Спонсор

Юрий Кутьин
     В лихие 90-ые сын заканчивал 11класс. В этом же классе учился паренёк, который одновременно с учёбой  ещё с восьмого класса занимался мелкой коммерцией. Тогда многие в неё ударились. Большинство прогорали,  в долги влезали, разорялись. А у пацана, назовём его Сашей, дело пошло  до такой степени неплохо, что на его счёте скопилась к окончанию школы приличная сумма и решил он от щедрот своих сделать подарок своему выпускному классу – профинансировать единолично выпускной бал класса. Вот такая блажь ему в голову втемяшилась… Паренёк он был скромный, не выпячивался, но с некоторой странноватой дотошностью в поведении и общении, всё пытался уяснить и без того очевидные вещи, например, "где воспитателю лучше работать в школе или в садике?" И если он хотел произвести эффект этим своим поступком, то у него это получилось. В школе живо обсуждали его инициативу и не все  одобряли, потому что семья Саши была не из зажиточных и у них у самих нашлось бы куда вложить эти средства. Но так как хозяином этого капитала был Саша,  родители решили не вмешиваться.

     Стоит сказать о том, что же это была за коммерция у Саши. Да самая простая. Оптом покупал у поставщика всякие семена для огородников, клеил пакетики, фасовал в пакетик по 10 семечек (или сколько там) и продавал уже в розницу. А тогда как раз многие увлеклись на свежака огородничеством на своих шести сотках. Разработают дачные участки в шесть соток, сараюшки сколотят для инвентаря и выращивают экологически чистые овощи. Так что семена расходились влёт. Торговал он больше по знакомым с доставкой на дом или по месту работы по предварительным заказам. Народ был доволен. Естественно, торговля это была только видимой частью айсберга, той работы, которую нужно было делать. Одних пакетиков склеить да нафасовать – тысячи.  Поэтому  Саша для склейки пакетиков привлекал младшеклассников. Получали младшие за пакетики копейки на мороженое, но и этому были очень рады.

   Школа находилась в посёлке городского типа и выпускные балы с  размахом и излишествами  ещё не дошли до неё.  Но сумма тем не менее получилась всё-равно значительная.Короче, прошли школьные выпускные  балы под звуки нестареющего вальса как всегда весело.
 Встретил  я  после этого знакомую, которая занимала в районной газете какую-то должность. Ну и заметки за её подписью в газете появлялись регулярно. И рассказал про этот случай.
 – Пишите,– говорю, – вы о каких-то всё незнакомых людях, из дальних мест, а тут такой местный факт благотворительности и мимо вас прошёл. Дня через три в районке появляется заметка «Саша – спонсор». Знакомая приходила в школу, всё разузнала, расспросила и тиснула заметку. Всем хорошо. Мама пацана, сама учительница, ходила по школе счастливая и гордилась сыном. Все получили свою минуту славы.

Известно, что журналисты  любого издания темы интересных новостей ищут, и  имеют для этого на местах своих информаторов. Дошёл слушок об ученике-спонсоре и до области. Из областной газеты звонят, информацию проверяют.
 – Да, имел место такой случай благотворительности, – отвечают с места. Но то ли в области слушали невнимательно, то ли ещё по какой-то причине, но  в небольшой заметке, посвящённой этому поступку паренька Саши, областные журналисты перепутали основное и вместо «семена» написали «семечки».
Получилось, что покупает парнишка оптом семечки, фасует их в пакетики по десять штук и продаёт. На прибыль и устроил классу праздник. Неточность, вроде и небольшая, но распространитель семян и торговец семечками – это две большие разницы. Один развёрнуто поясняет всё о сортах, о всхожести и других параметрах семян, а другой тупо торгует семечками. Мамка парня была сильно недовольна этим. Статус её сына снизили до обычного торговца. Но до поры молчала.

