О парусах. часть 1

Димитрий Морозов-Никифоровский
КАДИЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Я уже вспоминал нашего батумского знакомого Николая Михайловича («Дед Балай. Часть 3»).

Сейчас в Интернете доступны  фотографии Н. М. Кадиева разных лет и его краткая биография.
Составитель - Баграт Зурабович Тавберидзе
Источник:
https://b-tavberidze.livejournal.com/57316.html

«Николай Михайлович Кадиев, пловец. яхтсмен, тренер,  Заслуженный инженер (1967),  родился во Владивостоке  (1912-1992). В 1919 году семья переехала в Батуми.

С 14 лет начал заниматься спортом, а с 1926 года активно участвует в соревнованиях.
С 1926  по 1933 год  входил в состав сборных команд города и республики по плаванию, водному поло, парусу и гребле.

По профессии инженер, Кадиев в 1933-1945 годах вместе с другими спортсменами завоевывал первые места, ему был присужден первый всесоюзный разряд по парусному спорту.

Н.М.Кадиев во время Великой отечественной войны воевал на Черноморском флоте и награжден 7 орденами и медалями.

В 1931-1940 и 1945-1961 годах он не раз становился Чемпионом Грузии, с 1961 года работал тренером, принимал активное участие в строительстве Батумского аквариума.

С 1972 года –персональный пенсионер.

На протяжении многих лет Николай Михайлович активно занимался педагогической деятельностью. Благодаря его энергичной работе, многие его ученики показали лучшие результаты на республиканских и международных соревнованиях»

https://b-tavberidze.livejournal.com/57316.html


Николай Михайлович Кадиев стал 18 мая 1951 года  первым в Аджарской АССР яхтенным капитаном «с правом управления спортивными парусными судами любой парусности».



Несколько слов о яхтах Николая Михайловича Кадиева.

Во время нашей работы в Батуми, у него была самая большая и самая лучшая крейсерская (каютная) яхта.
Эта яхта построена на польской судоверфи из красного дерева на дубовых шпангоутах.

«Проект «Сапфир — II» длина 10,9 м.  . Парусное вооружение двухмачтовое – иол.
Кормовая мачта (бизань) ниже передней грот-мачты.
В отличие от других яхт, на «Сапфире» кокпит ( место размещения экипажа в углублении палубы)  сдвинут ближе к самой широкой части корпуса (миделю). 
В корму от него устроена кормовая рубочка с каютой на два спальных места.
Основная же рубка протянута дальше обычного в сторону носа.
Внешний вид и форма корпуса выдержаны в старинном классическом стиле.»

Яхта была названа «Контур».

Яхта зимовала на воде на якорной стоянке, не защищеной от ветров и волн,
рядом с яхт-клубом и кофейней на набережной.

Кофейня в Батуми – это своеобразный мужской клуб. Женщинам ходить туда не принято. Но из-за большого уважения к Николаю Михайловичу, ему было разрешено приглашать в кофейню Жень-Шень.

Знатоки морских традиций так объясняют старинное суеверие «женщина на корабле к несчастью».
В английском языке слово корабль - женского рода существо одушевленное. Как всякая женщина, корабль ревнует своих мужчин – экипаж к любой женщине, вступившей на борт.  А ревность порождает капризы, скандалы и создает мужчинам всякие неприятности.

К Жень-Шень Николай Михайлович относился благосклонно. На борту Контура она хлопотала на камбузе.

Кухонная газовая плита на яхте была закреплена в качающемся карданном подвесе. При наклонах яхты кастрюля и сковородка оставались в горизонтальном положении, и еда не расплескивалась. Повара на судне называют кок. Николай Михайлович называл Жень-Шень «Кокочка».


На период зимних штормов Николай Михайлович снимал с яхты обе мачты.
Качка мачт от штормовых волн через тросовые растяжки (ванты и штаги) передается на деревянный корпус.

И эти динамические нагрузки расшатывают его. Мачты, даже без парусов, на штормовом ветру создают больший дрейф (смещение яхты), чем корпус без мачт. 

При каждом штормовом предупреждении Николай Михайлович нес на яхте вахту.
На ночные вахты приглашал меня.

При усилении ветра, наваливающего яхту на берег, штатный якорь мог поползти по дну. Приходилось запускать стационарный дизельный двигатель Вольво-Пента, поднимать якорь и выходить навстречу шторму в открытое море. Там дрейфовали в стороне от судового хода, чтобы не оказаться на пути танкеров, идущих в морской порт.

