Кто такой поэт? Что такое поэзия?

Дмитрий Маштаков
                И не говори, мой читатель, что ты это знаешь! Вопросы до сих пор - дискуссионные. Вот ссылки на некоторые статьи, где люди высказывают своё мнение, спорят и не всегда понимают друг друга:
Ольга и Владимир Новиковы
  другой Владимир Новиков
  http://www.stihi.ru/2012/03/24/5007
Леонид Шимко
  http://leonidshimko.livejournal.com/11219.html

   Однако, если Вам, дорогой читатель, будет не очень скучно, то мы попробуем разобраться. Поочерёдно. Сначала с одним, а затем - с другим злободневным вопросом.

1. Кто такой поэт?
   Не Поэт с большой буквы, а просто - поэт? Человек, пишуший стихи? Не совсем так. Взгляните на поток машин на Садовом кольце, в каждой машине есть водитель, но кто  из этих водителей - шофёр? Шофёров немного. Это - профессионалы. Точно так же и в стихосложении.
   Казалось бы, просто. Далеко не просто. Вот статья-диалог Ольги и Владимира Новиковых "Вы смеете называться поэтом?" В этой статье стихотворения профессионалов противопоставляются любительским "самодеятельным", в которых, по выражению В.Н. "нет, нет, а что-нибудь случайно и выкинется". При этом подразумевается, что профессиональные стихи по качеству любительских выше, хотя ценителей высокой поэзии немного.
   А в конце статьи делается реверанс в сторону дилетантов - там де и темы злободневнее и к жизни поближе.
   В общем, речь идёт о значении профессионализма в поэзии. О том, что профессионализм и поэзия идут в ногу по иерархической лестнице повышения мастерства и качества. А, может быть, и нет. То есть совершенно непонятно - в ногу, или не в ногу?
   Что ж, давайте разбираться.
   Леонид Шимко, анализируя и эту статью в частности, высказался в том плане, что в действительности существует не одна, а две различных иерархических лестницы: "Одна лестница от графоманов  - вверх - к гениям. Вторая от непрофессионалов к профессионалам. ...исследователи профессионализма в поэзии путаются потому, что смешивают несмешиваемое".
   И я с Л.Ш., пожалуй, соглашусь - поэты отдельно, поэзия отдельно. Но о поэзии, давайте, поговорим во второй части этой статьи. А пока займёмся поэтами и профессионализмом.
   Как отметил Л.Ш., рассуждения о профессионализме и "самодеятельности" совершенно беспомощны, пока и поскольку не даётся никакого определения ни тому, ни другому.
   Сам Л.Ш. считает, "что в поэзии, как и в любой иной отрасли человеческой деятельности, профессионал - тот, кто умеет делать дело, востребованное определённым кругом нуждающихся в этом пользователей. Говоря о стихах, профессионал - не тот, кто пишет хорошие стихи, а тот, кто пишет для определённого круга читателей. Выявить же профессионала в поэзии может - опять-таки по аналогии с профессионалами, скажем, в спорте - получение признания значительной группы людей ( в литературе - читателей), могущее быть выраженное в денежном эквиваленте. Ещё раз: главное в профессиональной поэзии - востребованность. То есть могут существовать профессионалы какой-нибудь примитивной дворовой поэзии, профессионалы блатных дел. И т.д. Качество здесь не имеет значения."
   Запомним это. И сделаем то, что должен делать каждый исследователь. Не опираясь только на своё или чужое мнение, поищем в интернете какой-нибудь фундаментальный обзор по теме профессионализма.
   И я нашёл. "Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм" - 2010 А.А.Ангеловский, Известия Самарского научного центра РАН. т.12, №5(2).

   Скучнейшая статья, если читать её так, как она написана. Однако заменим в тексте слово "профессионал" на слово "поэт", а слова "трудовая деятельность" на "стихосложение", и у Вас сразу же прорежется интерес к чтению.
    Обсуждаются и (поэтические) квалификационные испытания - "комплекс тренингов, аппробаций и тестирований, позволяющих выдать овладевшему им человеку диплом", и замкнутость (поэтических) каст, препятствующих проникновению чужаков в свою среду, в общем - много интересного и  справедливого можно там найти.
   Не буду Вас утомлять. Сообщу главное.
   Существуют 3 взгляда на профессионализм.
   - так называемый, "деятельный" подход: профессиональная деятельность по специальности "как общественно значимый вид трудовой деятельности".   Этот подход равнозначен приведённой выше позиции Л.Ш.
    - стратификационный  подход: "профессия как большая группа людей, объединённых одним видом занятий".
    - "личностный (психологический) подход: профессия как совокупность... знаний, умений, навыков, а также личностных качеств человека".
   Итак, если совсем коротко, существует
   - профессионал  - деятель
   - профессионал - член союза писателей
   - профессионал - мастер.
   И не всегда по общей иерархической лестнице они поднимаются вместе.
   
