Куда идёт театр России?

Валерий Марро
                "Олег Табаков - это эпоха. То, что она уходит,   
                знаменует собой конец театра, который уже
                близок, к сожалению".
                О. Басилашвили

      Прочтя эти, горькие,  слова  большого  мастера  кино  и театральной  сцены,  друга  и  соученика  ушедшего  в мир иной Олега Табакова, я,  испытывая  ту же, огромную,  душевную боль  в  связи  с  постигшей   культурную  жизнь  России  потерей, невольно подумал:  а ведь  прав, безусловно  прав  великий   собрат  Олега  Табакова  и  не  менее  искусный  знаток  сценических тайн!   И   это  отнюдь  не оговорка  и  не досадная случайность,  а  пронизанная  огромной    горечью  сожаления  правда о  скором  закате  великого,  истинно  театрального,   искусства  в России.
           Я, как человек театра,  просматриваю, время  от  времени,    афиши театров  Москвы,   С. Петербурга,  областных  театров  России. И  каждый  раз,   с удивлением и грустью,   сталкиваюсь  с  одним и тем же, крайне  удручающим  меня, фактом:  везде  процветает  бесконечное  тиражирование одних и тех же    пьес  знаменитых старожилов   мировых,  театральных  подмостков. 

И  с не  меньшим,  тупым,   упорством   проявляется  повсюду  стойкое  нежелание  помогать  рождению своих, отечественных,  драматургов, как это было ещё совсем недавно. И  нежелание  это выражается  иногда на  сайтах театра   самым  откровенным, самым  циничным  образом - просьбой  администрации   к драматургам   "своих  пьес  не  присылать",  так как  их  все равно  "никто читать не будет". 

Но чаще это происходит другим  способом -  молчаливым оставлением без  ответа  присланного  драматургом письма  с   вложенным  в него  отдельным файлом текста  пьесы.  Словно  человек,  посвятивший  свою жизнь служению  в области "самой трудной формы  литературы" /М.Горький/,   не  друг,  а злейший  враг  коллектива, для которого он творит,  отдавая  этому  сложному процессу  поиска новых,  театральных,  форм лучшие  годы  своей жизни.

И этим,  совершенно безобразным, отношением к современному драматургу  подчеркивается,  прямо и недвусмысленно,  одно:  "Очнись,  автор!   Не  с  тебя      начинается  теперь   театр!  Пришли другие  времена,  а с ними и другие  нравы.  И  в  этих, новых,  временах  и нравах,  мы хозяева этих  чудесных зданий, лучше, чем вы, писатели  и фантазёры,  знаем - что где достать? где, на каком уровне,  что согласовать?  и на  чьё  имя   или  на какое зрелище сделать ставку?  Так что просим  больше  не путаться под ногами,  не тревожить нас и не забивать нашу  почту  своими, никому не нужными, бесчисленными  фолиантами!"

Но еще большей печалью проникся  я оттого,  что ясно понимал:  происходит вся эта, театральная,  вакханалия  и вседозволенность не в период какого-либо исторического благополучия, когда всё  вокруг - тишь да  гладь,  да плещет ласково необъятное   море земного счастья  и любви.   А  происходит это злобное  отторжение  "высшего рода поэзии и венца искусства" /В.Г.Белинский/  на наших глазах,   в наше,  невероятно  бурное,  трагическое  время  21 века,   когда  не  ушло,   не  исчезло  ещё    до  конца недавнее,  советское  по  своей  морали,   состояние душ людей.

А  на смену  ему  не пришло,   не утвердилось  ещё   до новой  морали  другое – новое,  перестроечное  состояние,  с  пестрым набором  свобод,  веяний  хищного  капитализма,  соблазнов  частной  собственности,  громадного,  внезапного  накопительства, повсеместного,   безнаказанного  практически,   воровства  государственных  и бюджетных средств. 

     Словом,   напрасно   искал  я,  как  искал не раз  и ранее,  в этих  афишах современного   А.П.Чехова,  отражающего  в своем  творчестве  наше,  полное  драматизма,  время – там его не было!      Ни  в одном  театре! Как  не было и  нового  А. Горького,  Н. Эрдмана,  К.Тренёва, В.Розова,  А.Вампилова - никого!  И  даже  весёлый,    озорной,  неповторимый  по своему  дарованию видеть  сермяжную  правду  жизни   Н.Коляда   вдруг  стал  в одночасье  тоже куда-то  плавно исчезать  с  театральной  орбиты  России,  где  был   многие годы довольно  частым и вполне  уважаемым гостем.
          
Прекратив  очередной  обзор афиш, я остановился   в  недоумении,  размышляя:  "Что же  будет  дальше? Куда всё  это  идет?  И  во  что  превратится  вскоре, как и предрёк талантливейший  О.Басилашвили,  наш,  овеянный  славой,  известный  во всём  мире,   российский  театр  Ф.Волкова, М. Шепкина,  М. Чехова, Е. Вахтангова, К.  Станиславского,   В. Мейерхольда,  Г. Товстоногова?

