Проект Атман. Часть 3. Жизнь и смерть

Лариса Болотова
    Коль скоро из предсуществующей Целостности создано ложное, индивидуальное и отдельное самоощущение, самость сталкивается с двумя главными влечениями: увековечить собственное существование (Эрос) и избегать всего, что угрожает ей уничтожением (Танатос). Такая обращённая внутрь изолированная псевдо-самость, с одной стороны яростно сопротивляется смерти, исчезновению и трансценденции (Танатос), а с другой притязает и претендует на космоцентричность, всемогущество и бессмертие (Эрос). Речь идёт просто о позитивной и негативной сторонах проекта Атман: о Жизни и Смерти, Эросе и Танатосе, Вишну и Шиве.
 
    Эрос в предельном смысле является желанием вернуть обратно ту предшествующую Целостность, которая была затемнена при построении границы между самостью и другим. Но действительное объединение подлинного воссоединения субъекта и объекта, себя и другого, требует смерти и растворения исключительно отдельной самости, а именно это вызывает сопротивление. Поэтому Эрос не может найти истинное единство, реальную Целостность и взамен увлекается поисками символических заменителей утерянного Целого, а эти заменители, чтобы быть действительными, должны быть представлены как исполнение желания предсуществующего Единства. Таким образом, Эрос является силой, лежащей  в основе всякого стремления, обладания, хотения, желания, увековечивания, любви, жизни, волеизъявления и т.п. И он никогда не удовлетворяется, потому что находит лишь одни суррогаты. Эрос – это своего рода онтологический голод.
   
    Танатос – это смерть и страх смерти. Существуют две главные формы страха и тревоги. Одна из них – это патологический или невротический страх механизмов защиты и чувства вины. Другая форма страха обусловлена восприятием истины – это фундаментальный, неотвратимый неизбежный ужас, присущий отдельному самоощущению. Восприятие этого ужаса ест восприятие истинного положения дел, а вовсе не душевное заболевание. Обретая отдельность существования, самость обретает страх её потерять. Этот ужас перед смертью неотъемлемо присущ: отдельному самоощущению, отдельному субъекту и возникает в той или иной форме везде, где есть граница. Большинство из нас, конечно, прямо не осознают этот первичный страх, лежащий в основе наших повседневных «эго», но Зильбург объясняет, почему это происходит: «Если бы этот страх постоянно был сознательным, мы оказались бы неспособными нормально функционировать. Он должен быть надлежащим образом вытеснен, чтобы могли жить с каким-то минимальным комфортом … Мы можем принять как данность, что страх смерти всегда присутствует в нашем уме … Никто не свободен от этого страха».
   
    Отдельная самость ничего  не может поделать, чтобы на самом деле избавиться от ужаса перед смертью, ибо она и есть этот ужас, - они вместе вступают в существование и исчезают тоже только вместе. Единственное что можно сделать со смертью, - это отрицать её, вытеснять или как-то иначе скрывать. Только в сверхсознательном Всем, в действительной трансценденции, ужас перед смертью будет вырван с корнем, потому что отдельная самость там искоренится тоже.
 
    Какова же в точности природа Танатоса? Нигде нет никаких радикально отдельных сущностей, граница между субъектом и объектом, в конечном счёте иллюзорна. Эту границу между самостью и другим приходится постоянно воссоздавать в каждый текущий момент – по той простой причине, что она вообще не является реальной. В то же время, простая сила реальности, «тяга» Целого, в каждое мгновение пытается прорвать эту границу. И этой силой является Танатос. Пока индивид постоянно воссоздаёт свои иллюзорные границы, реальность столь же постоянно устраивает заговор, чтобы их разрушать. Танатос – вовсе не сила, пытающаяся низвести жизнь до неорганической материи. Танатос есть сила шуньяты – сила и побуждение к трансцендированию иллюзорных границ, - но для самости, которая не хочет или не может отказаться от них (на любом уровне), он выглядит как угроза буквальной смерти и физической смертности. Всюду, где есть граница, Танатос глубочайшей Природы человека в каждое мгновение действует так, чтобы убрать эту границу или принести её в жертву. Всё, что есть гнусного в человеческих делах, что характеризует человека как самого коварного из  зверей, позорит его, как массового убийцу и мучителя, проходит под рубрикой подмены жертвоприношения. Из слов Отто Ранка: «Страх смерти «эго» ослабляется убийством другого;  ценой смерти другого покупается свобода от наказания умиранием, от убийства тебя самого». Фрейд сказал: «Желание убивать заменяет желание умереть», а Беккер подытожил это как «жертвоприношение тела другого в качестве выкупа за собственную смерть».
 
    Возникает вопрос: «Почему тогда не все люди убийцы, то есть подвержены замене этих желаний?» Скорее всего, причина кроется в чём-то другом. Возможно, убивая, убийца получает дополнительную энергию жизни. Что он при этом теряет?
   
    Отрицание смерти (и отыскание заменяющихся жертвоприношений) есть часть проекта Атман, она называется негативной стороной – «негативной» стороной попытки вернуть себе сознание Атмана.
   
    Зачем вообще нужен проект Атман? Избавиться от одиночества, страха смерти или что-то другое?
   
    Желание быть Всем, приложенное к отдельной самости, эта интуиция извращается в желание обладать Всем. Вместо бытия всем, человек просто желает иметь всё, что составляет основу всех замещающих удовлетворений. Это ненасытная жажда в душе всех отдельных самостей, позитивная сторона проекта Атман, и её утолит только Атман.

    Отрицание смерти основывается на правильном интуитивном чувстве, что собственная присущая Природа человека является действительно безвременной, вечной, бессмертной за пределами всех форм. Но когда эту интуицию безвременности применяют к отдельной самости, она извращается в желание просто жить вечно, бесконечно продолжаться, избежать смерти навсегда. Вместо того, чтобы быть безвременным в трансценденции, индивид подменяет это желание жить всегда. На место вечности он подставляет отрицание смерти, стремление к бессмертию и заменяющие жертвоприношения.
   
     Таким образом, ощущение отдельной самости пребывает под властью проекта Атман - попытка вновь обрести изначальную  Целостность таким путями, которые заведомо препятствуют этому и навязывают символические заменители.  Вместо того чтобы найти истинную Целостность, она движима заботами о простом существовании: Эрос побуждает её продлевать  свою псевдоотдельность, а Танатос вовлекает её в смерть и в страх смерти. И битва Жизни против Смерти, Эроса против Танатоса, становится сверхбитвой, фундаментальной тревогой и дилеммой, неотъемлемо присущей всем отдельным самостям, - первобытным состоянием страха, которое устраняет только истинная трансценденция в Целостность.

     Жизнь нам дана, и мы обязаны её вернуть. Отдельная самость – это часть всего Сознания? Тогда общение между субъектами есть общение между частями Сознания. А физический мир – общий мир иллюзий для отдельных самостей?

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.