После заметки в областной газете, как обычно, нашлись въедливые читатели и в газету посыпались гневные письма. "Как мол так, кто  разрешает это безобразие  —торговлю непроверенными семечками в школе да ещё ученику. И куда санитарные службы смотрят? В семечках бывает столько заразы. Школу превращают в рынок! Мало того, областная газета ещё и пропагандирует эту инициативу."
    На основании писем трудящихся отправили в ту школу санитарную комиссию, разобраться. Комиссия всю школу на уши ставит, включая директора. А школа своими ответами ставит комиссию в тупик:  1. У паренька на его деятельность имеются все разрешающие документы,
2.  все  налоги заплачены, 
3.  качество товара подтверждается санитарными сертификатами,
4. семена в пакетики он фасует не для того чтобы их есть, а чтоб удобнее было их сеять". Едва разобрались, что ошибка идёт от журналюг из области. Это разозлило школу и мамку нашего героя и они потребовали  от областной газеты опровержения под угрозой суда и миллионных штрафов за клевету и ущерб репутации. Газета до суда дело доводить не стала, а чувствуя свою вину, написала уже большую статью о бескорыстном поступке ученика с его фотографией…

В статье  хвалили умение Саши организовать дело, заработать и распорядится заработанным на своё усмотрение.  Хотя был намёк, что распорядился средствами Саша не лучшим образом. Но всё равно это были уже  слава и признание. Саша, это было видно, заважничал. Посыпались письма от последователей,  в основном, по вопросам организации подобного бизнеса.
Поэтому, когда Саше поступило приглашение принять участие в съёмках телевизионного «ток шоу» на тему «Спонсорство»,он, не опасаясь подвоха, без раздумий согласился, купил для солидности первый в жизни галстук с блёстками и поехал.
Приехал Саша на съёмки и узнал как же много, оказывается, спонсоров на Руси. Люди жертвуют деньги на машины скорой помощи для больницы, на форму хоккейной команде, на лечение, на создание сельской библиотеки, на автобус для школы и ещё много на что, и стараются это особенно не афишировать. Узнал, что кроме спонсорской применяются и другие виды помощи обедневшим:благотворительность, меценатство...

    Об этом Саша и говорил, когда до него дошла  очередь выступать. Его выслушали и похвалили, что заработал. Но изругали и пристыдили за то, что он заработанное потратил так бездарно. Фактически ведь на самом деле на развлечение с шампанским, то есть на коллективную пьянку.  Ведущий, видимо готовился, потому что для Сашиного случая сходу предложил и другие варианты благотворительности.
 – Ты должен знать семью Ивановых,– говорил ведущий Саше,– так как в одной школе с их дочкой Лизой учился.В вашей районной газете из номера в номер повторяется призыв помочь им собрать деньги на операцию её младшей сестры, у которой  ДЦП, необходимо выпрямить ножки.  Родители выгребли все сбережения  у себя и родственников, продали машину, везде, где могли назанимали, у всех у кого могли попросили. И не хватало им примерно столько, сколько спустил на развлечение ваш класс. Саше на это было нечего ответить, он молчал, понуро уставившись в одну точку.
Завершая телешоу, ведущий сказал, что незрелая, наивная, непродуманная идея  благотворительности  только скомпроментирует спонсора, которому не терпится примерить кафтан благодетеля. Вот и помогают такие "спонсоры" не самым обездоленным и не там, где нужно. Для таких горе спонсоров это несущественно, им другое важнее – хочется одним махом выделиться  на общем фоне, чтоб запомнили, чтоб разговоры, пересуды пошли. Чтобы в прессе хвалили, потому что  неустраним соблазн славы людской, примешивающийся всегда к добрым делам. У молодых, только ещё вступающих во взрослую жизнь, это особенно заметно, им трудно избавиться от стремления к похвале.
 
Саша весь красный от стыда, ни на кого не глядя, расписался в ведомости и получил  гонорар за участие в съёмке. За ту заранее отведённую ему по сценарию, как он сейчас понимал, роль. В туалете снял галстук, который все почему-то на нём пристально разглядывали и выбросил его в урну...               
    По дороге домой он думал хорошо, что после выпускного все одноклассники  тут же и забыли о его спонсорстве и больше никогда не вспоминали. У Саши от всего этого осталось чувство досады да прозвище "СпонсЕр", которое он считает обидным из-за этого Е. Он не почувствовал от такого спонсорства никакого удовлетворения и спонсором больше быть не хочет. Не готов он для этого, да и денег уже нет.
А ток-шоу, в котором он снимался, в эфир  не вышло. Пока.