Девушка из Нагасаки

Николай Тямисов
Эту песню я услышал в первый раз в конце 60-х годов, когда уже заканчивал школу. Оглядываясь назад, только теперь понимаешь, что то время было какое-то особенное. Это действительно было время больших свершений, когда полеты в космос еще не стали обычным делом, а за строительством Братской ГЭС и Байкало-Амурской магистрали следила вся страна. И время было очень романтичным. Было много  романтики в песнях по радио и телевидению, в фильмах, книгах и журналах того времени, которые звали на строительство новых городов, железных дорог, покорение труднодоступных мест на далеком Севере. Это была правильная романтика, поддерживаемая государством и такими общественными организациями, как комсомол. До сих пор помню очень яркие стихи поэтов тех времен, например А.Вознесенского:
"Врете,сволочи!
Будут города!
Над ширью вселенской,
в лесах молодых,
Я-Вознесенский,
воздвигну их."
Было много романтики в книгах Хемингуэя, который в то время большими тиражами расходился по стране. Я  помню, как у нас в школе по рукам ходили его книги, в которых мужественные герои-одиночки боролись за себя и  свои идеалы, будь это старик Сантьяго из "Старика и море",или герои его романов"Острова в океане" или "По ком звонит колокол".
Но одновременно было много и другой романтики. В середине пятидесятых и начале шестидесятых, после  смерти Сталина и знаменитой речи Хрущева на 20 съезде КПСС в 1956г. из тюрем и лагерей вышли на свободу тысячи и тысячи людей, которые  и привнесли с собой своеобразную, блатную романтику . Иногда мне кажется, что именно это время и именно это смешение и создало такого уникального поэта и барда, как Владимир Высоцкий. Он притягивал к себе и юных романтиков-комсомольцев своими песнями из знаменитого в то время фильма "Вертикаль",и любителей блатной романтики такими песнями, как, например"Растопи ты мне баньку, хозяюшка".
Именно в его исполнении я и услышал тогда песню про девушку из Нагасаки. Вернее, я услышал вначале эту песню во дворе, в исполнении одного парня, который недавно вышел из тюрьмы, где сидел по статье за "хулиганство".И был он там совсем немного, что не мешало ему строить из себя бывалого зэка. Но пел он хорошо, под  гитару, и очень так чувствительно эту песню про девушку из Нагасаки, что она мне запомнилась надолго. И на мой вопрос, кто автор этой песни, он ответил, что Высоцкий.
Потом, я действительно слышал эту песню в исполнении Высоцкого и долгое время был уверен, что это именно его песня. И лишь спустя очень много времени я узнал, что автором стихов этой песни была Вера Инбер, знаменитая советская писательница, лауреат Сталинской премии за роман"Пулковский меридиан".Между прочим, В.Инбер приходилась племянницей или двоюродной сестрой самого  Льва Троцкого. Песня была написана давно, в начале 20-х годов и входила в репертуар многих известных в то время артистов, таких, как А.Вертинский, В.Козин и другие.
И вот недавно, в "Ютубе",вспоминая юность, я решил поискать эту песню и нашел ее в исполнении Джеммы Халид. Поет она замечательно, с душой  и по моему, передает  ту  самую, волнующую и будоражащую кровь, романтику, которую и заложила в своих стихах совсем еще юная Вера Инбер.