Горький и обыватели. Сообщники

Алла Моисеенкова
Михаил – это управляющий делами Вассы, близкий друг, верный слуга  и, более того, ее родственник. У Вассы и Михаила доверительные отношения
«В а с с а. Обиды тут нет. Мне не расчёт обижать тебя. Я только тогда спокой вижу, когда с тобой говорю...
      М и х а и л. Вы не забудьте, что всю жизнь я вам служил... за совесть... И даже дочь... единую мою... которая после вас...
      В а с с а. Ну, ну, полно... полно, дружок... Мы ещё, слава богу, жить можем, погоди! А за Людочку - меня не вини! Я её люблю... я против была...»
То есть, что происходит? Васса оправдывается перед Михаилом не только за себя, а за его дочь. А ведь Людмила, дочь Михаила, приходится ей невесткой, то есть женой сына. Мало того, именно Васса покрывает грехи Людмилы, приказывая прислуге говорить, что Людмила ночевала у отца, а не гуляла на хуторе с Прохором. А почему так? Васса не верит в измены Людмилы, в разговоре с Анной вскользь замечает, что та брезглива, и второе – Васса любит невестку больше истерика-калеки-сына. А почему? Людмила это родственная душа, она такая же как и Васса
«А н н а. Людмиле тоже не сладко.
      В а с с а. Ей? Она - не сдаст...»
Так же как и Васса не сдаст и не отступит назад ни при каких обстоятельствах.
Не только семейная трагедия и общее дело объединяет героев, но и страх. Именно страх перед предстоящей семейной трагедией и неминуемым разорением заставляет Вассу и Михаила действовать дружно и жестко в общих интересах, уже не считаясь ни с чем ради достижения результата.
«В а с с а (вздохнув). Кончится это всё - подумаем, как быть с детьми...
      М и х а и л. Необходимое дело-с! Беда может быть...»
«М и х а и л. Узнает... Страшно мне... И дочь - погибла... и дело, которому всю жизнь служил, - разрушается.
      В а с с а (с досадой). Ты бы не охал... я не охаю вот... Так, стало быть, П р о х о р...
      М и х а и л. Он - всем враг!
      В а с с а. Не каркай, говорю! Дело разрушается... Это ещё - посмотрим!»
Вот самая главная особенность дома-ада – жить в страхе.
И вот эта чудовищная ситуация длится долго, очень долго, «третий год». Нет ни конца, ни края, ничего нельзя изменить, все с каждым днем становится все хуже и хуже. Если сначала были только взаимные несерьезные угрозы (запустить кота на голубятню, оборвать уши) двух непримиримых врагов Павла и Прохора, то теперь уже  драки, а то и применение ножей, как смертельного оружия,  не редкость. Нужны решительные меры. Первый раз Михаил предлагает Вассе какой-то вариант избавления от проблем, но туманно, даже непонятно о чем речь. По какой-то причине он не решается высказать свое предложение. А вот второй раз, когда ситуация все больше становится «неперносной», разговор идет уже очень откровенный.
«В а с с а (опуская глаза). Да... вот какие дни пришли!
      М и х а и л (тихо). Требуют серьёзных мер...
      В а с с а (не глядя на него). Что ты думаешь?
      М и х а и л. У меня одна надежда - сердце его слабое... Этакие в одночасье помирают...
      В а с с а. Пустяки! Он нас с тобой переживёт.
      М и х а и л. Дело божие-с. Лекарства он принимает всё чаще, - я это по счетам аптеки знаю. Фершал Яков говорил - опасные это лекарства...
      В а с с а. Лекарство, а - опасное! Врёт Яков спьяна...
      М и х а и л. Два их... Одно - против сердца, а другое - неловко сказать... для крепости в обхождении с дамами...
      В а с с а (усмехаясь). Старый чёрт!..
      М и х а и л. Яков опасался - микстуры, говорит, одна другой противоречат, во зло употреблять их нельзя-де. Если увеличить порцию...
      Отравить надо Прохора, но хитро! Надо отравить его лекарствами, превысив дозу. Заметим, что Васса прекрасно понимает, о чем речь, но не возмущается, а просит Михаила быть осторожнее и подсказывает, как лучше и безопаснее это сделать.
