Фонд Наследие

Сергей Гор
В № 8 альманаха «Наследие», который вышел в январе 2004 года, председатель «Дубненского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» Игорь Даченков с передовицы обратился к читателям. В этом обращении, в частности, говорилось, что «в кадровой структуре фонда произошли изменения. Для работы в качестве исполнительного директора фонда и редактора альманаха «Наследие» привлечен Сергей Гор». 
Кроме этого, сообщалось, что выпуск альманаха с этого момента увеличивался до 1 раза в два месяца. Ранее он выпускался не регулярно, по мере готовности. К примеру №1 «Наследия» вышел в июле 2001 года, №2 в октябре 2001, а №3 – в феврале 2002 года.

До того, как я принял участие в работе фонда (т.е. до января 2004г) о его существовании мне, разумеется, было известно.  Кроме того, я держал в руках его первый номер, приуроченный к 45-ой годовщине с момента основания современной Дубны и даже читал в нём интервью корреспондента «Вестей Дубны» Ларисы Зиновьевой «Дубне 870 лет?», которое она взяла у председателя фонда.
Меня тогда несколько удивили профессиональные ответы И.Б. Даченкова на вопросы корреспондента. Удивление прошло, когда я лично познакомился с Игорем Борисовичем и узнал, что он дипломированный историк. 

Когда пришло время заняться редакторской деятельностью я понял, что с материалами только дипломированных историков решить поставленную передо мной задачу по расширению читательской аудитории реальной перспективы не просматривается.   Ведь даже в городе науки, каковым была и остаётся Дубна, далеко не все её жители углублённо изучали историю. Многим из дубненцев трудными для восприятия содержания статей были профессиональные термины специалистов.

Стало ясно, что наряду с научными статьями необходимо было публиковать материалы краеведов, воспоминания старожилов. Нужны были рассказы о подвигах Героев Советского Союза И.М. Травкина, В.Т. Толстова, В.И. Кравченко, кавалера трёх орденов Славы А.Ф. Кукушкина, мемуары нашего земляка генерал-лейтенанта Г.Н. Терентьева.

Стала очевидной необходимость в материалах о текущих событиях. Таких, к примеру, как репортажи о субботниках с чаепитием и бубликами по уборке исторической территории бывшей усадьбы Вяземских в Ратмино, где в ходе бескорыстного труда волонтёров, председателем фонда проводились для всех желающих интереснейшие экскурсы в прошлое, обсуждались проблемы настоящего и будущего Дубны.

А ещё было понимание, что всем нам полезно знать историю соседствующих с нами населённых пунктов. Тем более, что множество выходцев из них, переехали жить в Дубну, стали дубненцами, но не потеряли интерес к своей малой родине. Тематические статьи о прошлом наших ближайших соседних городов могли бы значительно углубить понимание нашей общей истории.

После поездки в Талдом были сделаны уникальные фотографии фондов краеведческого музея этого старинного русского города и установлены связи с его коллективом. 
С сопредседателем фонда Романом Страчковым мы побывали в музее фарфора в Конаково и на фарфоро-фаянсовом заводе в Вербилках. Тогда был подготовлен материал о заводе Ф.Я. Гарднера (М.С. Кузнецова). От намеченной музейной экспозиции Конаковского музея фарфора в Дубне (по причине довольно приличных средств на страховку коллекции) пришлось отказаться. А жаль. При другом стечении обстоятельств дубненцы могли бы насладиться поистине уникальными изделиями, в своё время, поставщика императорского двора Екатерины II.

Значительное место на страницах альманаха «Наследие» и одноимённого сайта предстояло уделять воспоминаниям старожилов. В этом случае могли быть письменные источники, как это было, например, с мемуарами старожилов. Я позвонил Николаю Николаевичу Свешникову и Владимиру Михайловичу Лимонину, попросил разрешения на публикацию их воспоминаний на ресурсах фонда «Наследие». От этих настоящих патриотов своей малой родины я получил «добро» на публикацию материалов и предупреждение о том, что в одной из городских газет их мемуары уже были напечатаны. 
Большой материал, основанный на пожелтевших от времени треугольничках переписки своего старшего брата Юрия с ушедшим на фронт отцом, предоставил мне для публикации Евгений Макарьевич Молчанов.

