Сто лет самоотрицания

Максим Ирмелин
«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого.» (Образное (поэтическое) определение сути развития по Гегелю)

Применительно к русской истории последнего столетия мы отчетливо видим диалектический принцип отрицания отрицания, но в этом перманентном самоотрицании  не происходит естественного развития, напротив, осуществляется неотвратимое возвращение на круги своя.

Владимир Ильич и ленинская гвардия положили конец 400-х летней династии Романовых, провозгласив приход к власти диктатуры пролетариата и экспроприацию экспроприаторов.

Восхождение Сталина к абсолютной власти сопровождалось практически полной ликвидацией ленинской гвардии, и отход от установок Ленина. Страна была перекроена под характер и миропонимание Сталина.

Никита Сергеевич разоблачил «Культ личности» Сталина, причем под дипломатическим выражением «культа личности» имелись ввиду ничем не оправданные массовые репрессии практически без суда и следствия, с применением пыток и выбиванием нужных показаний. 

Тем не менее под руководством Леонида Ильича все та же коммунистическая партия осудила волюнтаристический стиль правления Хрущева и возродила «культ личности» самого Брежнева. 

Перестройка под руководством Михаила Сергеевича Горбачева прошла под знаком осуждения эпохи брежневского застоя и был взят курс на перестройку политического и экономического уклада страны под знаком «социализма с человеческим лицом».

Хаос и ГКЧП привели к власти Ельцина, который вообще положил конец семидесятилетней эпохе большевиков-коммунистов.

Ельцин выдвинул на руководящую должность в стране Путина, восхождение которого,  тем не менее, проходила под лозунгом борьбы с ельцинскими лихими 90-ми годами.

Вопрос: Что будет после Путина? Назовут эпохой «жуликов и воров», либо временем обретения Россией вновь своей особой исторической миссии как Великой Державы. Причем то и другое возможны в равной степени. Россия непредсказуема не только в настоящем и в отношении к своему будущему, но и в восприятии своего прошлого.