Столетие художника Павла Филипповича Глобы 2

Людмила Корина
Людмила Корина

Павлу Филипповичу Глобе 
"Любите живопись поэты, ведь ей единственной дано души изменчивой приметы переносить на полотно" (Н.Заболоцкий)
               
ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ

Шёлком шубки задрапирована
Королева некоронованная
Воротничок Марии Стюарт.
Прозрачно-белый платок
Чётко овал восточный рисует.
Славянская мягкость в лице.
Художник взглядом прицеливался
И отступал.
Какой же лекальщик тебя ковал ?
Нездешняя, ах ты сердечная !
Он кистью к полотну притронулся,
И душу незнакомки нарисовал.
Портрет женщины -
В гамме коричневой прозрачность белого.
Все лишнее, как у Гойи, убрано в тень.
Освещены лишь руки на коленях,
Чтоб приближенbе к взгляду
Было медленным и следовало за ним.
Эти глаза как будто разговор ведут
С кем-то невидимым, притягиваясь лучами.
Он спрашивает - она отвечает,
Смягчая знанием отчаяние.
С искусством отныне обвенчана.
О ней он всё сказал.
От света дальнего не оторваться -
Мерцают два камня на пальцах
И женщины нездешней глаза.
 
Недавно и давно в стихи пришла -
Из живописи. Из галереи моих портретов,
Ведь говорили, что рождена
Подругою артиста быть, художника,
Как говорится, Божьей милостью.
Я вышла из леса Миллеса - из оды к радости.
Там с подругой, нагие и красивые, мы пляшем на снегу
И ждём гостей. Из рук Родена и его страстей.
Из Вигелунда мук. В просторе парка у моря,
Где беломраморное тело моё ваятелем
В другие стелы тел завинчено, закручено,
Стоять и быть опорой их приучено.
Стояла долго в увековеченье утрат.
Себя другим дарила. Отдам я больше во сто крат -
Сбылась душа и я заговорила.
1.5.96- 1.5.98



Воскресить память о могучем художнике, а лучше - его самого

Милая Вика,
Мне помогать тебе ничто не мешает.  Порылась в архиве, и прямо в руку мне письма П.Ф.(их я тебе вышлю в ксерокопии, одно говорит о том, что он нелегко  со мной прощался, переходя на дружеский тон в лето 77года моего отъезда в Италию). Кроме того – заявление П.Ф. в Министерство культуры о дарственной и разрешении вывезти несколько картин в Италию. Остался один (первый портрет), второй  в длинном платье я вернула в Москву, два пейзажа были похищены здесь при ограблении.

По почерку ты многое поймёшь о человеке в крестьянском тулупе, жившем в бедной квартире на далёкой окраине Москвы(семью переселили из коммуналки в центре. Из 200р зарплаты как члену Мосха половина уходила на краски и холсты, ну и бутылочка была непременной. Приезжая позировать я её покупала в ларьке. Наливая и мне рюмочку, он вслед за Шукшиным говаривал: «Прошу плеснуть». Ну и что? Этой энергии хватало, чтобы по 5-6 часов вытанцовывать, приближаясь к модели и возвращаясь к холсту, чтобы прикоснуться к холсту. Только глаза блестели.

Вышли почтовый адрес – я отправлю ксерокопии и фотографии заказным письмом.
Набери в Гугле Павел Филиппович Глоба и в той же рубрике открой почитать интервью Павла Глобы  «Интуиции не доверяю. Предпочитаю точный расчёт». П.Ф. умер 29.10. 83, а жизнь астролога и его известность только начинались. Он мастер не только звёздной науки, которую освоил по книгам, но и Великий Мифотворец. В его биографии,  как в художественном произведении, всё продумано и придумано, начиная с даты рождения(Павел родился 15.8.58, а не 16.7.53), кто проверит где он учился и у кого, но взвалил на маму (кто знает её фамилию) ветвь Гантемуровых, уходящую прямиком к Тамерлану. Не смешно – тут большая работа в архивах .

Застолбил своё происхождение в многочисленных интервью – так интересней, ведь и впрямь то ли на фараона, то ли на Тамерлана похож. Наверное, в маму, хотя Нина Ивановна красилась под блондинку. А Павел Филиппович  лицом и статью истинный славянский князь.