      «В а с с а. Пьяный (фельдшер Прим автора) болтает, а ты - слушаешь... Так поговори с Олимпиадой-то...
      М и х а и л. Обязательно. Ежели бы они скончались теперь...
      В а с с а (усмехаясь). Ты, батюшка, словно травить его собираешься... Опомнись!
      М и х а и л. Господи помилуй! Что вы? И в мыслях не было-с...
      В а с с а. Будь осторожнее... в словах-то...
      М и х а и л. Ф-фу... испугали вы меня...
      В а с с а. Бояться - нечего...
      М и х а и л. Даже - обидно-с...»
Типа, нужно и можно, если осторожно и чужими руками. Заметим, Васса упоминает Липу, вроде бы не к месту. И тут конец разговора, и как будто бы возврат к предыдущей теме. Но зачем? Михаилу два раза говорить одно и то же не надо.
Перед беседой о лекарствах Васса просила припугнуть прислугу Липу, та осмелела и позволяет себе говорить дерзости хозяйке.
      «В а с с а (тихо). Ты не откладывай надолго с Олимпиадой-то...
      М и х а и л. Будьте покойны... клятву дал себе-с!»
И вот Васса настойчиво возвращается к разговору о Липе.
Михаил понимает Вассу правильно. Зачем рисковать самому-то, когда все можно сделать чужими руками? Получено одобрение и указание Вассы, для Михаила это важно, не откладывая дела в долгий ящик, он берется за дело. Шантажируя девушку и обещая ей невозможное, он заставляет Липу отравить Прохора. Но попытка оказалась неудачной, сообщники подводят неутешительные итоги, оказалось, во всем виноват Михаил, что поверил и дурак фершал, он же фельдшер.
«Л и п а (вставая). Я не виновата... Господи... (Пошатываясь, она уходит. Васса и Михаил смотрят друг на друга. Михаил виновато опускает голову.)
      В а с с а. Дурак!
      М и х а и л. Значит - неверно...
      В а с с а. И фершал твой - дурак!
      М и х а и л. Неправильно что-то, я говорю...
      В а с с а. Да и я тоже... положилась... Ну, что ж теперь делать будем? Иди сюда! Поговорим начисто. (Идёт в свой кабинет.) Первое - Липка: гляди за ней! Чтобы не звонила! Понял?»
Заметим, сообщники перешли уже на тюремный жаргон, так сказать, в теме..
Прохор жив, но уже не такой развеселый, как раньше, все больше болеет, но вопросы остались. Он нашел взрослого сына от давней любовницы, хочет его усыновить, а ведь это еще наследник. В случае усыновления или составления завещания в пользу сына, со смертью Прохора болезненные вопросы с выделением доли и последующим банкротством не решаться. Нужны, нужны, нужны срочные и решительные меры. Но сообщники, открыто не решаясь на преступление, но готовые к нему, терпеливо ждут удобного момента. А какого удобного момента?
«А н н а. Дядя! Перестаньте! Павел, если ты будешь сердить дядю, он может...
      П р о х о р. Не говори ему про это! Он нарочно будет!
      А н н а (Павлу). Это... вредно ему! Он может умереть от припадка, сказал доктор.
      П р о х о р. Ну вот! Ну - зачем ты? Ах...»
Все надеются на то, что когда-нибудь конфликт между Павлом и Прохором обострится до крайних степеней и… дожидаются!
Пьяный Павел, обозленный до крайних пределов, бросается на Прохора с кулаками.
      «П а в е л. Я тебе давно... ты меня... раз! (Толкнул дядю в грудь Прохор выпрямился и ударил его ногой. Павел, охнув, присел на пол, а Прохор грузно свалился на стул. Вбегает Анна с лекарством в руках, выбежали из кабинета Васса и Людмила, - Васса бросается к сыну, он вертится на полу, держа ногу в руках. Анна - наклонилась над дядей. Семён - около жены. Михаил, взяв дочь за руку, что-то шепчет ей, лицо у него умоляющее.)»
      «В а с с а (вставая). Горячей воды?
      Л ю д м и л а. Да, да... на сердце...
      М и х а и л. Это надо сделать там, у него...
      Л ю д м и л а. Да нет же!..
