Неоправданное благородство

Магда Кешишева
   Никогда не говорите, что браки совершаются на небесах.
   Боги не могут быть настолько несправедливы. /Маргарита де Валуа/

  В последнее время по разным каналам ЦТ всё больше передач о наследстве: и родители, под занавес жизни вспомнившие о кинутых когда - то детях, и дети, благополучно росшие без родителей, и бывшие жёны и возлюбленные, претендующие на что - то, и даже женщины(с моей точки зрения - забывшие о чувстве собственного достоинства), прилюдно кичащиеся незаконной связью с известными людьми и предъявляющие своих незаконорожденных детей. И всё это преследует не обретение потерянной когда - то любви или желания искупить вину свою, а одно - желание получить - любой ценой - какое - то наследство, урвать деньги.

   В связи с этим вспомнились мне дела давно минувших дней, к которым я имела самое прямое отношение, а потому в подлинность изложенного нет основания не верить. От своих эмоций воздержусь, изложу только факты. А они таковы.

   Для начала представлю действующих лиц.
   Она - женщина 35 лет, экономист по образованию, потомок самого старинного княжеского рода Арцаха, о котором писали и продолжают писать историки, этнографы и учёные не только Армении и России, но и стран Европы. Чтобы сказанное не смахивало на - "наши предки Рим спасли", добавлю, что женщина она - эрудированная, фанатка театра и музыки, интересная в компании(споёт и станцует), начитанная, любящая шутку, интеллигентная, умеет дружить, и главное её хобби - помогать людям. Муж женщины погиб, оставив ей дочь, в которой она души не чаяла и делала всё, чтобы девочка росла, не испытывая ни в чём нужды.

   Он - рабочий - слесарь с четырёхклассным образованием, малограмотный,не берущий в руки даже газет. Его основное хобби - компания друзей - собутыльников. Он дважды женат и дважды разведён. Единственного сына воспитывают его родители, милые, добрые люди, для которых внук - свет в окошке.

   Неисповедимы пути господни: эти двое таких разных человека волей случая встретились и решили вступить в брак. Он чесно сказал, что у него ничего нет, кроме "рабочих рук". Женщину, вероятно, это устроило, и появился в доме  мужчина.
   О том, как женщине удалось отвратить его от спиртного и бывших друзей, приодеть, ввести в круг своих друзей, приобщить к книгам, "познакомить" с театром и т.д., разговор отдельный. Скажу одно: её старания по преображению мужа поймут те, кто не забыл "Пигмалион" Б.Шоу.

   Когда он вошёл в дом, дочери женщины было 11 лет. Он очень хорошо к ней относился, хотя в силу ряда причин не мог ей ничего дать: ему нечего было рассказать девочке, заинтересовать чем - то, научить чему - нибудь. Девочка отнеслась к замужеству матери негативно, и даже упрекала её. Но мать ей объяснила, что, во - первых, на женщину с ребёнком, но без мужа, всегда смотрят не очень добрыми глазами, во - вторых, на одну её зарплату трудно жить, в - третьих, она бы  не вышла замуж, если бы он плохо относился к Ней. Ребёнок примирился, но между ней и отчимом никогда не было близких, доверительных отношений. А с его сыном, её ровесником, девочка дружила не только в детстве, но и тогда, когда и у неё, и у него были уже свои дети...

   Девочка выросла, закончила школу, институт, вышла замуж, родила детей. Так получилось, что жила она с мужем и детьми в другом городе. Но она очень часто приезжала домой, дети все каникулы проводили с бабушками и дедушками.
   Сын отчима с семьёй жил в Москве. Общение не прерывалось: с бабушкой и дедушкой внуки ездили  в Москву.

   Не мною сказано - "ничто не вечно под луной", но справедливо... Дети росли, бабуля старела, болела. В тот год она попала в больницу и тихо ушла за считанные дни... Мать много лет назад открыла сберкнижку на имя дочери, и каждый месяц, в день её рождения, пополняла счёт небольшими вкладами. К моменту её ухода на счету набралась солидная сумма.
   Когда отметили сороковины, дочь получила в сберкассе деньги и поделилась со свекровью:
 - Я дам эти деньги Ему.
 - Зачем?! Твоя мама положила их на твоё имя, у тебя дети. Он работает, пенсию получает, одет, обут, дом - полная чаша. Конечно, дело твоё, но, думаю, деньги тебе надо оставить себе.
 - Я предложу. Если он откажется, я настаивать не буду. Не могу я иначе.

