О парусах. часть 2

Димитрий Морозов-Никифоровский
 
 Я из СПАРТАКА

Представьте себе зиму в Подмосковье.
На берегу залива водохранилища  на высоких подставках (кильблоках) замерли до весны заснеженные крейсерские яхты. Жизнь в яхт-клубе переместилась в теплый эллинг. Это большое кирпичное помещение с двумя широкими воротами в сторону залива.

Когда заканчивается осенний парусный гоночный сезон, общественный совет яхт-клуба определяет какие яхты будут зимовать в тепле. Прежде всего, это яхты, которым за зиму нужно сделать ремонт.
Составляется схема расстановки яхт в помещении.

Руководил авральными работами Боцман яхт-клуба Мастер спорта СССР Александр Ражин.

Первыми в эллинг вручную вкатывают на персональных колесных телегах - кильблоках те яхты, которые должны стать у середины длинной глухой  стены. Чтобы уместить возможно больше лодок, их ставят очень тесно. Стандарт яхт-клуба: зазор между бортами соседних яхт – не больше диаметра граненого стакана. Даже если обе лодки будут ремонтироваться.

Атмосфера в яхт-клубе дружеская и заботливая.

Летом, когда яхта возвращается с водохранилища в свой бокс на стоянку, кто-то на берегу обязательно подойдет ее встретить. Придержит, погасит скорость, чтобы не коснулась бортом бетонного мостика. Примут  и закрепят веревки с яхты – швартовые растяжки.
Помогут сойти на причал гостям.

Часто было, что бросаешь на пол-дороге свой инструмент и бежишь помогать откатить яхту на телеге, которую подняли с воды подъемным краном. Потом кто-то из уважаемых стариков приносит мой инструмент: - «Ты же не вспомнишь, где бросил, когда побежал помогать».

Моего младшего сына Сергея и меня в этот московский яхт-клуб привел Александр Давидович Судец.
Я знаком с ним пятьдесят пятый год.

Галлерея современных художников рекомендует его так:
http://www.art-vernissage.ru/painter/sudec-d/
Александр Давыдович Судец - художник график, маринист.
Член Международной Ассоциации художников ЮНЕСКО.


… «Мировое признание пришло к Александру Судец в 1995 году во время Первой Всемирной Арт Биеннале современного искусства на Мальте, где среди 700 участников из 49 стран он получил Первую премию, как лучший художник маринист. 
Это стало вершиной его выставочной деятельности как внутри страны, так и за рубежом.

 Глубокое понимание моря и паруса объясняется не только любовью к ним художника, но и тем, что он сам опытный яхтсмен, яхтенный капитан и неоднократный участник таких регат толл-шипов, как "Русская Америка - 250", "Oперация "Парус" Международной Ассоциации учебных парусников и "Колумбус - 500", длительных океанских походов на парусных гигантах "Седов", "Крузенштерн", "Паллада", "Америго Веспуччи" (Италия).

Александр в 1974 году на парусной байдарке собственного изготовления пересек Каспий, в результате чего через много лет родилась картина "Поцелуй волны", которая в числе прочих на Мальте получила Первую премию как лучшее произведение графики в мире того времени,»

Большая картина Судца была на торце зимнего эллинга московского яхт-клуба «Спартак», обращенном к путям пригородных электричек Савеловского направления.
Изображен момент парусных соревнований.
Яхты идут с попутным ветром.
Несут большие разноцветные передние паруса спинакеры.

Машинисты дают приветственные гудки.
А пассажиры приникают к окнам, чтобы успеть разглядеть детали этого большого полотна.

Специфика в том, что это годы борьбы правительства с народным пьянством.
А гоночные трехзначные номера на парусах соответствовали ценам на спиртные напитки в разные годы.
212, 287, 312, 362, 412, 420, 450, 462, 470, 530, 620, 910, 100 и так далее.


Но вернемся в зимний пейзаж. Летом в яхт-клубе полно желающих покататься. Зимой приходят серьезные спортсмены. Когда моего младшего сына спрашивали, когда он пришел в яхт-клуб, он отвечал: -« в пол-седьмого». То-есть в шесть с половиной лет.

Бродит незнакомый членам клуба малыш среди заснеженных яхт.
Его спрашивают:- «Ты чей?»
Сережка гордо картавит в ответ: - « Я из Спартака!»
Этим и запомнился.

Судец познакомил нас с детским парусным тренером Леонидом Михайловичем Травкиным.
По возрасту сыну надо было начинать со швертбота международного класса «Оптимист».
 
Травкин привел меня и Сережку на свалку. Там лежало несколько списанных корпусов детских яхт. Их должны были сжечь.

 Леонид Михайлович предложил нам попытаться отремонтировать пластиковый Оптимист немецкой постройки. Помог перетащить корпус в отапливаемую детскую мастерскую.

У яхточки были выкрошены верхние края бортов и носа. На днище были глубокие царапины от вытаскивания на  слип (бетонированный откос берега).

В том году я работал слесарем-ремонтником на Московском экспериментальном машиностроительном заводе «Газстроймаш». Завод собирал трубоукладчики на базе гусеничных тракторов и тягачи-трубовозы с прицепами для труб большого диаметра на основе армейских вездеходов УРАЛ.