Ведь  при  такой,  моральной,  деградации  пройдёт еще пару лет,  и не  останется  на широких просторах   России  театральных  сообществ,   избравших своим,  творческим,  кредо ориентир  на  новые,   современные  труды  авторов,  идущих  в ногу  со временем,   ощущающих живой  пульс  нашего,  стремительно  меняющегося,  времени.  А  будут лишь  разношёрстные   коллективы,    условно  именуемые  театральными,    с  репертуаром  из  наспех поставленных спектаклей,  разбавленных,   для  солидности, классикой    и  заполненных ,  в основном,   набором пустых  комедий, эротических, гламурных  историй  и  шумных зрелищ,  где  зрителей  забавляют   окрошкой  мелких,  бытовых  происшествий,  созданных   частенько по принципу:  "сами пишем,  сами ставим, сами пляшем и поем... и не стесняемся вставлять    иногда, входя в раж, в свою   бойкую   речь "ударные"  словечки  из  уголовной  и ненормативной  лексики!"
 
Вот и получается, что сложнейшаая  современная  жизнь,полная трагизма,  душевных  смятений,   глубоких,  бытовых  и  семейных,  драм  существует  сама  по  себе,  а  закупоренная  наглухо  в  узких   пространствах   театральных   сцен,  полностью  изолированная от событий внешнего мира,      жизнь   современных творческих  коллективов, -  сама по себе.  А  как же  быть тогда с  мнением  Н.В.  Гоголя,  утверждавшего,  что "Театр - это такая  кафедра, с которой можно много сказать миру добра"?   Со  стремлением  практически  всех  корифеев мировой,   театральной   сцены    создать  колоритный, правдивый   образ  современника,  чего  с повышенным  интересом  ждут всегда  зрители   любой  страны  нашей Земли, без  исключения?

Естественно,  ответ  на  эти,  как  и  на другие  вопросы, роем возникшие  в моей голове,     я   так   и  не  получил. Да  и не мог  получить, поскольку ответы эти могут   быть получены только во  времени.   И  я,     возможно  совершенно наивно,   продолжаю  в это   верить!  Не  может быть,  чтобы  не  произошёл, уже в ближайшее время,   спасительный  поворот  в театральной жизни  России!  Когда  соберутся  однажды за круглым  столом  и  обсудят   эту,  трагическую,  ситуацию  лучшие,  ведущие  мастера   российской,  театральной  сцены. 

 И после  серьезного, беспристрастного  разговора,   тщательно  взвесив  всё   и  взглянув  в глаза друг другу,   скажут   решительно  и  сурово  щедро  одарённые  талантом лицедейства,  сохранившие ещё  свой,  высочайший  статус,  любимцы
 народа:   "Стоп!  Дальше отступать нельзя, господа! Там,  в этом повсеместном,  бесконтрольном  своеволии  местечковых властей,   нас ждет  бесславие,   тьма  и  гибель  славного   мира  театральных грёз,  без чего не может  быть полноценной,  процветающей,  успешной    страны!  /"Без театра нет  нации".  А. Островский./"         
   
Как человек,  живущий  в  мире  театра,  я,  видя  серьёзность проблемы,  конечно же,  пытаюсь     не только  рассуждать  и  задавать  сакраментальные  вопросы,  но   стремлюсь так же  создавать пьесы,  соответствующие,  в  моем представлении,  тому, высокому,  творческому    уровню, о  чем я  писал выше.  Желающие  могут  легко  отыскать мои творения  в  известных,  театральных,   библиотеках и  на моей странице  портала  Проза. ру. Я  же  могу предложить вниманию  читателей  и театров, несколько  программных, разных по стилю и форме,  пьес:

1. "Последняя  роль   Арлекина" /Эксцентричная семейная драма/
2. "Сквозь  тернии  к звёздам" /Современная трагедия/
3. "Мнимый бунтарь"/Комедия-фарс/
4. "Экстремалка  и художник" /Новая Джоконда/
5. "Два  слова фломастером" /Пьеса-элегия/
6. "Сюжет  с  абразивом" /Романтическая драма/
7. "Отзвуки  прошлого" /Социально-психологическая драма/
8. "Врублёвские  беглянки" /Русский вестерн/
9. "Муха всехная, всё умехная" /Пьеса-раёк/
10."Буратино в Стране Дураков" /Музыкальная сказка"/
11."Сказки волшебного леса" /Новогодняя сказка-шоу"
12."Тили-бом-тили-бом..." Музыкальная, лесная сказка в стихах для самых маленьких
13."Капитан Грэй"/Пьеса-мечта/

Возможно  в  моих,  с любовью  созданных,  трудах имеется  то,  что   поможет переживающим  непростые  времена режиссерам и актёрам вернуться  вновь   на временно  потерянный,  истинно  театральный,  путь  жизненной  правды,  преломленной через  гиперболу,  яркие сценические образы   и  "фантастический  реализм". 

17.03. 2018

 Валерий  МАРРО
Драматург, поэт,  композитор,
Номинант премии "Писатель года 2020",
Награждён  СПР  медалью И.Бунина
Моб:  +38067 9006390
/Wiber+WhatsApp/

Фото  из  интернета