Столетие художника Павла Ф. Глобы 1918-1983

Людмила Корина
Сотруднице музея -заповедника в Переяславе-Хмельницком -Украина, под Киевом

Вика,всё, что связано с П.Ф. мне дорого и до сих пор живо. Поищу в своём архиве фото и записи - И в частности фотографию портрета, первого из 5, который хранится здесь в Генуе. Его надо разместить на моём сайте рядом со стихом посвящённым П.Ф.

Постепенно этим выпискам придам законченную форму и копию вышлю  тебе и музею. П.Ф. родился 27.1.18(хотя есть разночтения) Столетний юбилей через 4 года. Приурочить бы фильм о нём к этой дате или в преддверии. Мой друг режиссёр Ребров Вячеслав Степанович(см. в инэте) хорошо знал П.Ф. и работает в жанре биографической документалистики. Идея реализуется через запрос в  наше тв Культура.
Паша  только в последнее время стал робко упоминать свои реальные корни, предпочитая мифологию -какую-то ветку  матери скромнейшей Нины Ивановны, ведущую прямиком к фараонам. Он и дату рождения своего от коллег утаивает  - 15.8.58 .
Буду по мере сил выполнять задуманное. Потребуется какое-то время.Ознакомлюсь с сайтом музея. Всего доброго. Пиши Л.С.


Милая Вика,

По почерку ты многое поймёшь о человеке в крестьянском тулупе, жившем в бедной квартире на далёкой окраине Москвы(семью переселили из коммуналки в центре. Из 200р зарплаты как члену Мосха половина уходила на краски и холсты, ну и бутылочка была непременной. Приезжая позировать я её покупала в ларьке. Наливая и мне рюмочку, он вслед за Шукшиным говаривал: «Прошу плеснуть». Ну и что? Этой энергии хватало, чтобы по 5-6 часов вытанцовывать, приближаясь к модели и возвращаясь к мольберту, чтобы прикоснуться к холсту. Только глаза блестели.

Вышли почтовый адрес – я отправлю ксерокопии и фотографии заказным письмом.
Набери в Гугле Павел Филиппович Глоба и в той же рубрике открой почитать интервью Павла Глобы  «Интуиции не доверяю. Предпочитаю точный расчёт». П.Ф. умер 29.10. 83, а жизнь астролога и его известность только начинались. Он мастер не только звёздной науки, которую освоил по книгам, но и Великий Мифотворец. В его биографии,  как в художественном произведении, всё продумано и придумано, начиная с даты рождения(Павел родился 15.8.58, а не 16.7.53), кто проверит где он учился и у кого, но взвалил на маму  ветвь Гантемуровых, уходящую прямиком к Тамерлану.

Не смешно – тут большая работа в архивах .Застолбил своё происхождение в многочисленных интервью – так интересней, ведь и впрямь то ли на фараона, то ли на Тамерлана похож. Наверное, в маму, хотя Нина Ивановна красилась под блондинку. А Павел Филиппович  лицом и статью истинный славянский князь.

Отца только в последние годы  стал упоминать. Обоих родителей Павел любил. Ну просто послушный любящий сын. Для меня он остался 18летним красивым мальчиком, когда в 77м я уезжала в Геную.  В 88м они с женой Тамарой пришли ко мне в мой день рождения - потом я ушла в поэзию, он в распространение астрологии. Павел досконально изучил  этот “предмет”,  активно участвовал в популяризации, а вихри примкнувшего шарлатанства до сих пор гуляют по стране.
Я посмотрела свои пометки в книге движения планет и там записано 27.1.18 – рождение П.Ф. Помню, что он упоминал ошибку – иногда год рождения писали 19й. Но у нас разница в 20 лет. Но не буду противоречить, если не возникнет подтверждение моей версии. 2.4.14

ОТЕЦ, СЫН И ОДНА ДОБРАЯ ФЕЯ
 
Нет, под тонким пальтишком юноша был утеплён родителями душегреечкой. Новое знакомство - со мной, общение в мастерской -тоже согревало его душу. Хорошие дни 18-летнего юноши сменялись тяжёлыми –Сатурн во Льве, его знаке, шёл ретроградивно, а в феврале Марс и Меркурий вошли в оппозицию в Водолей –взвоешь. Но выдержки  у него хватало и она редко давала сбои. Раз утром пришёл  в мастерскую и протягивает картонку портрета в цвете – на нём лицо страдающее и одновременно злое, с двумя клыками. Говорит: Это мой автопортрет, ночью написал. - Выбрось немедленно. Садись, побеседуем.
Отец молчит, оберегая сына, но, похоже, что первые контакты Павла с девушками неудачны и болезненны.”Страдания молодого Вертера”- грустно шутит П.Ф.
 
 Дарю Паше альбомы из моей коллекции – живопись великих художников. Родители, как и он, радуются, благодарят.
Закончен первый портрет, П.Ф. тут же начинает второй. В первом я была запеленана шубкой и укрыта платком. Открытыми оставались лицо и  кисти рук. Сознаётся, что в портрете состарил меня ближе к своему возрасту, т.к. собирался выставить оба портрета на ежегодной  выставке МОСХа.
 
Во втором портрете, написанном на гипсокартоне, немного меньшим по размеру – шубка расстёгнута, наброшена на плечи, виден уголок синего вязаного платья, открыта шея и тело в овальном вырезе платья. Взгляд спокойный, чуть ироничный и добрый.
 С интересом рассматривала я себя  на портретах– наверное, такая и есть на пике возраста, впервые увиденная талантливым художником. Импрессионизм живописного мазка, но и невозможность отойти от реальной натуры. У меня болел ноготь на третьем пальце, просила П.Ф. убрать этот пустяк , а он не смог, так и осталось на портрете.
 
