Забытая история казачества

Евгений Бригиневич
 Интересная книга  попалась на глаза и читается со вниманием:
Савельев Е.П. История  казачества.- Новочеркасск.- Типография "Печатникъ".- 1915. !
 С  16 века казаки вышли на мировую историческую арену, когда  даже сам султан  Сулейман Великолепный искал в 1551 году союзников для борьбы с казаками Дона и Приазовья.
 Так откуда взялись казаки? Кто их предки?
 В основном это были русские, которые принимали в свою среду: татар,ногаев,запорожцев, черкес, турок и выходцев из других народов и племён (источники рукописные и письмена древности скупо повествуют  об истоках казачества). Сами казаки связывают своё  происхождение с протестом против холопства и крепостнического рабства, с борьбой за вольность и свободу, равенство и казачье братство!
  "Отбегаем мы из того государства Московского из работы вечные, из  холопства невольного, от бояр и от дворян государевых".( Воинские повести Древней Руси.-М.-Л.-1949. с.68),- писал в 1641 году донской  есаул Фёдор Порошин в повести об Азовском осадном сидении... В  фольклорной традиции казаки связывали своё  появление на Дону с "казанской службой"первому русскому царю Ивану  Васильевичу Грозному,за  которую царь пожаловал донцам "славный тихий Дон с протоками и с белой Манычью" (Исторические песни 13-16 веков.- М.- Л., 1960. с.505).
  Сами бояре, церковные и светские феодалы - крепостники связывали появление донцев с бегством угнетенного населения из Руси, -будто бы "наши холопы в нашей земле многое лихо учинили", а затем - "убежали на Поле"...на  степную вольницу донскую!(Центральный Государственный архив древних актов (ЦГАДА).- Ф.127- ногайские дела. №3.- Л. с. 171).
  На русское происхождение большего числа донских казаков указывал ещё и беглый подьячий Посольского приказа Г. Котошихин о том, что донцы - "породою москвичи и иных городов,и ново крещёные татаровя и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр и торговые люди и крестьяне, которые приговорены были к  казни в разбойных и татьиных и иных делах и покрадчи и пограбя бояр своих уходят на Дон". (Котошихин Г. О России   в  царствование Алексея Михайловича. Спб.- 1906. - с. 135).
  По словам Г.З. Байера,  казаки "почитались всеми за храбрый  и сильный народ". В  этой  связи Байер заявил о существовании казаков ещё с десятого века, ссылаясь на Константина Багрянородного и указывал, что  казаки "... в 948 году жили в нынешней  Кабарде...где они  от великого князя Мстислава...
в Российское подданство  приведены  были".  Приём ими  в качестве беглых "россиян,поляков и других не препятствует тому, чтоб казаков можно было почитать за древний народ" (Байер Г.З. Краткое описание всех случаев, касающихся до Азова от создание сего города до возвращение оного  под  Российскую державу.- Спб.- 1872. -с.79).
 Итак - впервые в российской  историографии была высказана мысль - идея о древнем и причём нерусском происхождении донского  казачества?
 В  дальнейшем она стала пользоваться большой популярностью и получила своё  развитие у В.Н. Татищева, который  считал, что часть донцев произошла от запорожцев,пришедших с князем М.Вышневецким для борьбы с наступавшими на Астрахань турками. Они-то и обосновались на Дону, где "построили город Черкаской". Сами же  "запорожцы - потомки "черкас из Бештау", поселившихся в 1282 году под Курском, а затем пришедших на Днепр и  построивших город Черкасы. Сходство названий Черкасск, Черкасы (город), черкасы (запорожцы - украинцы) и черкасы Пятигорья (Северный Кавказ) дали  основание В.Н. Татищеву связать происхождение части донских казаков с черкасами и с Кавказом...
 Другая  часть донцев согласно Татищеву,произошла от мещерских  казаков, переведенных на Дон при Иване Васильевиче Грозном.(Татищев В.Н. Лексикон Российский исторический, географический  и политический.- Избранные произведения. - Л.- 1979.-с.267 и с.284).
  Независимо от российских историков о кавказском происхождении донских  казаков стали заявлять в 18 веке,по сообщению А.И. Ригельмана и многие  казаки. Они "считают себя природою не от московских людей, а "только обрусевшими",и говорят, что: " я не москаль,но русской, и по закону, и по вере православной, а не по природе".( Ригельман А.И. История  или повествование о донских казаках. Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских,- М.- 1846.-№3.-с.3).
  То есть за 200с лишним лет,прошедших со времени создания азовских повестей, во взглядах самого на историю своего происхождения произошли большие изменения. Если Ф.Порошин с гордостью говорил, что "волное казачество великое Донское войско - московские области"( Воинские повести Древней Руси.- с.48),то правнуки защитников Азова пытались отмежеваться от  родства с Москвою.
  В исторических трудах П.А. Соколовского и П.П. Сахарова подчеркивалась  связь между  появлением на Дону  первых казачьих отрядов, выходивших из Рязанско -Мещерской и Северской  земель (есть  около Краснодара станица Северская!).



Илл.-  фото от  автора :

ЛИТО  "Форум КМВ"-
литераторы  края и РФ
(презентация юбилейного
номера журнала
"Литературный  Кисловодск"!)