   Женщина предложила отчиму деньги, и он их взял, сказав:
 - Когда тебе нужны будут деньги, ты скажи, я тебе дам.
   Он прекрасно знал, что она никогда не попросит у него ни копейки: за все годы она ни разу, ни о чём его не попросила. Могла ли она Теперь, когда ушла её мама, что - то попросить у человека, которого так и не приняла сердцем?!
   Когда его сын, приехавший на похороны(кстати он её маму принял с первого дня и называл мамой), возвращался домой, она сказала отчиму:
 - Зачем тебе эти хрустальные вазы, бокалы, ковры? Дай Сергею, у него дети.
 - Нет, не дам.
 - Тогда я ему дам то, что принадлежит мне, а себе возьму то, что Тебе не нужно.
 - А что тебе принадлежит?
 - Книги и фотографии.
   Сын уехал с двумя чемоданами книг русских и зарубежных классиков, а дочь увезла фотографии дорогих людей. Кстати, сын сказал отцу:
 - Я понимаю, год ты должен оставаться здесь. Но, когда отметим годовщину, переезжай к нам. У нас большая квартира, дети скучают, и тебе будет лучше в семье.
 - Никуда я не поеду, мне хорошо здесь.
   Меня это удивило и, когда Сергея не было дома, я спросила:
 - А почему ты не хочешь ехать к Сергею? Таня так хорошо к тебе относится, девочки будут рады, и тебе, думаю, будет хорошо.
 - Нет. Они не обо мне думают, а о себе.
 - Ты несправедлив. Сергей говорил от души. Я думаю, они с Таней обговорили этот вариант.
 - Они не меня хотят, а мои деньги.
 - Боже мой, что ты такое говоришь! Сергей такой бескорыстный, такой светлый человек. И потом, это же твой родной сын! Как ты можешь допустить себе такие мысли!


   Прошёл год, отметили годовщину. Родственники, соседи, коллеги добрыми словами вспоминали женщину, её доброту и бескорыстную помощь всем. Мужчина ехать к сыну отказался.

   Прошло два месяца. Приходит дочери письмо от отчима, в котором он, в частности, пишет: "... Тебе будет неприятно, но я женюсь. Она очень хорошая женщина".
   Долго сидела дочь, устремив вдаль взгляд, вспоминая свою солнечную маму... Надо было ответить на письмо. Но,что писать? И она написала: -"...Неприятно? Нет. Если бы ты был моим папой, мне было бы больно... А человек, который был трижды женат, может жениться и в четвёртый раз. Единственное, что мне неприятно - кто - то равнодушными руками будет прикасаться к маминым вещам, трогать то, что моя мама создала с любовью и вкусом. Неприятно, что кто - то будет хозяйничать в квартире моей мамы".

   Как вы думаете, какова была реакция человека, который некогда вошёл в ЭТОТ дом с пустыми руками? Он ответил коротко, но КАК красноречиво: -"Квартира твоей мамы на кладбище".

   На этом была поставлена точка в отношениях с отчимом. По соседству с ним жила подруга мамы, с которой дочь перезванивалась, поздравляла с праздниками... Разговаривая по телефону, ни разу не вспоминала женщина про отчима. Кстати, с его сыном, женой и детьми она была в прежних, тёплых отношениях.

   Отчим, тем временем, переехал к новой жене, а в "свою" квартиту только изредка наведывался. Однажды, когда подруга мамы сказала:
 - Послушай, хорошо бы тебе приехать.
 - Тётя Таня, вы больны, вам помощь нужна? Скажите, я всё сделаю.
 - Нет, милая. Понимаешь, ... Он...
 - Тётя Таня, я вас прошу ... Его имени даже не хочу слышать.
 - Но, моя хорошая, он продаёт вещи и, думаю, квартиру тоже продаст.
 - На здоровье.
 - Послушай меня, моя хорошая. Эта квартира твоей мамы. Если он её продаст, ты должна иметь половину денег. Не совсем же он совесть потерял!
 - Тётя Таня, его совесть с ним в доле. Бог с ним. Мне ничего не надо.

   Через какое - то время Он продал квартиру, конечно, не вспомнив о дочери женщины, которая его вывела из "грязи в князи". А что она? Ничего. Даже в мыслях у неё не было на что - то претендовать, что - то требовать. А право ведь имела...

  P.S. На фото - моя мама, и изложенное - история её жизни.