Пунане-Кюльвая, Вейтлус, Заклинье, Могутово

Алла Алексеева
    
Эстонские переселенцы.
   Изучая карту Струго-Красненского района Сергей,  обнаружил урочище Кингисепп  (урочище – место, где раньше была деревня). Был такой эстонский революционер – Виктор Кингисепп.  Там же нашёл  деревеню Вейтлус и погост  Пунане-Кюльвая.  Его заинтересовали эстонские названия в Струго-Красненском районе. Так мы узнали  об эстонских переселенцах в Псковскую область, которое началось во второй половине XIXв. Причиной переселения была высокая арендная плата и цена за землю в Эстонии.
     Переселенцам эстам  давали для  аренды самые неудобные для хозяйствования земли (залеснённые и болотистые). Они привозили с собой хорошие инструменты для обрабатывания земли, привозили новые технологии выращивания сельскохозяйственных растений, высокоурожайные сортовые семена, породных сельскохозяйственных животных. Это были сильные семьи людей,  которые высоко чтили традиции предков  и использовали передовой сельскохозяйственный опыт.  В результате их трудолюбия создавались очень сильные хозяйства, земля облагораживалась и давала большие урожаи.
    В царское время  и после революции в Струго-Красненском районе   проживало немало эстонцев.  По переписи 1918 года их насчитывалось около 500 человек. По большей части это были земледельцы и ремесленники. В Стругах Красных находились: молельный дом баптистов, церковь Гатчинской кирхи, просветительное общество, по данным на конец 1927 года, имелась эстонская школа.
   На севере современной Псковской области  к 1936 году насчитывалось 56 эстонских колхозов. Многие из которых были разорены в волну репрессий  1937-1938гг., репрессии сочетались с раскулачиванием и высылкой семей далеко на восток страны.
  Эстонские кладбища были возле деревень Цапелька и Вейтлус, сохранилось кладбище в урочище Пунане-Кюльвая. В Катежно была лютеранская часовня и евангелическо-лютеранское латышское училище. Часовню закрыли в конце 30-х годов, открыли в ее здании районный Дом Культуры.  Работало Горское евагелическо-лютеранское эстонское училище. На кладбище в Вейтлусе стояла эстонская часовня, куда приезжал пастор из Псковской лютеранской кирхи.
 
Урочище Пунане-Кюльвая.
   21.01.2017г.    На карте Псковской области  нашли крестик, обозначающий погост и название урочища Пунане-Кюльвая.  Дороги к погосту на карте обозначено не было, не было даже пунктирной линии. Это значило, что поиск будет захватывающим приключением и мы собрались в дорогу. Если вы посмотрите карту дорог, то вы увидите, что дорога в месте, напротив кладбища, делает сильный поворот налево. На этот поворот мы и решили ориентироваться для того, чтобы начать поиски.
   В дер. Новоселье Струго-Красненского района мы свернули на Вейтлус и Первенец.
Никаких населённых пунктов поблизости не было и спросить было не у кого.
  Все предыдущие дни валил снег. В лесу снежный покров достигал местами 30-40см. Мы рисковали здорово поплутать по лесу.  На месте обнаружили дорогу для лесовозов и поняли, что задача упрощается. 
  Деревья в лесу были очень большими. Мы видели мало мест в области, где сохранились участки такого леса. Недалеко от дороги увидели охотничью засидку на кабанов, сделанную на дереве.
     Когда мы прошли залеснённый участок, дорога оставленная лесовозами, вывела нас на большую вырубку. Это был участок свободный от леса. Мы осмотрели место, пытаясь понять, в какую сторону двигаться дальше. Кладбище должно было находиться на холме. Вдали Сергей приметил несколько яблонь, растущих на возвышенном участке около края леса, и показал мне их.  Где яблони, там и был хутор  - поселение, а, возможно и кладбище, решили мы и двинулись в этом направлении. В одном месте мы нашли поросший кустарником едва заметный поворот и поняли, что когда-то там была дорога, которая вела к эстонскому поселению. Сейчас от дороги почти ничего не осталось. На холме мы увидели чугунный литой крест. И поняли, что нашли кладбище.
    Мы нашли этот погост сравнительно легко, благодаря большой вырубке леса, которая увеличила просматриваемость участка, и благодаря накопленному поисковому опыту. Мы вспоминали, сколько времени потратили на поиски кладбища в дер. Рюменец и думали о том, что там нам помешали проливные дожди.
  Погода в этот день была прекрасная. Снег, который валил все предыдущие дни, вдруг прекратился и среди низких облаков местами появилось голубое, далёкое небо. Небо было таким красивым, что мне хотелось без конца фотографировать его.  На погосте Пунане-Кюльвая сохранились ворота  - каменно-валунные столбы с железными воротами, несколько чугунных и железных крестов, одна ухоженная могила с оградой и одно надгробие с надписью. 
  Меня радовало то, что вырубщики леса обошли кладбище и не тронули огромные ели, которые ровным строем окружали погост и были его оградой.
 На надгробии была надпись: ARIP MANN JAKOB 1865-1938гг. KARL 1893-1932гг.  Мы подумали, что  это отец и сын, что сын умер раньше отца. Между ними 28 лет разницы.  Первый умер в 73 года, второй в возрасте 39 лет. 
  Мы думали что это одна фамилия из двух слов  ARIP MANN, что Якоб и Карл имели одну фамилию, а не две разных.  Около одного креста, на месте погребения, была яма, видимо, постарались черные копатели. 
   На месте, где когда-то было процветающее хозяйство и большое поселение людей, не осталось почти ничего, напоминающего о том, что здесь было. Вокруг кладбища высокий лес, но поваленных деревьев мало. Само кладбище зарастает колючим кустарником, летом, здесь практически ничего не видно. Пройдет еще несколько лет и все исчезнет.

