Тур от горы Кайлас до ДК Сим-Сим в Уэлене

Локсий Ганглери
или ЕСТЕСТВЕННО, ЭТО ИСКУССТВО!

«Мысль изреченная есть ложь».
Эту мысль, изреченную Тютчевым, особенно вспоминаешь и понимаешь, когда приближаешься к… нет! …когда предстаешь пред горою Кайлас.

Люди знающие, да и туристы с опытом в один голос говорят, что рядом с Кайлас язык отказывается подчиняться: словно некие тайны туманом кутают волю… 
Бывает так: человеку кажется, что он говорит, а на деле, он еще и рот не открывал. А иногда люди говорят на никому не известных языках, а голос каким-то манером разносится на многие километры!
Неспроста, тибетская Кайлас – единственная так и не покоренная вершина на земном шаре.

Итак, на пьедестале священной горы, между словом и мыслью встает некая завеса – или налаживается необычная связь (1)…. Почему, так сказать, расстояние от мысли до слова становится столь же непреодолимым, как расстояние, которое отделяет вершину горы от ее основания (если двигаться вверх), или от Северного Полюса (если двигаться на север)? (2)

Не сочтите этот образ – высоты и дистанции – ни за легкомысленное сравнение, ни за отголосок структурализма! Просто, ТАК я хочу подчеркнуть: неспособность людей произносить слова или планировать действия (скажем, восхождение на Кайлас) нельзя объяснить (одним лишь) кислородным голоданием или какими-то азотными испарениями! Такое объяснение все делает привычно понятным и плоским как печать, а мы… мы остаемся в одиночестве – не гордом, но жалком – в окружении бесчисленных загадок. Тайн и секретов горы Кайлас, которые встают перед нами отрогами, свисают туманом, разлетаются сотнями шаровых молний!

…а возьмите еще четкую пирамидальную форму горы – хотя «геологии не известны тектонические или эрозийные процессы, способные формировать правильную пирамиду». И это еще – на фоне странных соотношений между разными элементами горы Кайлас – выступами и углублениями - соотношений сколь равных, столь и странных!

…возьмите еще вогнутые скалы-зеркала (тибетцы называют их «Домом счастливого камня» (3)), которые способны «сжимать» время! Воздействие этих «скальных зеркал» (или "зеркальных скал"?) таково, что они могут пробуждать давно забытые воспоминания. А могут и генерировать быстрое старение клеток – ergo, и преждевременную смерть... (а так случалось со многими неудачными покорителями священной горы).

…возьмите еще два неглубоких озерца, недалеко от подошвы горы: так вот, на первом, Манас-саравар, всегда полный штиль, а на втором, Ракшас, постоянный шторм. И ТАК – в любое время! независимо от погоды! А ведь между двумя озерами – плоский и ровный перешеечек, всего в пять километров длиной, и все то же. Все, кроме АБСОЛЮТНО РАЗЛИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ!
(Слово “Манасаровар” происходит из санскрита: “озеро [рожденное] из сознания [Брахмы]” (манаса – сознание, саровара – озеро). https://youtu.be/BVc7DcJymmU
Ракшас-тал или, по-тибетски Лханаг Цо – озеро Демона).

Как вы видите, даже в сверхбеглом "клип-рэп-фастфуде" понятны только три вещи. Во-первых, непонятно все!
во-вторых, лично я, с моими дедукцией, интуицией и способностью суждения, чувствую себя как маляр, которого Мао пригласил, к праздникам покрасить Кайлас в красный цвет!
Даже не знаю, ЧТО труднее: покорить вершину Кайлас? открыть каменную завесу, за которой вход в подземный город? или найти ответы на хотя бы один из вышеприведенных факт-вопросов?..

Впрочем, это дает мне свободу НЕ выдвигать гипотез! (И другим не советую). КАК можно серьезно обсуждать, ЧТО находится «там, внутри», если мы без понятия, ЧТО ТАКОЕ ВСЕ ЭТО ЗДЕСЬ, СНАРУЖИ?!

А главной загадкой горы Кайлас мне представляется вот что: Кайлас – ГОРА или ПИРАМИДА? Говоря иначе, С ЧЕМ СВЯЗАНЫ ЧУДЕСА КАЙЛАСА: с ЧЕЛОВЕКОМ, с его волей и разумом – какими бы ни были сверхтехнологии и возвышенные цели той пра-расы, которая воздвигла крышу мира, между Поднебесной и Гималаями?
Или же, своей тайной Кайлас обязана ПРИРОДЕ – пусть она и ведет она себя здесь, как некое разумное искусство, как антропогенный процесс...

