жилось,
Когда б ему владеть не довелось
Тем отблеском божественного света,
Что разумом зовёт он: свойство это
Он на одно лишь смог употребить -
Чтоб из скотов скотиной быть!

Это монолог Мефистофеля из Пролога на небесах трагедии «Фауст», перевод Николая Холодковского.

Авторы либретто оперы Гуно «Фауст»  Ж. Барбье и М. Карре предложили свою версию арии Мефистофеля, прямо указывающую на наступление эпохи власти золота.

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!

В умилении сердечном,
Прославляя истукан,
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном,
Окружая пьедестал,
Окружая пьедестал!

Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!

Этот идол золотой
Волю неба презирает,
Насмехаясь, изменяет
Он небес закон святой!

В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!

Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!

Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!  Перевод Петра Калашникова.

Иоганн Генрих Песталоцци  - ровесник Гёте. Он родился в Цюрихе 12 января 1746 года, а умер 17 февраля 1827 года в Бругге недалеко от Цюриха.  Это была блестящая эпоха  подъёма, она дала много ярких личностей.   Французские писатели, философы-просветители, энциклопедисты Дени; Дидро; (фр. Denis Diderot, 1713 – 1784), Жан-Жак Руссо; (фр. Jean-Jacques Rousseau; 1712 – 1778) и другие сформулировали цели и задачи  общества свобод. В России в это время блистали  Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792), Гаврила Романович Державин (1743 – 1816), а ещё целое созвездие ярких имён. По сути они создавали новую культуру, и великий швейцарский гуманист Песталлоцци  вовремя понял, что и в воспитании детей должны появиться новые принципы.  Только, действительно ли, новые? Скорее, это хорошо забытое старое.

В условиях нынешней всеобщей диктатуры лжи идеи гуманистов ХVIII века  заболтали, осквернили, разслоили, и в нынешней терминологии вряд ли поймёшь, чего добивался швейцарский педагог.

Читаем Википедию: «Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных,  физических,  нравственных.
Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном  наблюдении  и размышлении ребёнка  под руководством  учителя».

Вы что-нибудь поняли из этого нагромождения слов? А русский педагог К.Д. Ушинский назвал   великим открытием Песталоцци «идею развивающего обучения». Тогда-то при жизни этих педагогов понятно было, что делать, а нынешняя официальная терминология даёт мало представлений о том, что делал Песталоцци. Или от нас действительно что-то пытаются спрятать, чтобы мы не знали и не могли повторить?

Что же сделал Песталлоцци? Попытаемся понять.

Ещё цитата из Википедии:
«Особый вклад внёс И. Г. Песталоцци в методику первоначального обучения детей — обучения родному языку,  письму,  счёту,  рисованию, гимнастике, а также в методику нравственного воспитания здоровой личности. Нельзя  сказать, конечно, что эти методики в чистом виде могут быть использованы в наши дни, однако они представляют несомненный интерес если не конкретным набором предлагаемых Песталоцци упражнений, то самими принципами, положенными им в основу первоначального природосообразного обучения».

И опять ничего, пустота.
Пойдём от биографии. Мне сделать это проще, поскольку  я могу сравнивать со своей жизнью, ведь разница между нами в 201 год. Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в небогатой семье хирурга (по другим источникам — глазного врача). Он рано лишился отца и воспитывался матерью.  Я тоже рос без отца. В 1751 году он поступил в начальную немецкую школу, где мальчики занимались чтением, письмом, элементарным счётом, заучиванием молитв, текстов из Библии и катехизиса. То есть в школу он пошёл в пять лет, на два года раньше меня. Нас учили чтению, письму, счёту, ни молитв, ни библии у нас не было, но нас учили и петь, и шить, и мастерить, и наизусть знать стихи, зарядку перед уроками мы делали каждый день, а физкультура была два урока в неделю.  Есть свидетельства, что Песталоцци в  школе считался неспособным учеником, был предметом насмешек,  улавливал быстро и правильно сущность материала, но не имел терпения  учить наизусть и грамотно писать.

В восемь лет Песталоцци поступил в среднюю латинскую школу, а в 1763 году - в высшую Цюрихскую школу Коллегиум Каролинум, где готовили богословов.  Университет Песталоцци не закончил, поскольку проникся идеями Жан-Жак Руссо из книги «ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ», главная идея которой в том, что из рук Творца мира всё  выходит совершенным, но все вырождается в руках человека.