Отца только в последние годы  стал упоминать. Обоих родителей Павел любил. Ну просто послушный любящий сын. Для меня он остался 18летним красивым мальчиком, когда в 77м я уезжала в Геную.  В 88м они с женой Тамарой пришли ко мне в мой день рождения - потом я ушла в поэзию, он в популяризацию астрологии. Чего там только не было, он досконально изучил  этот “предмет”,  активно участвовал в популяризации, а вихри примкнувшего шарлатанства до сих пор гуляют по стране.
Я посмотрела свои пометки в книге движения планет и там пометка на 27.1.18 – рождение П.Ф. Помню, что он упоминал ошибку – иногда год рождения писали 19й. Но у нас разница в 20 лет. Но не буду противоречить, если не возникнет подтверждение моей версии. 2.4.14



Мягкий свет  в мастерской художника. Знакомство и начало работы

Всё никак не могу подобраться к знакомству с героями моего рассказа. Начать бы просто –в середине декабря 76 года поехала в юридическую контору около Метро Кировская, чтобы завизировать документы, связанные с оформлением брака с итальянцем. Впору пошутить- хорошее дело браком не назовёшь. В учреждении обеденный перерыв. Перед закрытой дверью на лестнице в тепле стоят несколько опоздавших клиентов. Возможно, какая-то шутка о погоде и астрологии, мною сказанная, привлекла внимание юноши. “Астрология! А что вы знаете о ней?” Завязывается разговор . Он уже что-то знал, но явно был в начале пути и не знал того, что я знала после 5 лет штудий по учебникам на трёх языках. Юноша работал в юридической конторе - это ему давало отсрочку от армии в его 18 лет.

Павел попросил мой телефон и стал позванивать, приглашал посетить мастерскую отца художника члена МОСХа. Адрес :ул. Народного ополчения 10, кв 55.Далековато от места моего  обитания вблизи  строящейся гостиницы “Космос”,но  обычно по городу в серых сугробах я передвигалась на такси(по-моему тогда 10 коп. за км удвоили. 5 коп на метро без давки, или трёшка на такси почти в любой конец города,  без пробок на улицах и шоссе – сказка из прошлой жизни).

Приехала. Район неинтересный – серые казарменные дома под серым скучным небом. Так и было почти до весны – солнышко не проглядывало для нас,работавших до сумерек, ни на один день.
Кв.55 – это анфилада мастерских  -комнат с высоким потолком по правую и левую сторону от коридора. Коммуналка, у каждого насельника свой код звонка. Мастерская отца Павла – Павла Филипповича Глобы третья по левой от входа стороне коридора. И звонить ему три раза.

Отец и сын проводят гостью к себе. Запах свежей краски, к которому привыкаешь. Картины в подрамниках стоят плотно везде, развешаны на стене, в центре комнаты мольберт с начатой работой. Меня усаживают на старенькое кресло и начинают показывать работы П.Ф.

Работая  после института 8 лет в Интуристе в Ленинграде и Москве, проводя экскурсии по Эрмитажу, Русскому музею, Третьяковке, изучая  мировую живопись не для экзамена, а по душе, я была вовлечена, увлечена этим искусством. Дома у меня была богатейшая коллекция альбомов по живописи западных изданий. Путешествуя в 80е годы по Европе, я прежде всего бежала в музеи и покупала новые книги.

Отец и сын вносят всё новые картины. “Вам нравится?” – Грандиозно. Буйство красок, даже в комнате светлее стало. Особенно поражает одна картина –“Весна” –девушка, сотканная из снопов света и цвета, с распущенными светлыми волосами,  парит, берёт тебя в плен и увлекает за собой. Эта картина впоследствии стала обложкой каталога персональной выставки художника, уже после его кончины.
Импрессионизм, московская школа. Художник окончил Ленинградскую академию, фронтовик, теперь живёт в Москве, член  МОСХа.

Да, потрясена. Вот тебе “приезжайте  в мастерскую к папе”. Но я ведь приехала, с открытостью сердца, не кочевряжилась. Взяла правильный тон отношений. На это смелость и ум нужны. Случалось  - на мою открытость отвечали подозрительностью, выламывались, трусили. Брали неправильный угол(Хлебников) и оставались  в большом для себя проигрыше.