   Вернёмся к нашим двум иерархическим лестницам.
   Если в отношении поэта есть разделение профессионал - дилетант, то в отношении стихосложения есть разделение гений - графоман, или поэзия - стишки.
   Но соответствует ли одно разделение другому? Нет, не соответствует.
   Поэт - это всего лишь человек, профессионально занимающийся стихосложением. А поэзия - это нечто другое. Этим нечто другим мы сейчас и займемся.

2. Что такое поэзия.
   Невозможно что либо определить на пустом месте. Если при определении слова "поэт" мы анализировали профессионализм, имея перед собой фундаментальный научный обзор, то в отношении "поэтического" мы, пожалуй, можем собрать лишь высказывания мастеров поэтического искусства, выраженные, увы, в художественной форме. Высказывания, которые надо бы как-то интерпретировать, и перевести на номинативный язык науки.
   Есть, правда, литературоведы и критики, говорящие о поэзии как о флюиде, разлитом между строк, о загадке и тайне, о "тайном жаре", о целом, превосходящем свои составные части и проч. и проч.
    Мало всё это помогает. Дело в том, что мы пытаемся определить поэзию, сразу взяв её серединную часть, сердцевину. А следовало бы начать с начала ( простите за тавтологию).
    Сделаем первый шаг. Говорим, что поэзия, как и искусство в целом, является одним из видов духовной деятельности человека. И сразу же наталкиваемся на другое трудно определимое понятие. Душа, что это такое?
     Я хочу обойти это препятствие, пустившись на хитрость. Мы с вами не будем искать общее определение слову "душа", сохранив консенсус верующих и атеистов. Вместо этого мы рассмотрим те свойства и ту структуру души, которые очевидным образом проявляются в поведении человека, и которые запечатлены в русском языке как в носителе неких знаний.
     Прежде всего обратим внимание на то, что душа - сущность перемещаемая, или перемещающаяся. Она может двигаться. Она может на время покидать человеческое тело и возвращаться в тело обратно. Она может быть "не на месте". Она может "уйти в пятки".
     Душа имеет определённую структуру. В ней есть "тайные уголки" и "извивы". Это, если посмотреть изнутри.
    А если посмотреть снаружи, то душа может быть "широкой", "прямой", "кривой", "согнутой и сломленной", с "изгибами". Изнутри душа может окостенеть, снаружи может заплесневеть.
    Более того, душа должна питаться. Питаться радостями, плакать невзгодами, упираться в своей работе и отдыхать от своих трудов. В общем, вести себя во внутреннем мире человека как живое существо.
     Уважаемый читатель, пусть тебя не смущает, что душа похожа на подушку с уголочками и имеет оболочку, наподобие наволочки.
Всё это некие абстракции, вроде математической модели с формулами, тем не менее отражающими правильно физическую суть явления, поскольку суть-то и состоит в общей структуре и в связях присущих явлению, а структура и связи в модели могут быть изображаемы по разному.
    Итак душа. Она может быть больной и болящей, ранимой. Она как живое существо требует гуманного к себе отношения и, повторюсь ещё раз, питания. Кстати, питается душа почти что физиологически - она непрерывно занята внутренним говорением, вылущивая из массы не совсем понятых фраз и воспоминаний те смыслы, которые ей могут пригодиться в дальнейшем, те смыслы, получив которые, она успокаивается, заглушив на время чувство духовного голода.   А теперь можно дать очень простое определение.
    Поэзия - это стихосложение, создающее среду обитания души.
    Разумеется, не только стихи эту среду создают, некоторые люди стихов не читают вовсе. Но есть молитвенные слова, разговоры с соседями, книги, театр, газеты и многое ещё, чем человек наполняет свой внутренний мир.
    И этот внутренний мир человека, среда обитания души, - очень разный. У одного душа купается в рюшечках, у другого - в железяках. И питается она не одним и тем же. Удивляюсь критикам - они всем стараются привить один и тот же высокий поэтический вкус, вкус в достаточной степени нивелированный общим представлением о том, какой должна быть современная поэзия. С другой стороны, для меня, как для читателя,   большая часть произведений, прошедших конкурс БЛК и , казалось бы, гарантированно хороших, поэзией не является вовсе. Только потому, что моей душе это не нужно. Сознаю, что стихи написаны профессионально, но для чего-то другого, а не для души.
    Есть даже такие стихи, назову их фактологическими, описывают некие факты, некую ситуацию, но не только автора, - человека в своём человеческом виде в них разглядеть трудно. Они, что говорится, "вставляют". Виден профессионализм, но не поэзия это. Оговорюсь - не для меня. Сознаю, что есть читатели, любящие железяки. Которые "вставляют".
     Кроме обретения духовной пищи, у души, как у живого существа, естественно возникают и другие желания. Желание защититься от жизни и создать свой мир, интеллектуально усложнённый и, может быть, отличный от мира реального, уйти в историю. Или, наоборот - перекинуть мосточки в светлые места мира современного. Желание найти понимающего собеседника, высказаться и быть понятым. Или создать себе поэтический фетиш взамен загнанных в подсознание негативных переживаний. Отдохнуть и порадоваться ( говорят же: "душа отдыхает" и "душа радуется").
     Вывод должен быть - каждому своё, каждому своё.
     А критики всех чешут под общую корпоративную гребёнку. Вспомните, что одним из признаков профессионализма является недопущение чужаков в свою "поэтическую" касту.