В школе я учился 11 классов, до 1964 года, потом четыре года в педагогическом вузе, и в 1969 году пришёл в школу учителем русского языка. До осознания превосходства природы над человеком ни в школе, ни в вузе я не додумался, а ни мне, ни моим современникам никто не подсказал, да и книги  авторов эпохи Просвещения нам этих знаний не дали.

Песталоцци обладал замечательным мягким характером, он был чувствительным и отзывчивым к людскому горю, эмоционально воспринимал окружающий мир. В этом плане наши взгляды совпадают.

Исследователи пишут, что Песталоцци выбрал богатую невесту, приобрёл недалеко от Цюриха имение «Нейгоф» (нем. Neuhof — новый двор), чтобы заняться сельским хозяйством. Надеялся привлекать на добровольных началах окрестных крестьян, а главное - учить их детей. При поддержке местной общины он собирает у себя около 50 детей, учит их ценить природу, обучает навыкам полевых работ, а зимой - ремеслу. Песталоцци лично занимался с детьми разного возраста устным счётом, чтением, письмом. 

«Учреждение для бедных» пришлось закрыть, оно не окупило себя, а заём, взятый на создание школы, выплатить без жестокой эксплуатации детского труда, невозможно.

Песталоцци берётся за перо. За период с 1780 по 1798 год им написан немало  произведений для пропаганды своих идей. В социально-педагогическом романе   «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781) есть рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка,  умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. А ещё в книге высказал идею, что,  поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование детей крестьян должно быть передано матерям. Для этого матерей надо  снабдить специальным пособием, которое и было написано Песталоцци.

В августе 1789 года через Цюрих проезжал будущий русский историк Николай Михайлович Карамзин, он посетил так называемую девичьи школу. По всем признакам это та школа, где обкатывались методы, изложенные Песталоцци, но имени его Карамзин в «Письмах русского путешественника» не называет, а основателем школы в 1774 году назвал профессора Устери. Похоже, Песталоцци  ещё не был канонизирован. Да и знали ли его в Цюрихе под этим именем?

Все революции в мире начинаются на энтузиазме, на  призывах к добру и справедливости. Как сегодня часто говорят, что революционеры выступают за всё хорошее, против всего плохого.
 
Буржуазная революция в Швейцарии не стала исключением, талант Песталоцци был востребован, ведь  в горных селениях оказалось много осиротевших, безнадзорных детей. Под школу передано здание монастыря. По сути это был приют, здание не достроено, приспособлено, рассчитано на 50 детей, а их было до 80. Многие прибывали истощёнными и серьёзно больными. Учителей не было, учебных пособий не было. Приходилось быть и начальником учебного заведения, и  учителем, и поваром, и сиделкой, и дворником, и казначеем.  Помогали жена и старшие дети. И в тот момент, когда в приюте воцарились доверительные отношения, когда старшие стали помогать младшим, когда у каждого были обязанности, всё лопнуло: французские войска забрали монастырские помещения под госпиталь.

В 1799 году Песталоцци покидает Штанс и отправляется в Бургдорф, где сначала занимает должность помощника учителя, а осенью 1800 года создаёт Бургдорфский институт, а фактически  среднюю  школу с  интернатом, служившую базой для подготовки учителей. Песталоцци проводит эксперименты по обучению детей счёту и родному языку, в доступной форме пишет учебные пособия и приобретает мировую известность. В Ивердоне создано закрытое учебное заведение, куда стремились отдать своих сыновей богатые семьи не только Швейцарии, но и Германии,  Франции,  Англии,  Италии,  России.  Число воспитанников интерната колебалось от 80 до 160 человек. В 1809 году в Ивердоне был также создан женский институт. При заведении постоянно функционировал учительский семинар, в котором педагоги получали теоретическую и практическую подготовку к профессиональной деятельности. Не по этому ли типу  и сегодня действуют элитные учебные заведения?

 Общеобразовательные школы в большинстве своём отбивают у детей интерес к знаниям, загружают память часто совсем не нужными сведениями, ухудшают состояние здоровья.

Помните выражение «Дети – цветы жизни»? А дети в современной школе – это букет цветов, то есть цветы, вырванные из природы и помещённые в вазу. Каким бы ни был материал для вазы – хрусталь, фарфор, фаянс, да хоть золото, - суть это не меняет.

Основой воспитания должна быть природа человека. Простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Навыки и сноровки приобретаются тем же путём, как и знания, то есть  путём наглядности.

Теория природосообразного образования, по  Песталоцци, должна быть тесно связана с жизнью и повседневным опытом ребёнка, вызывать желание мыслить.  Эта теория принесла Песталоцци как педагогу мировую известность и признание.