В комнате одно обычное окно, расположенное в верхнем правом углу под потолком. Видимо  для высоты потолков снимали межэтажное перекрытие жилого дома, и окно последующего этажа угодило куда пришлось.Для работы художнику нужен дневной мягкий свет  и этим ограничены 5-6 часов его трудовой вахты. Но он затрачивает столько энергии, сколько балетный премьер, пролетающий в Спартаковской растяжке от одного угла сцены наискосяк к другому.Или дирижёр, читающий партитуру и подающий лёгкой палочкой указания музыкантам. Жан-Клод Казадесю на репетициях не раз переодевал свитера, меняя мокрые на сухие.

Вскоре после знакомства к моему приезду в мастерскую всё  готово для начала работы над моим портретом. Услышав три звонка, П.Ф. летит как юноша, чтобы открыть дверь, на лице – счастье. Две-три фразы, и он погружается в творческий транс. Ему откликается моё лицо и душа, сохраняя образ, в котором писалась картина. Павлик, присутствуя, понимает всё о картине, своим участием в диалоге со мной поддерживает нужное   состояние модели. Свет идёт из окошка, и этого  мягкого  ровного света промозглой зимы хватает. А ведь Леонардо для написания портрета ценил два часа ровного послеполуденного света знойной Италии.

Был перерыв в работе. Разливалась водочка в рюмки под Шукшинский призыв”прошу плеснуть”, закусь простая – отварная картошка, кислая капуста, хлеб. П.Ф. приносил  из кухни что-то скворчащее в избытке постного масла на чёрной сковородке(спасибо, увольте!) И вот тогда мы втроём включались в разговор. О чём можно говорить трём счастливым людям? Шутили, радовались , что вместе нам хорошо. Нина Ивановна(жена П.Ф. и мать Павлика) и раньше мужу в работе не мешала, и в увлечения моделями не лезла, понимая, что они нужны для творчества. А сейчас оба сын и отец открыто говорят о женщине, что умна, добра и привлекательна. Жаль только, что через полгода уезжает в Италию. Но ведь будет приезжать?

Занавеску из парашютного шёлка в пятнах краски, обрамляющую окно, я попросила достать и дома выстирала. Узкую кушетку, прикрытую тряпьём, нарядила красным в клетку пледом. Теперь можно было присесть без опасений. Она вписывалась ярким цветовым пятном в роскошество живописных полотен развешанных по стенам.

Уже темнело. На сегодня работа-праздник закончена. Мы выходим на воздух окружающего убожества. П.Ф. в шапке-ушанке и тёплом крестьянском тулупе, Павлик в чёрном осеннем пальтишке, дама-модель  в бобровой заграничной длинной шубке, в которой позировала для первого и второго портрета, и  белом оренбургском платке.
До метро идём  вместе. Там я беру такси. До завтра!


ЗИМА ТРЕВОГИ НАШЕЙ

О написании моих портретов, "Людмилиады", как точно пошутили П.Ф. и Павлик - в этом слове нежность и притягательность  в первой части слова и ад - второй,- сложность моего внутреннего мира.

В стилистике знаменитого стиха Заболоцого "Портрет" написаны мои стихи о работе П.Ф. над моим первым портретом "...Эти глаза как будто разговор ведут с кем-то невидимым, притягиваясь лучами - он спрашивает, она отвечает, смягчая знанием отчаяние..."

Этими невидимыми лучами был Павлик. Он присутствовал на каждом сеансе позирования и стоял на уровне моего взгляда поодаль. П.Ф. молча, не замечая ничего вокруг, наносил краски на холст, двигаясь от модели к мольберту и обратно - это был танец неведомой птицы. Он, пожалуй, и не слышал о чём мы говорили, но всё время корректировал мой взгляд, уходивший в глубину подсознания - мой собеседник гипнотически держал это состояние. Но вот Паша  крикнул :"Хватит, папа, сейчас уже перебор, это уже на грани сумасшествия(о моём взгляде, глазах на полотне)".