 Вейтлус.
   4.02.2017г.  Мы планировали посмотреть старинные дома эстонцев в дер. Вейтлус, заехать на погост деревни и поискать эстонские могилы. Основной интерес этого дня был проехать через дер. Моложане и Ивановщина и попасть в урочище Адамово, где должна была быть часовня с каменным крестом.
   Мы побывали в этих местах Струго-Красненского района в прошлую поездку, нашли в Интернете информацию о том, что в 50- 60 годы XIX века эстонцы получили право переселятся в любую точку Российской Империи. 
Дома эстонских переселенцев очень отличались от домов русских деревень. Крыши домов казались более вытянутыми вверх, фронтон был един с передней стеной дома, окна были выше, чем в русских домах, стояли по два окна рядом,  окно чердака было высоким,  украшения дома были простыми, подчёркивали направленность линий постройки вверх.  Эти дома не были покрашены. Они были обиты длинной вагонной доской и первоначально имели светлый цвет, потом дерево потемнело от времени и дома стали тёмно-серые.
Русские дома в дер. Вейтлус казались очень нарядными, по сравнению с домами  эстонцев. Они были окрашены, имели белые наличники над окнами и белые деревянные резные украшения.  Хозяева недавно поставили новые пластиковые окна. 
   
 Как я заблудилась «в трёх соснах».
   Жители деревни (не местные), показали нам дорогу на погост, сказали, что идти недалеко. Мы решили немного отъехать от дороги. Стоило свернуть с дороги и машина сразу провалилась в глубокий снег.   Машина рычала, колеса бешено крутились и скользили в глубоком снегу. Сергей стал откапывать, а я решила, чтобы не терять драгоценное время, сбегать на погост, который по словам местных должен был быть рядом.   А дороги там не оказалось вообще никакой, еле виднелась засыпанная снегом тропинка. Я смело шагала вперед и вошла в лиственный лес, чёрный и голый в зимнее время. Прошла ещё и поняла, что погост не так-то уж и рядом. Снег хрустел под ногами, а вокруг все заросло частым кустарником. Едва заметную тропинку пересекали следы животных. Я стала присматриваться к следам и прислушиваться к звукам. Деревня осталась позади, там слышался лай собаки. Почему-то я подумала, что Сергей выехал  из снежной ямы и догоняет меня, оглянулась, но увидела только ряды чёрных ветвей и стволы деревьев.
   Очень быстро мне стало как-то неуютно и даже страшно, от затеянного мероприятия - идти одной на лесное кладбище, стоящее далеко от деревни и людей.
 Я уже хотела повернуть назад, но тут, среди огромных стволов елей, увидела, покрашенные  синей краской, ограды могил. "Быстренько сфотографирую и вернусь назад", - решила я.
    Снег громко скрипел под ногами: "Хрум, хрум, хрум". Этот звук, усиливался моим воображением, и как мне казалось, шёл на меня со всех сторон. Я остановилась, чтобы убедиться в том, что я на погосте одна. Сразу стало тихо.
Тут же нашла могилы эстонцев и стала фотографировать.
"Не так и страшно", - думала я, увлечённая своим занятием.
Нашла надгробие с надписью: Kukkel 1872-1935г.
   Я обошла весь погост, он был небольшим, было много русских фамилий. И решила идти обратно. Тут обнаружила около погоста хорошую проезжую дорогу, которая вела в лес и там же выход из кладбища. Поняла, что мне нужно идти куда-то в другую сторону, я-то не по дороге пришла. Эта хорошая дорога, может выйти за километр от того места, где мы ехали на погост.
  Еще немного покружила по погосту. Вокруг был снег, чёрные стволы деревьев и одинаковый пейзаж.  Мне нужно было искать следы, где я вошла на кладбище, но я никак  не могла их найти, я там основательно наследила.
Поняла, что заблудилась, как говорят, в "трёх соснах". Сразу вспомнились мне разные страшные рассказы, как черт или леший водит. Я понимала, что стоит выбрать неправильное направление и можно проплутать целый день.
 Сердце стучало часто, дыхание перехватывало. Я очень впечатлительная, зря я одна на погост пошла.   Остановилась и начала думать, как выйти. А хотелось бежать в лес, подальше от кладбища, которое меня держало и отпускать не хотело. Вдруг я увидела могилы целой семьи Алексеевых, моих однофамильцев.
"Ну-ка, помогайте", - подумала я, глядя на своих однофамильцев, в черно-белые лица.
И стала вспоминать - как зашла, какие могилы фотографировала. А погост совсем небольшой, несколько шагов вдоль и поперёк. Ещё раз его по кругу прошла, стараясь найти свои следы, откуда заходила. 
 Потом немного успокоилась,  всё ждала Сергея, думала, что вот-вот придёт. Тут вспомнила, что заходила и видела лица на фотографиях, а могилы, то в одну сторону. Прошла в лес и увидела, где вошла на погост. Почти бегом пошла в лес по своим следам. Несколько раз оглянулась. Было страшно.
   Когда дошла до деревни, увидела, что Сергей только что выехал. Он тут же хотел тоже идти на погост и смотреть, что там есть. Я его отговорила, не хотела возвращаться.
   Рассказала Сергею как я перепугалась и как кладбище не хотело меня отпускать. А казалось, что задача была простой. Вокруг лежал снег, а на снегу хорошо видны следы. В  том месте, где я заходила, были только мои следы  с протекторами на подошве.
  Это дома хорошо мыслить и представлять себе. А на кладбище, тени от стволов деревьев и немного сметённый ветром снег на склоне пригорка, да мой панический страх, сделали  своё дело. Вот я и кружила, буквально, на одном пятачке.
 Мы решили, что будем теперь осторожнее, под колёсами чистый лед, засыпанный глубоким снегом.
   