Поскольку, дорогой мой читатель, я тебя хорошо знаю - ты ленив, и по ссылкам не ходишь,  процитирую  заключительный абзац из статьи  Леонида Шимко:
"Я позволю себе обратиться к критикам:
   Не обижайтесь на меня за эту статью. Я хочу, чтобы вы помнили, что имеете дело с человеческими душами, что необдуманные резкие ваши слова - чьи-то душевные раны. Перестаньте преследовать графоманов. Возвеличивать гениев. Вообще, высасывать из пальца то, чего в пальце-то и нет Что вам делать? В современной русской литературе много хорошего. Ищите, продумывайте, рекомендуйте. В общем, приносите пользу. Если всё же найдёте плохое - поделитесь друг с другом по секрету и шепотом: это чисто технические вопросы. Насчёт же хорошего - скорее несите людям. И - громко:
   Возьми! Это интересно! Пожалуйста, прочитай."

На этом я тоже заканчиваю, спасибо за внимание.
17.07.2013 Дмитрий Маштаков.
=============================

P.S.
  Не осуждайте меня за то, что в своём исследовании я отделил поэта от поэзии. Я хотел обратить ваше внимание на то, что профессионализм, на который так часто указывают, являясь критерием всяческих конкурсов, критерием поэзии вовсе не является. И если относительно профессионализма, как мастерства, могут быть сделаны объективные экспертные оценки, то собственно "поэтическое" определяется субъективными вкусами души, и "о вкусах не спорят".
  Создаёт ли поэзия "параллельные миры", рассматривается ли она как отдушина или удавка, средство забвения - увеселения - развлечения, клуб умственных упражнений, дар людям, путь к славе, сведение счётов, признание в любви, насмешка и утопление, способ философских размышлений, крик о помощи, откровение, запретный плод, или просто зарисовка на память - да мало ли всяких вещей хранит человек в своём внутреннем мире, мало ли что пригождается его душе!
   Критики, однако, стоят у входа с надписью "вклад в общую культуру". Почему они тесно столпились только в этом месте - для меня загадка. Культура не создаётся пронесением произведений искусства через специальный вход, даже если это вход для бумажных публикаций. Культура образуется как порода в геологическом процессе - достаточно хаотичным путём, с участием большого числа авторов и читателей, в присутствии всяких общественных сдвигов и катаклизмов - то есть, естественным, природным путём. Критики пытаются угадать движения этой породы. Что ж, пусть пытаются, но никогда не следует возводить своё собственное мнение в абсолют. То, что происходит на сайте - обилие графоманов, стремления попасть в верхушки рейтинга и противодействия этим стремлением, мероприятия с совершенно неприличным названием "народный поэт", противоречащие друг другу суждения и рассуждения так называемых "экспертов" ( интересно, кто это их так назвал?) - всё это вполне естественный процесс формирования "поэтической породы", и слава богу, что все в этом активно участвуют.
=========== 
5.08.2013
перенесено с сайта стихи.ру