Утром, чтобы я мог попасть во-время на работу, Николай Михайлович виртуозно подводил яхту кормой к набережной, удерживая ее носом против прибойной волны. Как только я выпрыгивал на набережную, он снова уходил в открытое море пережидать шторм.

Сведений об участии батумских яхт  под командованием Н. М. Кадиева   в регатах «Кубок Черного моря»  удалось найти немного – не сохранились подробные протоколы этих  гонок.

«В 1973 году Спорткомитет СССР по аналогии с гонками на «Кубок Балтийского моря» утвердил в качестве всесоюзной гонку крейсерских яхт на «Кубок Черного моря».

В 1974 г. состоялась вторая гонка на «Кубок Черного моря» (с 16 июля по 2 августа), которая как по количеству участвующих яхт, так и протяженности маршрута, стала крупнейшим соревнованием крейсерских яхт, когда-либо проведенных на Черном море. Достаточно сказать, что в гонке принимали участие экипажи 27 яхт — свыше 200 яхтсменов из России, Украины и Грузии, а протяженность маршрута, состоящего из 5 этапов (Одесса — Севастополь — Туапсе — Сухуми — Севастополь — Одесса), составила более 1000 миль. Маршрут был очень сложен — здесь и колебания погоды, и наличие «чисто» морских этапов плавания вне видимости берегов.»

«Все время что-нибудь рвется у парусов — это больное место. Лавсан для такой крупной яхты при свежих ветрах никуда не годится. Ткань излишне вытягивается и парус теряет форму. Штормовая погода устроила суровый экзамен и остальным яхтам. Из-за различных повреждений сошли с дистанции «Контур» (Батуми), «Надежда» (Бердянск), многие яхты пришли в Севастополь уже после старта V этапа.»


Позднее  яхту «Контур» передали другому рулевому.
Потому что для Николая Михайловича Кадиева была приобретена новая, более крупная яхта польской постройки.

Новый рулевой понадеялся на штатный якорь. На яхте в шторм не дежурил. Яхту штормом сорвало с якоря и выбросило бортом на берег с серьезным повреждением корпуса. После ремонта, из-за заплаты, красивые борта красного дерева закрасили белой краской. Название Контур после аварии заменили. Если правильно помню, новое название переводилось с грузинского «ветерок» - «Нияви».

Для Грузинского морского пароходства и руководства Аджарской Автономной Советской  Социалистической Республики (АССР) было престижно участвовать во всесоюзных парусных соревнованиях на Большой «Кубок Черного моря» среди самых крупных яхт первого класса.

Тем более, что был в Батуми такой опытный яхтенный капитан, как Николай Михайлович Кадиев.
Яхту назвали «АДЖАРИЯ».

Виктор Гусев, капитан яхты “Флора” того же проекта как «АДЖАРИЯ» пишет об этом проекте яхт:
 «Будучи 14 метровым иолом с традиционными обводами корпуса, “Флора” рассчитана на команду из восьми человек. Отдельных кают под палубой нет, условия пребывания на борту особым комфортом не отличаются, хотя интерьеры и выполнены из красного дерева. Это — “Конрад 45А”, построенный на верфи имени Джозефа Конрада в Гданьске.

Яхту относят к классу крейсерско-гоночных, но термин “гоночная” не очень то соответствует конструкции и вооружению иола с короткими мачтами и обмерной площадью парусов всего 80 кв. м.
 
“Она хороший моряк”, — говорят о подобных яхтах, и это определение наиболее точно.
 
Известен случай, когда польские яхтсмены на таком “Конраде” выстояли при встрече в тропическом океане с огромной волной цунами. Грозный вал снес бизань мачту, но люди, укрывшиеся в каюте, не пострадали.
 
Яхту оснащали по простейшей схеме без каких либо патентованных устройств и “хитрых” дельных вещей.
 
Один из лучших питерских яхтсменов Юрий Фунтиков утверждал: “Флора” — это Корабль! Сломать на ней что - либо способен лишь буйвол, у которого вместо головы пеньковый кранец”.
http://www.katera.ru/files/magazines/197/122-127.pdf

Данные «  Конрада - 45» (без буквы А) такие:
Длина наибольшая 13.65 м
Длина по ватерлинии 9.50 м
Ширина наибольшая 3.60 м
Осадка 2.00 м
Площадь парусности 80 кв. м
Число постоянных спальных мест 8

«Эта комфортабельная и мореходная яхта поставлялась в СССР судоверфью им. Конрада (Коженевского) в Гданьске. Обводы и конструкция судна традиционного типа: с длинной килевой линией, свесами оконечностей и рулем, навешенным на кормовой кромке киля. Характерна длинная и довольно высокая рубка, парусное вооружение типа иол, солидная конструкция корпуса с обшивкой из красного дерева на гнутых и ламинированных дубовых шпангоутах. Все это свидетельствует о том, что конструкторы в данном случае отдали предпочтение не гоночным качествам судна, а его мореходности и обитаемости. В трех каютах размещаются 8 спальных мест, отдельной выгородкой выделен камбуз. Для штурмана, помимо стола, предусмотрена отдельная койка. Судно оборудовано вспомогательным двигателем и имеет самоотливной кокпит.»
http://www.vodnyimir.ru/Yahta_Opal.html
В 2017 году цена  яхты этого класса на рынке  была, примерно, 8 миллионов рублей.