Работа модели  нелёгкая – сидеть или стоять по  5 часов в течение 15 сеансов.
Художник неутомим, но к марту устали оба. П.Ф. нарисовал ещё один портретик – там я моложе, но вернулось напряжение во взгляде. Отголоски внутренней муки.
В марте в мастерскую приезжала Светлана, восторженно общалась с Мастером, но уже  предчувствовала  то, что нёс нам обоим мой отъезд. В 78м, когда Светы не стало, П.Ф. по моей просьбе написал её портрет  по фотографии, снятой мной перед отъездом. На фоне цветущей яблони в попытке улыбнуться она была уже на том свете.
 
К апрелю стало светлее на душе. П.Ф, задумал писать мой портрет в рост в полупрозрачном чёрном платье из шифона. Я его сама сшила. На голове повязан шарф, сплетённый из золотых нитей. Сначала он плотно облегал голову. Но Нина Ивановна в моё отсутствие посоветовала  мужу рельефно перекрутить его ,  как косой. Художник понял, что так – самое то.

Кто-то из соседок шепнул жене, что в мастерскую приходит одна дама. Н.И. ответила:“Она королева, ей можно”.
Завершением работ 77 года к июню, моему отъезду был портрет в украинской кофточке - его П.Ф. предназначал для музея на своей родине в Переяслав-Хмельницком под Киевом.Лицо на портрете было стилизовано.

ЭПИЛОГ

По часу рождения я Водолей. Павел, узнав час рождения – около 5 утра в Москве 6.4.38 уточнил - 4.47. Приятно удивился: Юпитер на восходящем знаке в 26 гр. Водолея, Точка счастья в 14м Стрельца в 10м доме на МС в тригоне к Солнцу в 16м Овна.
 Его час рождения, пожалуй, я одна из немногих знаю – в 18.35   15.8.58
35 лет  прошло, многие соперники  на роль гуру в астрологии русской школы ушли в небытие по возрасту –Зарайский, Вронский . Поутих шабаш вокруг звёздной науки. Она бездонна, как небо – никаких глубин знания не хватит, чтобы точно судьбу разгадать. Ответственность умудрённых знаниями большая, ведь каждому "клиенту" хочется, чтобы сошлось на хорошем. Вот шарлатаны и процветают.

С началом 21го века компьютеризации достаточно поставить программу Z  и сотни факторов прежних долгих вычислений у астролога под рукой. А раньше без таблиц я вычисляла движение Марса по системе Морозова, узника Шлиссельбургской крепости, от двух дней поначалу, потом до двух часов по одному запросу, быстрей не выходило. Со мной делился знаниями Швырёв Ю.А.- с ним мы дружили с 69го(работала ассистентом на его картине) вплоть до его  кончины 30.12.13 после болезни.

Не знаю как насчёт любителя астрологии дедушки Гантемурова, но первыми помощниками Павла в изучении основ науки были я и мой друг Швырёв Юрий Афанасьевич(13.5.32-30.12.13)-кинорежиссёр, человек энциклопедических знаний, астролог, китаист. Я познакомила Юру с Павлом Филипповичем  и Павлом ещё до отъезда, в 77м. Художник написал его единственный замечательный портрет, оставшийся у П.Ф. Павел получил доступ к библиотеке ученого. Заимствованная у Швырёва книга об авестийской ветви в астрологии позволила Павлу укрыться в этой нише от соперников, приверженцев европейской школы и расти в этом направлении.
 
 Семьи сдружились – два лета отдыхали вместе в летнем Доме семьи художника(Псковская область, Себежский район, Бояринский сельсовет, деревня Дворицы). П.Ф. в 78м вышел на пенсию, продавался дом в Пушкинских местах, денег не было, а я продолжала высылать из Италии альбомы по живописи, продолжение подписки издательства Риццоли.
Часть книг им удалось продать букинистам. « Вы мне дачу подарили, Л.С. приезжайте хоть посмотреть какие здесь места. Всю мебель своими руками выточил», - благодарил меня П.Ф.

В автобусах с пересадками не поехала и никогда там не была.П.Ф. звал не раз в Дворицы, но в последующие годы я побывала в  московской мастерской, увидела работы последнего творческого периода художника- яркие , значительные.
Семья и гости наведывались к нему в деревню в тёплое время года.

Умер Павел Филиппович 29.10.83, 31го прощались с художником  в МОСХе. Я приехала из Генуи в тот день,Юрий Швырёв сообщил мне, а сам пошёл проститься.
Потом сообщил мне, как я предполагала, что у гроба была замечена к неудовольствию вдовы скромная женщина с цветами –скульптор Клавдия Васильевна,близкий друг П.Ф.  соседка по коммуналке мастерских.Я с ней была знакома,она лепила мой скульптурный портрет.О ней художник упоминает в письме ко мне.

У меня был сын Миша, рождённый 31.12.81 в Москве. В июне 83 года позвонила жена П.Ф. Нина Ивановна и попросила о встрече – муж просит её и сына привезти его  ко мне повидаться. Остались фото Павел с Мишей и П.Ф. с Мишей и его крёстным Ребровым В.М. Выглядел П.Ф в свои 66 лет не старым, но могучая сила из него ушла. Умер от лейкемии  через 4 месяца. Тот визит был прощальным, но он намеревался писать портрет Миши.
 
В моей московской квартире долгие годы на стене висели в ряд – портрет П.Ф.(1976 – там он могучий викинг, князь), большое панно «Рябина красная» и мой портрет февраля 78года в красном платье и белом оренбургском платке поверх плеч. Портрет написан в стилистике «Актрисы Самари» Ренуара.
Фото отца и сына Глобы и основные мои портреты на моём сайте  в разделе ФОТО.

 6 апреля 2014  Людмила Корина Генуя