Проект Атман. Часть 4. Объективный аспект

Лариса Болотова
    Как только возникает отдельная самость, гнетущая атмосфера смерти становиться её постоянным спутником. Никакой компенсации, защиты или вытеснения не хватит, чтобы окончательно  и полностью отгородиться от этого фонового страха. Ничто из того, на что способна обращённая внутрь самость, не может окончательно погасить это ужасное видение, и потому привлекаются «внешние» или «объективные» факторы, чтобы поддержать проект Атман, помочь смягчить ужас перед смертью и представить самость бессмертной.
   
   Эти внешние факторы могут быть позитивными и негативными; могут служить Эросу и Танатосу. Индивид будет создавать или иначе приобретать целую уйму внешних или объективных потребностей, желаний, собственности, личных вещей, и т.п.; будет искать богатств, славы, власти, и всё это он склонен наделять либо бесконечной ценностью для себя, либо бесконечной притягательностью. Но поскольку по-настоящему люди хотят именно бесконечности, то все эти внешние, объективные и конечные вещи снова оказываются просто суррогатами. Они – объекты-заменители, так же как отдельная самость – это субъекты-заменители.

Получается, что  самость хочет забыться в земном мире? Тогда не понятно, зачем она отделилась от Единого? Единое хочет познать себя, но может это сделать только, если взглянет на себя со стороны, то есть через разделение себя.

   У  Юбера Бенуа есть удивительно точное высказывание о природе проекта Атман вообще и об объектах-заменителях в частности: «Человек только потому старается обожествить самого себя в мире времени, что не ведает о своей реальной божественной сущности (Атман). Человек рождается сыном Божьим, всецело причастным к природе Высшего Принципа Вселенной; но он забыл о своём происхождении, иллюзорно убеждённый, что является  лишь этим ограниченным и смертным телом, которое воспринимается его чувствами. Беспамятный, он страдает от иллюзорного чувства своей покинутости Богом (тогда как в действительности он сам и есть Бог), и суетится в мире времени в поисках подтверждений своей божественности, которых он там найти не может».
   
   Поскольку человек забывает и даже отрицает Бога, хотя по-прежнему интуитивно Его чувствует, он «суетится в мире времени» в поисках объектов-заменителей и в то же время пытается внутренне обожествлять самого себя (субъект–заменитель). Субъект и объект Эроса, субъект и объект Танатоса являются просто продуктом и функцией границы: везде, где на изначальную Целостность накладывается граница, эта Целостность выглядит как субъект, противостоящий объекту, самость противостоящая другому.  Затем эта субъективная самость желает вернуть изначальную Целостность (используя Эрос), но страшится своего собственного исчезновения (Танатоса). В качестве компромисса она организует проект Атман: относит к субъекту интуитивно воспринимаемые характеристики Целого и  тем самым пытается  заставить часть выглядеть как Целое – космоцентрическое, бессмертное, отрицающее смерть. Субъект-заменитель, гоняющийся за объектом-заменителем, - и всё ради желания Бога.

Значит, самость разделяет себя на субъект и объект? Это справедливо только для физического мира или для всех миров? Там где есть граница, там есть это разделение.

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.