      А н н а. Верно! Берите его... Семён, помоги!.. »
Михаил, Анна, Семен уносят Прохора в его комнату, Семен тут же возвращается. Разговор идет о выделении доли наследства теперь уже по сути дела как рассчитывают Семен и Наталья, одному Семену.
«Анна (бежит). Мамаша… дядя, кажется, помер…»
Затем Васса и Анна уходят, Анна остается за дверью.
Через некоторое время
      (Идут: Михаил - рука у него обмотана носовым платком, Людмила и Васса. Людмила прошла в угол, села там и тихо плачет.)
      В а с с а (торжественно). Скончался...
      Н а т а л ь я (мужу, шёпотом). Гляди - рука...
      С е м ё н (вздрогнув, громко). Где? Чья рука?
      В а с с а (Наталье). Ты - о чём?
      Н а т а л ь я. Я? Я сказала ему, Семёну, что рука у Михаила Васильевича...
      М и х а и л (почти не скрывая насмешки). Рука-с? Повредил несколько, задел за ручку двери, когда усопшего несли. А что-с? Мне не больно, если это вас интересует... совсем не больно... А впрочем - благодарю покорно за внимание!»
То есть что происходит?
С избитым Прохором, но еще живым, некоторое время находились Михаил и Анна, а возможно и один Михаил. Неизвестно, где в этот момент была Людмила. Что именно происходило в комнате Прохора неясно. Горький скрывает эту сцену, возможно, намеренно, оставляя неразрешимую загадку, но имеются некие тайные намеки, а учитывая, что у Горького нет лишних, ненужных деталей, так можно сказать, и прямые указания. Возвращается не скрывающий насмешки Михаил с поврежденной рукой, да так что пришлось наложить повязку, при этом он заявляет, что повредил руку, когда «несли усопшего», но у Горького таких указаний нет, уносят еще живого Прохора.
Кто убил Прохора остается загадкой, наше расследование зашло в тупик. Остались вопросы, на которые нет ответа.
Увидев поврежденную руку Прохора, Наталья и Семен пугаются. А почему? Что их так напугало? Что такое они увидели? О чем догадались?
Второй вопрос: мог ли Михаил, уже замышлявший убийство, воспользоваться таким удобным случаем и добить своего врага, свалив всю вину на Павла?
И третий вопрос: понимает ли Васса что именно произошло?
У меня нет сомнений, на все вопросы ответ один: да. Все прекрасно все понимают, что произошло и напряженно ждут, когда конфликт разрешиться благополучно. Но прямых ответов в пьесе нет, а потому
на эти вопросы ответит каждый читатель самостоятельно.
Заметим, Васса сразу и без сомнений поддержала версию убийства Прохора именно Павлом. Теперь шантажируя сына этим фактом, легко и просто уговорить его уйти в монастырь. Устранен и Прохор, портивший всем жизнь в течение долгого времени. Все получилось удобно, выгодно и устраивает ее полностью. И еще один интересный момент
«В а с с а (грозно). Ты - молчать! (Мягко, но непреклонно.) Так вот, Павел, дай обет, что идёшь в монахи... Так лучше для тебя и для всех... Никто там тебя не осмеёт, не осудит за то, что ты... некрасив собой.»
Как видим, обвинения в убийстве не звучит, а почему? Что такое знает Васса, почему так уверено говорит? И что всем удобно скрыть для обретения денег и, наконец-то, свободы?
Оказалось, что свобода в доме-аде всегда достается ценой убийства, но, даже получив такую свободу, живущие в доме-аде не спешат на волю. Не получив своей доли наследства, оттуда никто никогда никуда не уйдет.
«Васса. (устало) Чудится мне… (Помолчав.) Не знавать мне покоя… не знавать… никогда!»
М. Горький не писал детективы, но вот загадка на все времена: кто убил Прохора или это было обострение болезни, приведшее его к летальному исходу? А вы говорите: - Скучно! Пьеса! Да что тут читать? Устарело! неинтересно!
На самом деле много еще загадок и интересного осталось за пределами моего текста и, можно сказать, не самого тщательного прочтения пьесы. Читайте, смотрите спектакль, может быть, вы разгадаете эту тайну и ответите на все вопросы, а может быть, зададите свои.