Мой отъезд в Италию в 77м, когда мне было ближе к 39, делил жизнь наполовину. "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу"(Данте).
Предчувствие сумрачного леса, и неизбежность этого выбора  отразил художник на портрете. Попробовал светло-голубой цвет фона, картина обретала другой смысл, и решительно перекрасил в тёмно-серый, как у Гойи. Ничто не отвлекало от взгляда и камней колец на  пальцах.

Что привело к решению уехать, переменить жизнь? Гэбешники вели видную переводчицу, безуспешно заманивая в свои шпионские игры, с начала 60х, то уставали, то опять приставали, большого вреда не делая, но  окоротив выезд за рубеж, и оставалось выбиваться  в высшую касту  синхронистов , где, как и везде, платили гроши. Сопровождая делегацию в 75м, подружилась со сверстником, Романо Герси, интеллигентным  коммунистом  из Генуи, небогатым идеалистом. Переписывались два года, два раза приезжал в Москву. И на третий приезд приняла его предложение расписаться и уехать с ним в Геную. Он был уверен, что в Италии я смогу работать на таком же высоком уровне и не обременю его затратами. Он и я ошиблись -  высокопоставленные знакомые не помогли.

9го декабря 76го расписались в Московском Загсе (вплоть до развода я носила его фамилию- Герси, она же указана на портретах).Не без волнений. Мешать ОВИР стал привычно  почти сразу. Оказывается, как нагло врали юристы в их конторе, квартирку кооперативную нельзя за собой оставить, а следует продать и выписаться для получения заграничного паспорта. Этот обман  не сразу раскрыл мой знакомый - квартиру можно было сохранить за собой, оставаясь членом ЖСК и притом выписаться.

Перед распиской поехала к отцу в Днепропетровск, где он жил  с семьёй(женой и двумя сыновьями- подростками), чтобы получить от него расписку-разрешение, что не имеет ко мне материальных претензий. В фильме Тодоровского "Интердевочка" есть схожая ситуация. Та откупилась деньгами, у мена вновь обретённые родственники сделали попытку "было вашим -станет нашим". Бумажку отец дал,  но вскоре потребовал  усыновить своего 15-летнего сына, уже тогда чётко поставившего свои цели в жизни. От родителя  я материально не зависела с 19 лет , и полгода в жизни после ранней смерти мамы с ним не жила- всего добилась сама.А тут получается -перепиши на самозванцев квартиру и посади себе на шею "наследника" с его амбициями.

Отец с братцем  долго давили на меня письмами, не интересуясь, что и как там у меня.В Генуе меня ждала чересполосица с трудом добываемой работы, жизнь на два дома, в Италии и России, где якорем и спасительницей оставалась эта московская квартира.

С семьёй я подружилась, особенно с младшим братом и женой отца. Я сочувствовала сводным братьям,  росшим в  интеллигентной семье(отец военврач на пенсии, его жена переводчик), но в строгости и нарочитой ограниченности, одевала их в новое и модное до полного взросления, приглашала в Москву, но основные проблемы предложила им решать самим с помощью родителей.

Так вот что стояло за взглядом  незнакомки на портрете. Была ещё  и главным образом угасающая от невозможности разлуки со мной любимая подруга Светлана, которая к моему возврату в начале 78го при написании портрета в красном была уже не операбельна, скрыв свою болезнь от родных и меня. Она посетила  весной 77го мастерскую П.Ф., пришла в восторг от его работ, а о портрете в  рост сказала : "Я  вижу Люду молодой, как вам это удалось?”
Потеря подруги была невосполнимой утратой на всю оставшуюся жизнь.
 
П.Ф. очень ценил первый портрет и долго с ним не расставался. С гордостью показывал своим  знакомым художникам. Мой друг-писатель назвал этот портрет"Триумф асоциальности", а я  - "Итальянской трагедией".

В конце работы над  портретом, которая длилась 15 сеансов, стоя поодаль, П.Ф. не без волнения спросил меня:"Можно вас поцеловать?" Я кивнула, продолжая сидеть в позе портретируемой. Он приблизился, встал на колени, и, взяв моё лицо в свои ладони,  сильно, по-мужски, поцеловал.

Людмила Корина 3.4.14  Генуя