Отношения между рабочими разных цехов были приятельские.
Например, подходишь к сварщику с болтом, гайкой и парой железок.
Он спрашивает:- « это себе или домой?».
- Мне струбцины нужно сделать для ремонта детской яхты.

Сварщик откладывает в сторону детали, которые нужны сборщикам.
И начинает на современном сварочном оборудовании в среде защитного углекислого газа проволочным электродом собирать нужные мне струбцины. И никаких разговоров об оплате не возникало.

Была у меня возможность во время обеденного перерыва поработать в кузнице, был доступ к токарному станку в отделе главного механика. В сборочном цехе разрешали пользоваться гидравлическим прессом и дисковым отрезным станком. Поэтому смог я приготовить нужную оснастку для ремонта бортов стеклотканью и эпоксидной смолой.

Все неровности на днище сначала заклеили эпоксидкой. А потом замазали автомобильной нитро шпатлевкой. И зашлифовали до блеска самой мелкозернистой водостойкой наждачной бумагой.

Тренер выделил нам старенький, потянутый на сильных ветрах, парус. Дома его прошили на руках и на старинной ножной швейной машине Зингер. Выстрогали деревянные пластины, расправляющие задний край паруса. Эти латы вставляют в специальные карманы в парусе.

По книжке «Пионерская судоверфь» изготовили все деревянные детали: мачту, гик (расправляет нижний край паруса). Четвертый (верхний задний) угол паруса подпирается круглой длиной палкой.

Из водостойкой фанеры собрали рулевое управление с опускаемым пером руля. В середине корпуса узкая коробка - швертовый колодец. В него вертикально вставляется пластина из водостойкой фанеры -шверт. Он не дает смещаться яхте в бок.

Словом к весне у нас был подготовлен и полностью укомплектован первый учебный швертбот международного класса «Оптимист».

Из дома в Отрадном   на завод «Газстроймаш» мне приходилось ездить через всю Москву с севера на юг почти до Московской автомобильной кольцевой дороги. Поэтому я нашел работу поближе в Ремонтно-механическом цехе Главного Центра Магистральных Перевозок Почты Министерства связи СССР (РМЦ ГЦМПП).

Николай Алексеевич Некрасов пророчески предвидел, что рабочие со своих заводов вынесут всё:

«Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что Господь ни пошлет!»

«Железная дорога». 1864 г.

Соответственно, в яхт-клуб с производства доставлялись не только детали списанной техники, но и хороший инструмент. Нужные узлы изготавливались специально.

Для того, чтобы Сережка мог в одиночку спустить на воду свой Оптимист я собрал для него телегу. На свалке яхт-клуба подобрал сломанную деревянную раму кильблока. Закрепил сзади два небольших обрезиненных колеса от почтового контейнера. Одно переднее колесо сделал рулевым. Для того, чтобы можно было лодку повернуть на борт прикрутил поперек рамы широкие ленты прорезиненного капрона. Получилась удобная лежанка для меня, пока яхта находится на воде.

В какой-то момент я обнаружил, что один ремень прогибается до поперечного бруска, если швертбот поставлен на борт. С собой у меня был детский молоточек и короткий обломок напильника, заточенный как стамеска. Прислонил я телегу в проеме ворот эллинга на бок, оттянул веревкой ремень от бруска.
И начал потихоньку делать углубление в середине бруска.

Слышу за спиной: - «Держи, не мучайся».
Оборачиваюсь – мне протягивает стамеску и топорик средних лет мужчина с бородой.
Инструмент великолепный по заточке с рукояткой и топорищем красного дерева.
Благодарю и выбираю топор – «Если есть топор – стамеска не нужна».

Так я познакомился с Андреем Марковичем Шульгиным.
Как только он увидел, что я вращаю топор с потягом на себя, то сразу отошел.
А когда я возвращал ему инструмент, предложил мне участвовать с ним в перестройке гоночного «Дракона» в каютную крейсерскую яхту.


Интересно проходил первый выход Сергея на воду. Мы вооружили его Оптимист около борта крейсерской яхты – поставили шверт, рулевое, подняли и настроили парус. Договорились, что я пойду за гребной лодкой и буду держаться около него. Но получилось, что он отчалил раньше, чем я подгреб.

На заливе в этот момент шла тренировка «Оптимистов». Они ушли от линии старта в сторону берега.

При полном отсутствии опыта Сережкина лодка стала их догонять. Сказалась полировка днища. В какой-то момент сын увидел, что меня близко нет. Сумел сделать поворот и пошел меня искать. Когда увидел меня в лодке, успокоился. Снова повернул и довольно легко догнал остальных. На очередном повороте он стал носом против ветра. Долго не мог набрать ход.

Этот эпизод был наукой на будущее – материальная часть определяет возможность успеха.

И все что ты делаешь, нужно делать возможно тщательней и аккуратней.
Из английского языка пришло определение «перфектционист» - стремящийся все сделать идеально.
До сих пор сын старается приобрести  лучший инструмент, станки и оборудование для ремонта дома своими руками.

Доброго Всем Здоровья
ДМН