Заработать на скандале

Игорь Кутузов
В российских соцсетях появился новый вид блогеров, которые зарабатывают на хайпе.
"Я хотела стать космонавтом",— вспоминает о своих детских мечтах уроженка Бобруйска Анастасия Вашукевич, взявшая себе псевдоним Настя Рыбка. Жизнь оказалась прозаичнее: Настя стала эскортницей и полгода назад даже книгу о своей работе написала — "Дневник по соблазнению миллиардера".
Ни книга, ни услуги Насти, впрочем, космическим спросом не пользовались до тех пор, пока ее мемуары, аудио- и видеозаписи, тайно сделанные на яхте бизнесмена Олега Дерипаски, не стали предметом громкого расследования. Само расследование вызвало бешеный ажиотаж в интернете, так как содержало почти все, что необходимо для качественного хайпа: секс, деньги, бизнес и политику.

"Хайп" с английского переводится как "обман, обработка покупателей, назойливая реклама". У нас же слово употребляют в несколько ином значении. "Хайп", который признан социологами словом прошлого года, в России означает ажиотаж, скандал, бурную дискуссию в соцсетях и СМИ. Все, вокруг чего мгновенно разгораются нешуточные страсти,— это хайп. Вот и новость о "старике и Рыбке" распространялась как цунами, буквально за несколько часов став самой обсуждаемой в рунете. И тут уж Рыбка и ее "секс-тренер" Алекс Лесли (он же Александр Кириллов из Витебска), якобы и научивший ее соблазнять олигархов, быстро сориентировались: стали активно пиарить книгу и свои тренинги, организовали "февральский интенсив в Таиланде" — "Мест остается все меньше!".

 В соцсетях количество подписчиков этих двоих увеличивалось поминутно, прямо там же начали проводить аукционы с желанием арендовать суперпопулярную девушку на ночь. Но Рыбка, ставшая "золотой", строго предупредила, что разговор можно начинать только с 2 млн: "Если 2 млн на старте — это для вас большие деньги, то либо работайте усерднее, либо ищите девочек попроще". Свою долю хайпа на этой теме в тот же день попытались поймать и другие: музыканты представили на суд публики песню "Олег на яхте рассекает океаны", художники — портреты Насти: "Рисунки любой сложности на заказ!", а известная закусочная — бургеры с "настоящей рыбкой".

Отметим: это не первая попытка воспитанников предприимчивого белоруса монетизировать хайп. Чермен Дзотов, заявлявший, что "учился по книгам Лесли", недавно тоже прославился, когда в Сеть попали его снимки с обнаженной Анастасией Волочковой. Молодой человек божился, что кто-то просто украл его телефон с фотографиями балерины, с которой у него был непродолжительный роман. Но при этом на волне популярности Дзотов тоже не забыл организовать тренинг и "образовательный проект "Гарем"". Чермен также написал книгу "Как стать знаменитым и богатым", открыл YouTube-канал и многократно увеличил количество читателей в своем блоге, где сейчас вовсю рекламирует услуги юристов, врачей и потомственных колдуний.

Ничего нового эти молодые люди, конечно, не придумали: во все времена парни и девушки с низкой социальной ответственностью собирали компромат на своих партнеров. А кое-кто даже вываливал этот компромат конкурентам или в СМИ. Но только сейчас, благодаря новым технологиям, на позоре научились строить карьеры и состояния. И что примечательно: в процесс в равной степени вовлечены и шантажисты, и их жертвы. Утром тебя изнасиловали, в обед ты сообщил об этом публике, вечером открыл видеоканал с темой "На донышке", и к концу дня у тебя уже миллионы подписчиков, а в личку сыплются заказы на рекламу, предложения выступить с лекцией или провести корпоратив.

Даже если человек "зашкварился" (опустился на самое дно), он и из этого теперь может извлечь дивиденды, как, например, Алексей Панин, в последнее время известный только благодаря своему шокирующему поведению. В одной гостинице актер устроил дебош, в другой разломал мебель и бегал голый по коридорам. В ресторане в Вязниках лауреат Государственной премии РФ бил посуду, в Благовещенске попал в отделение, в Белогорске оскорблял сотрудников полиции, а в Крыму — крымско-татарский народ. Панин похищал у бывшей жены дочь, устраивал настоящую погоню за полицейским кортежем, за ним числятся сотни правонарушений в области безопасности дорожного движения, кое-что он даже снимал на свой смартфон и выкладывал в Instagram.
Актер давно не получал заметных ролей, зато непристойных видео в Сети с ним полно. Позирование на нудистских пляжах, уличное дефиле в женском белье, мастурбация на тротуаре, совокупление с собакой — все это лишь привлекает подписчиков в личный блог Панина, где он рекламирует то косметическую клинику, то спортивную одежду. Его также охотно приглашают на вечеринки как диджея, а он не устает пиарить себя: "Самый известный хулиган России! Дискотеки под хиты 90-х! По вопросам организации выступления в вашем городе пишите в директ".

И все же заниматься регулярным хайпопроизводством удается не всем — особый талант нужен. Ведущая "Дом-2" Ольга Бузова делает это блестяще, количество наблюдающих за ее бурной жизнью увеличивается после каждого хайпа: то Ольга вроде уводит чужого мужа, то шумно с ним разводится и нападает на него в Сети, то закатывает скандал на записи программы на "Первом канале" и в очередной раз рыдает навзрыд. Неудивительно, что, согласно Российскому исследовательскому агентству блогеров (РИАБ), Бузова стала самым богатым блогером России, за одно лишь второе полугодие 2017 года заработав благодаря своему Instagram 47,7 млн рублей.

Второе место в рейтинге, с доходом в 42 млн, занимает ее соведущая Ксения Бородина, которая тоже умеет хорошо хайпануть: на ее счету шумный развод, несколько неоднозначных романов, например, с майором полиции, которого судили за взятки фактически в прямом эфире,— телеведущая с камерами явилась в суд, чтобы поддержать любимого. Во втором браке Бородина пережила измену супруга — и об этом тоже было доложено фанатам. Рядовым участникам "Дома-2" годами поддерживать такой интерес к себе редко удается, хотя многие и не скрывают, что "мутят темы" на шоу исключительно для того, чтобы раскрутить собственные блоги и потом безбедно жить за счет рекламы.

В данный момент на телепроекте находится как минимум четыре девушки, которые признались, что зарабатывали на жизнь своим телом,— и ничего. Сбежавший от алиментов отец, вор, свекровь-скандалистка, стриптизер, порноактриса, бывший священник, бросивший жену и детей,— в "Доме" найдется место каждому. Зрители плюются, но активно подписываются на интернет-странички всех этих "героев нашего времени". Правда, лишь до тех пор, пока те старательно полощут там свое грязное белье. Залог успеха прост: у среднестатистического хайпера популярность коротка, поэтому монетизировать он ее старается быстро, пока еще на слуху: ведь завтра появится новый герой.