Моложане, Могутово.
   На дороге в дер. Моложане сидели две огромные, чёрные, с красными бровями птицы. Я хотела сфотографировать, но птицы, завидев нас, тут же тяжело взлетели. Несколько взмахов и они скрылись в лесу. Сергей остановил машину, а я побежала фотографировать. Одна птица сразу улетела, а вторая, видимо, более любопытная, села далеко на дерево. Я успела сделать только три кадра. "Тетерев или глухарь", - подумала я.
 В дер. Моложане Сергей пошёл спрашивать дорогу до Адамово. Там должна была быть часовня в 0,3 км к С от деревни,  а в часовне - каменный крест XV-XVI вв.. Сергей ушёл искать местных жителей. Он нашёл мужчину и женщину (были муж и жена, уже в возрасте). Мужчина сказал, что в молодости возил по окрестным деревням кинофильмы. Он вспоминал, как раньше говорили: "Кина не будет, кинщик заболел".    Мужчина плохо слышал, что спрашивает Сергей, переспрашивал, жена громко повторяла ему. Мужчина сказал, что дорога до Адамово есть, что часовня развалилась, а в дер. Ивановщина живёт один дачник.  Мы поверили дедушке и смело поехали по дороге, на которую он указал. Дорога то была, но от снега её никто не чистил. Немного проехали и застряли в сугробе. Сергей вышел с лопатой, покопал снег.
 "Всё, приехали", - сказал он. А обычно говорит, что можно не волноваться, что всё под контролем.
 Дорога была очень узкой и развернуться было негде. Но я не волновалась. У нас была печка и палатка и много еды, а впереди ещё один выходной день. "Откопаемся, как-нибудь", - думала я.
Мы откопались намного быстрее, чем думали.  Выехали задом.
На деревьях лежал иней. Я думала, что сфотографирую, ещё успею. Но немного проехали и иней исчез. Вокруг стояли чёрные деревья.
Собственно, мы ехали по прошлому маршруту. Заехали на погост дер. Заклинье (в прошлый раз проскочили мимо). Это очень старинная деревня. И погост старый. В Интернете пишут, что второй погост возник тогда, когда на старом негде стало хоронить.
   В прошлый раз мы проехали мимо  двухэтажных домов из красного кирпича в дер. Могутово. Дома, Сергей нашёл информацию о том, что в деревне Могутово, ещё до революции, находился стекольный завод.  Кирпичные дома были  построены в 1897 году.  В домах и сейчас живут люди (переселенцы).
 Эти дома были  построены для инвалидов стекольного завода. Завод стоял рядом и славился своими стекольными изделиями. Стеклянные набалдашники на трость этого завода брали призы на международных выставках.
  Мы походили в округе, нашли несколько фундаментов домов каменно-валунного типа, в низине нашли корпус здания бывшего стекольного завода.
  Мы жалели о том, что так и не увидели часовни в дер. Адамово и думали, что приедем туда, когда растает снег.