«1976 год. Всесоюзные парусные соревнования на «Кубок Черного моря» 1975 года проводились по положению Спорткомитета СССР с 5 по 23 августа для крейсерских яхт 1, 2, и 3 классов ИОР в две серии (по три маршрутных гонки в каждой серии) по маршрутам: 1-я серия: Одесса — Евпатория — Туапсе — Поти (595 миль). 2-я серия: Поти — Туапсе — Евпатория — Одесса (595 миль).»

Победителями «Кубка Черного моря 76» стали:
1-й класс ИОР
3 место — яхта «Аджария», Батуми, капитан Н.М.Кадиев

В 1977 году в регате Большой Кубок Черного моря опять 3 место заняла  яхта «Аджария», Батуми, капитан Н.М.Кадиев

Как уже указывалось, исходные конструктивные особенности «АДЖАРИИ» обеспечивали мореходность и обитаемость за счет гоночных качеств.

В «Кубке Черного моря» первый класс яхт включал самые большие гоночные яхты, например, севастопольские «Муссон» класса Л-100 и «Пассат» класса Цетус.

У них площадь парусов 100 кв.  м, а у «Аджарии» 80 кв. м. парусов и мачты ниже, поэтому верхний сильный ветер ей не поймать.
 
«Отметим, что у Опала III длина 13,5 м, парусное вооружение [80 м2]— бермудский иол с малым относительным удлинением парусов и двумя штагами с кливером и стакселем — вряд ли можно считать удачным с точки зрения обеспечения гоночных качеств. Очевидно, что управление таким количеством парусов требует слаженной работы большего числа членов экипажа, эффективность двух передних парусов значительно ниже, чем одного стакселя большей площади.»

В 1976 году Николаю Михайловичу было 64 года. Поэтому я считаю, что занять третье место в Большом «Кубке Черного моря» в борьбе с гоночными яхтами с большей площадью парусов это серьезное достижение.

В начале восьмидесятых годов зимой Николай Михайлович приехал в Москву.
Решил побывать в яхт-клубе «Спартак».

Подошел к яхте «Дружба» такого же проекта, как его «Аджария». Яхта стояла на берегу залива  на высоком кильблоке. Постучал в днище и попросил разрешения подняться на борт. Его пригласили.

Прежде чем подняться по приставленному вертикальному трапу на  заснеженную палубу, Николай Михайлович внизу снял туфли.

 Это старая морская традиция вежливости – не заносить на чужой борт береговую грязь.

Кстати, уточню, что на яхте "Дружба" ходил Андрей Маркович Шульгин, главный технолог московского машиностроительного завода "Красный Октябрь". Он по своим проектам сам построил две яхты и начал перестраивать Дракона в крейсерскую яхту.

В экипаже "Дружбы" был Виктор Михайлович Кириллов конструктор популярной семейной яхты Асссоль. Промышленность выпустила около 500 таких яхт.

 Яхта создвалась как ширпотреб в условиях жесткого госплана. Нормировались все материалы и количество выделяемой нержавейки (в СССР это был страшный дефицит), а самое главное - надо было вписаться с установленную госцену. Усовершенствованя тоже очень тяжко доходили до производства.

Разработанные в ЦКБ «Нептун»,эти первые яхты, доступные широким слоям населения в 1970-е годы, продавались по цене 3000 руб. за штуку. В дальнейшем стоимость была увеличена до 6000 р.

Конструктору яхты "Ассоль", Виктору Михайловичу Кириллову, первого ноября 2018 г. исполнилось 80 лет.

Яхта "Дружба" ходила несколько сезонов на Ладогу. Там в штормовых условиях проходили психологические эксперименты офицеры Отряда космонавтов.

После выхода на пенсию Андрей Маркович и Виктор Михайлович оборудовали плаз и вдвоем шили отличные паруса для гоночных яхт.

Доброго Всем Здоровья!
ДМН

15 марта 2018 г.