Цель воспитания — развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания — создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания — согласие с природой. Средства воспитания — труд, игра, обучение.  Похоже, Песталоцци изучал и обобщал тот опыт, который сложился в прошлом, при Великой империи и который ещё был известен  в горных селениях Швейцарии.

Чем больше я узнавал о Песталоцци, тем больше я убеждался, что это не фамилия, а способность пестовать детей, да и себя самого.

О слове ПЕСТОВАТЬ  я написал растолковку ещё в августе   2017 года. http://www.proza.ru/2017/08/27/1548

Мы забыли об этом слове, а она такое спокойное, доброе, внутренне чистое.  Его подменили словом ВОСПИТАНИЕ, забыв при этом, что главное в этом слове – ПИТАТЬ, КОРМИТЬ. А для человека важнее душа. Кстати, сегодня почти не вспоминают о бессмертии души, а всё потому, что диктатура лжи оторвала человека от Бога.

В словаре Владимира Даля есть замечательный пример из живой природы. Этот пример связан с пестуном. 
Пестун (пестунош), годовалый или двугодовалый медвежонок, остающийся при матери, для пестованья младшего брата; уверяют, что это водится только у стервятников, а овсяники и муравейники пестунов не держат. Пастух на Урале видел, как медведица заставила пестуна перенести медвежонка через кладку, а когда его пестун уронил в воду, то она ему таких заушин надавала, что он лежал и ревел с полчаса.
Хочу подчеркнуть, пестовать – не выкармливать, а выращивать малышей, передавать им опыт, учить, закреплять навыки. Есть (набивать живот продуктами)  каждый от природы умеет сам. Ребёнок только родился, а сосательный навык у него уже есть. А вот стать членом общества, сообщества малышу помогают старшие. Оказывается, такое есть не только у людей.

Хорошо, когда семьи большие. Старшие дети передают опыт младшим. В самые ранние годы моя мать занималась мною меньше, она много работала, чтобы накормить всех, сделать запасы на зиму, обеспечить устойчивость всей семьи. А мною занимались сестра и старшие братья. Можно сказать, что они меня пестовали: и таскали меня, и в сороку-белобоку играли, и в ладушки играли с причитаниями, читали и рассказывали мне сказки, учили счёту, а читать не учили, считая, что тогда в школе не интересно будет.

Когда я пошёл в школу и научился сам читать, с удивлением обнаружил, что вместо сороки-белобоки появилась сорока-ворона, но это же разные птицы. Сороки – птицы весёлые и любопытные. Вороны крикливые, с ними не хочется связываться.

А потом старшие научили меня петь песни, водить хороводы, играть в пряталки и жмурки, в другие коллективные игры. Это мне пригодилось потом на улице. Взяв как-то в библиотеке рассказы Николая Носова, я не мог с ним согласиться, почему он назвал рассказ «Прятки», ведь ПРЯТАЛКИ – точнее. Нет у этого глагола формы ПРЯТЬ, это совсем другое слово. Перечитал рассказ с позиций сегодняшнего дня. Есть глаголы прятаться, спрятаться, перепрятаться, перепрячусь, перепрятывайся. Значит, улица наша точнее говорила по-русски, чем признанный русский писатель.

Слово пестолоцци состоит из двух корней: пестовать и лоция, буквально лодку вести.






Для справки.

В сети немало советов,  как жить в единстве с природой, любить природу, чувствовать её и получать от природы поддержку. То, чем занимался Песталоцци. Народную мудрость приспособить к требованиям дня. Учения стали многословными и на несколько раз разбавлены словесной шелухой. А если без лишних слов? Мне кажется, эти советы, эта мудрость  идут из той далёкой эпохи, когда мир был единым.

СОВЕТЫ СТАРОВЕРА

Научись видеть вокруг всё живое и радоваться всему – траве, дереву, птицам, животным, земле, небу. Всматривайся в них добрыми глазами и с внимательным сердцем – и откроются тебе такие знания, которые не найдешь в книгах. И увидишь в них себя,  укрощенного и обновленного.

Возьми за обычай хоть по несколько минут во всякое время постоять босиком на земле. Давай телу землю, пока она сама не позвала его.

Ищи случай побыть у воды. Она снимет усталость, очистит мысли.

Пей чистую воду, где только можно, не дожидаясь жажды. Это первое лекарство. Куда меня судьба ни вела, я прежде искал колодец, источник. Не пей сладкой и соленой (минеральной) вод из бутылок. Первая разъесть печень, вторая замурует сосуды.