Выше, я не упомянул еще одну из бесчисленных тайн нашего ОБЪЕКТА. А именно: он расположен НА ОДНОЙ ЛИНИИ с Пирамидами Гизы, инкскими Пирамидами и Островом Пасхи. Этот факт впечатляет, но не радует: ясности от него не больше. чем от дыма или тумана в глухую беззвездную ночь! Ведь плотная белизна делает мглу едва "еще непрогляднее". (4)

Но… но, как говорится, есть одно «но»! это «ннно!» может подбодрить подъуставшего коня моих размышлений. Итак, Линия "Хеопс – Теотихуакан – Моаи" выглядит вполне "выигрышно", но… может статься, она произвольна, надуманна?!

А есть и другая линия! С виду, она выглядит довольно тускло: словно Карта Земли Королевы Мод в Веллингтонском универе! На этой линии, навскидку, три точки: Рудники в Клерксдорпе (ЮАР) – Кайлас – Уэленский Дом культуры "Сим-Сим"!
Расстояния здесь – все те же: 6666 метров на Ю-З и 6666 метров на С-В. Суть, однако, совсем не в этом. Вернее, об ЭТОЙ самой сути мы не можем, пока, ничего сказать...

И начнем мы, пожалуй, с нашего, советского, пункта. Увы, просто ПУНКТА – меньше семисот жителей, и на самом краю ойкумены. Хотя название «Дом культуры поселка Уэлен Сим-Сим» несколько условно. То есть, юридически - все в порядке.
Но преобразование яранги чукотского шамана в клубное учреждение позволило скрыть обряд камлания и сопутствующие ему музыкально-духовные практики от вездесущей советской власти – спрятать, под статусом ДК. Такой статус, правда, не позволял вести чукотским специалистам шаманские войны против эскимосских ангакоков, по ту сторону Берингова пролива (но согласитесь: неизвестно, во ЧТО бы вылились традиционные шаманские войны, в свете противостояния СССР-США!)
Впрочем, был сохранен сам статус КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – каковым яранга шамана являлась от века, и это главное (5)! Все предметы в экспозиции ДК – от шаманского варгана до охотничьей кухлянки и окаменевшего члена моржа (действительно, такоео холодное оружие чукчей!) – все эти предметы сохраняли сакральный статус, в соответствии со ступеньками рангов потустороннего мира.
Так что, духовная жизнь продолжалась.

Теперь - о главном. О варгане!..
Надо вам сказать, что по самым смелым подсчётам, известно более тысячи различных названий варгана / темир-кобыза – этого, так сказать, транс-музыкального инструмента. И вот, тот самый, который хранится – или ХРАНИЛСЯ, до развала Союза – в ДК «Сим-Сим» был варганом особенным: его имя, в переводе с чукотского, звучит как «Открывающий каменную дверь».

Откуда столь странное название? Ни царский Народный дом, ни советские органы или этнографы не поинтересовались этим. А может, поинтересовались, так сказать, "опера по музыкальным диверсиям и разведке", но шаманы им не сказали – объяснили в недоступной манере, или, попросту, навешали байды про Красную ярангу бога моря и мертвых, Кереткуна (6). Один только исследователь (В. Богораз-Тан) как-то увязал эти «Каменные двери» со знаменитыми «Черными маяками» над Уэленом, но не очень убедительно. Если, конечно, может быть что-либо убедительное в мифологии… - Да еще применительно к такому понятию как ЧЕРНЫЙ МАЯК (7)!

Так что, сейчас оставим малую Родина Юрия Рытхеу, и - перенесемся теперь на далекий юг, на другой край ойкумены – в англо-бурские копи ЮАР. Видите? – это гораздо легче, чем кружить вокруг Кайласа, пытаясь сбросить невидимые путы с рук и ног, дыхания и воли!

Итак, Клерксдорпские шары - это сферические либо дискообразные объекты размером в несколько сантиметров, с продольными углублениями и бороздами наподобие насечек, часто уплощённые и иногда сросшиеся друг с другом. Искатели алмазов были, пожалуй, разочарованы, вытащив на свет странный камешек - вместо алмаза (и если бы не идеальная форма и неожиданный внешний вид, выбросили бы их в мусор). А нашли эти странные "камушки" в отложениях пирофиллита. И вскоре, необычный облик Клерксдорпских шариков и их необычное поведение заставили подумать о необычном – то есть, НЕ природном – их происхождении (8)!
Прежде всего, пришельцы из Клерксдорпа состояли из сплава, который никогда и нигде не наблюдался в естественном состоянии.