С лёгкой руки Ирины Анатольевны Алексеевой, в недалёком прошлом жительницы города Кимры, мне довелось познакомиться и побывать в доме известного кимрского краеведа В.В. Коркунова. Владимир Владимирович принял моё предложение о публикации своих архивных материалов на медиа ресурсах фонда «Наследие».

Моя просьба о помощи в приобретении материалов о строительстве канала им. Москвы была услышана помощником главы администрации Дубны Н.Н. Прислоновым. Николай Николаевич познакомил меня с методистом Центра детско-юношеского туризма и экологического воспитания, я бы сказал одним из самых авторитетных (по крайней мере в нашем городе) историков строительства канала, М.И. Булановым.  Михаил Иванович (с небольшой, кстати, зарплатой) был приглашён к сотрудничеству с фондом «Наследие» в качестве руководителя проекта «Архив».
Всё это, безусловно, надо было подкреплять интересным фотоматериалами, что в итоге должно было привести к лучшему восприятию текстов.  Так родилась идея фоторяда на главной странице альманаха.

Чуть позже Н.Н. Прислонов, моё официальное обращение о разработке сайта «Наследие» завизировал, подписью главы города и я переправил его генеральному директору ООО «Контакт Е.Ю. Мазепе. Сайт был быстро и удобно построен программистом «Контакта» Мариной Мищенко. Ну, а мне добавил головной боли.
Дело в том, что программисты требовали заполнения контента сайта с открытием каждого нового раздела. Такого количества материалов в то время у нас не было. Пришлось всё свободное время, включая выходные и праздники готовить для сайта тексты, носиться по всему городу с фотокамерой, фотографировать то, что по причине активной застройки Дубны, уже завтра могло быть снесено, обрабатывать отснятое и выставлять всё это на сайт, публиковать в альманахе. Огромную помощь в технической части работы по наполнению содержания сайта оказала секретарь-референт фонда Татьяна Караваева.

За время моей работы в фонде «Наследие» были организованы и проведены (вызвавшие огромный интерес дубненцев и гостей города) выставка фотографий о строительстве канала «Москва-Волга» и выставка о прошлом нашего города «Старая Дубна».

В конце 2006 года на итоговом совещании фонда «Наследие» от М.И. Буланова поступило предложение о необходимости выпуска к 70-летию канала (2007г) книги о строительстве этого уникального гидротехнического сооружения, головная часть которого (ВРГС) находится на территории Дубны.  Работа над книгой была поручена мне и М.И. Буланову.

По причине диаметрально противоположного видения концепции изложения материала будущей книги совместной работы, к сожалению, не получилось. Михаил Иванович настаивал на сухом, документальном изложении текста и материалов исключительно из своих архивов. При всём желании, мне не удалось убедить своего возможного соавтора в близкой к литературной форме подаче содержания книги.  Руководством фонда была поручена работа над одной книгой М.И. Буланову. Работа над второй книгой была поручена мне. Я получил право подачи материала на своё усмотрение.
Пришлось погрузиться в архивы фонда «Наследие», где в воспоминаниях многих авторов упоминались события, предшествующие началу строительства канала «Москва-Волга», годы строительства и эксплуатации канала.  Прежде всего, из разрозненных материалов я построил четкую конструкцию с привязкой к датам и строительным объектам канала.

Консультации по техническим вопросам были получены мной от профессионального гидротехника, руководителя Волжского района гидросооружений (ВРГС) В.В. Киреева, который стал первым рецензентом моей книги «Канал 1937-2007». Существенная консультативная помощь и предоставление документов и фотоматериалов из личного архива были оказаны М.В. Иванковым. Кроме того, в книге использованы фрагменты мемуаров и статей, опубликованных в разное время в альманахе «Наследие» В.Лимониным, Л.Крючковой, В.Горбачёвым, Е.Клименко, М.Егоровой.  Текст книги с уникальными фотоматериалами можно посмотреть здесь: www.interlit2001.com/gor-pr-4.htm

Сегодня, оглядываясь на период работы в фонде «Наследие», могу с чистой совестью сказать, что поставленную мной перед самим собой задачу о популяризации знаний истории Дубны и её окрестностей я старался выполнить честно, с полной отдачей сил.
2013г
Сергей Гор