Ежедневно на твоем столе должны быть овощи. Питательные те овощи, которые согреты и наполнены солнцем. На первом месте – свекла, нет на земле лучшей пищи. Затем – фасоль, тыква, ягода, морковь, томаты, перец, шпинат, салат, яблоки, виноград, сливы.

Мясо, если хочется, кушать можешь. Но редко. Не ешь свинину, не одного человека она отправила на тот свет. А вот тоненький ломоть сала пойдет на пользу. Но не копти его. Зачем смолу употреблять?

Плохая еда – колбаса, жареный картофель, печенье, сладости, консервы, маринады.
Моя еда – это крупы, фасоль, зелень.
Хищник наелся мяса – едва ползет, ленивый. А конь от овса весь день воз тянет. Саранча питается травой от того силы имеет летать.

Есть лучше по горстке, но часто. Чтобы меньше есть, пью много воды и компотов, ем грубую пищу и сырые овощи.
С вечера четверга до вечера пятницы ничего не ем, только пью воду.

Пост – крупнейшая благодать. Ничто не укрепляет и не молодит меня так, как пост. Кости становятся легкими, как у птицы. А сердце веселое, как у парня. С каждым крупным постом я молодею на несколько лет.

Солнце всходит и заходит – для тебя. Работа спорится после восхода солнца. Привыкнешь к этому и будешь крепок телом и здоровый духом. А мозг лучше отдыхает и светлеет в вечернем сне. Так поступают монахи и воины. И имеют силу служить.

Хорошо среди дня вздремнуть полчаса навзничь, чтобы кровь освежила голову и лицо. Плохо спать после еды, потому что тогда кровь становится густая и жир оседает на сосудах.

Меньше сиди, но спи вдоволь.

Старайся больше быть под открытым небом. Приучи себя жить в прохладном помещении. Достаточно, чтобы ноги и руки были в тепле, зато голова – в прохладе. Тело чахнет и стареет от тепла. В Уссурийских лесах я знал старого китайца, который всегда ходил в ватной одежде, зато в хижине почти никогда не топил.

Слабое, мерзлявое тело укрепляй травами. Горстку трав, ягод, листьев, веток смородины, малины, земляники запаривай кипятком и пей целый день. Зимой от этого большую пользу получишь.

Не забывайте об орехах. Орех похож на мозг наш. В нем сила для мозга. Хорошо ежедневно употреблять чайную ложку орехового масла.

С людьми будь добр и внимателен. У каждого из них, даже пустого, можно чему-нибудь научиться. Не делай из людей себе ни врагов, ни друзей. И тогда не получишь от них хлопот.

То, что тебе предназначено, будет дано. Только научись смиренно ждать. То, что тебе не надлежит иметь, и ждать не следует. Пусть душа будет легкой.

Не верь в предрассудки, звездочётам, не прибегай к ворожбе. Держи душу и сердце в чистоте.

Когда на душе плохо, надо много ходить. Лучше полем, лесом, над водой. Вода понесет твою грусть. Но помни: лучшее лекарство для тела и души – пост, молитва и физическая работа.

Больше двигайся. Камень, который катится, мхом не обрастает. Хлопоты нас держат на земле. Не уклоняйся от них, но и не дай им на собой господствовать. Никогда не бойся начинать изучать новое дело – обновишься сам.

Я никогда не был на курорте, ни воскресенье не пролежал. Мой отдых – это смена занятий. Нервы отдыхают, когда трудятся руки. Тело набирается сил, когда работает голова.

Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого.

Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает.

Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь веселым.

Не переедайте! Голодный зверь хитрее и проворнее сытого человека. С горстью фиников и кружкой вина римские легионеры бежали в полной амуниции 20 километров, врезались во вражеские ряды и сражались полдня без передышки …  А от пресыщения и разврата патрициев римская империя пала.

После ужина я еще полчаса прогуливаюсь по саду.

Когда принимаете пищу, не запивайте её. Не пейте ни до, ни после еды.

Чтобы не ходить с ребенком по больницам и аптекам, отдайте его в руки Природы. С малых лет научите ступать по земле босиком. Это сильнейшая закалка. Обгорел ребенок на солнце – это пойдет на пользу, укусила оса или муравей – тоже хорошо, ужалился крапивой, искупался в прохладной воде, поцарапался колючкой, съел падалицу в саду – значит, закалился от недугов, стала крепче телом, сильнее духом.