...Если говорить «по-восточному», наша реальность такова: возьмите ВСЮ изученную нами вселенную, и вы получите два параметра:
1) ВРЕМЯ: семь тысяч лет документированных наблюдений (и это еще - самый наглый максимум!).
2) ПРОСТРАНСТВО: тонкая кромка суши (включая материю звезд), еще более тонкая кромка мирового океана, да совсем уж ничтожная доля атмосферы и космического пространства! Утверждать, что чего-то «нет в природе» мы, по правде говоря, не имеем ни права, ни основания! – все, что мы можем сказать, «этого не оказалось здесь и сейчас! – и один Бог знает, может ли это быть в другом месте, в другое время...»

Но вот еще одна черта: чудо-шары обладают невероятной способностью. Если положить их на ровное место, они начинают медленно вращаться вокруг своей оси: за 128 дней – полный оборот! Этого не просто Никто Никогда и Нигде не видел – это вообще, НЕ ТО, чего мы ожидаем от [камней как] природных объектов! Примерно как в случае с Объектом Кайлас: пирамида может быть только рукотворным объектом! Или так: природа способна на ВСЕ, ЧТО УГОДНО – но только не на ТО, ЧТО мы априорно СОЗНАЕМ ЗА СОБОЙ  - Menschliche, Allzumenschliche!
Кто-то назовет это «волюнтаризмом в познании» или «преобладанием амбиций над фактами»… пустые насмешки не затронут  нашу природу, не изменят наш стиль, нашу позицию!

Подведем итоги.

Клерксдорпские «шаро-диски» как и Кайлас – слишком в нашем стиле. И неважно, КТО, КОГДА и КАК их создал: мы можем позволить себе, обращаться с ними, как с человеческим творением, КАК подобает человеку. А значит, надо попытаться взломать Каменный Засов Кайласа!

…Не сомневаюсь: опытный шаман из поселка Черных Маяков станет подходящей кандидатурой на пост Главхакера тибетской пирамиды! А дальше… дальше попытаемся начать переговоры варгана с Моаи!

Слава Богу, товарищ Сталин помешал Тибетской экспедиции Третьего Рейха прокрасться в Кайлас (9)! Еще неизвестно, КАК бы это отразилось на ходе Великой Отечественной войны…


_________________________
(1) Возможно, завеса и есть особый вид связи...
 
(2) Иными словами, высота г. Кайлас составляет 6666 метров – что равно расстоянию этой горы до Северного Полюса планеты, и ДВАЖДЫ расстоянию до Южного Полюса!

(3) То, что тибетцы называют «Домом счастливого камня», есть двойное вогнутое зеркало высотой, соответственно, 800 и 700 метров! Не знаю, в чем состоит счастье этого камня (да и в чем, вообще, оно состоит), но ЭТОТ –  два в одном –  ведет себя как знаменитое Зеркало Козырева: он стягивает или растягивает время (когда как)! Люди, которым «посчастливилось» побывать в Зеркалах Козырева, жаловались на тревогу и сильное головокружение, однако, они четко видели детство, давно забытые образы – и, соответственно, находили ответы на казавшиеся неразрешимыми вопросы. Часы и хронометры на горе Кайлас преспокойно работали. А вот люди частенько выходили из строя…

(4)  Об этих трех объектах мы узнали раньше, чем о существовании горы Кайлас. Однако за эти столетия, мы приобрели лишь «толпу идолов рынка» (термин Френсиса Бэкона) – а проще говоря, штампов – которым оказалось не по силам объяснить ни смысл и назначение пирамид, ни время их создания, ни авторство, ни связь с мифическим населением Острова Пасхи, папуасоа или статуй, ни даже наличие этой связи!..

(5) Надо, впрочем, отметить, что яранга шамана являла – и являет собою - нечто гораздо большее, чем просто клуб: это и больница, и театр, и концертный зал, и лаборатория, и НИИ, и даже негосударственная исследовательская организация (скажем так, Уэленский Левада-центр, хе-хе).

(6) Достаточно странно – и/ли символично – что центральное заведение для пропагандистско-просветительской работы, «Красная яранга» (или Красный Чум Хоседэм), называлась точно так же, как и обитель Царства мертвых!

(7)  Уэлен находится у подножия сопки, на склоне которой есть чёрные бугры (по ним село и получило свое название). Эти бугры хорошо видны в любое время года - как чернеющая прогалина на фоне вечных снегов - и в прошлом служили ориентиром следующим сюда путникам.

(8) В свое время, в Тифлисе, был кабак под названием «Духанъ САМЪ ПРИШОЛЪ!» – то есть, само собою разумеется, что в него нужно зайти. Так вот, здесь у нас «ГИПОТЕЗА сама пришла!»

(9) Немецкая научно-исследовательская экспедиция в Тибет предпринятая под руководством учёного Эрнста Шефера, и под эгидой общества Аненербе, в мае 1938 — августе 1939 года.