У точки невозврата Гл. 16

Ольга Егорова 3
Глава 15 http://www.proza.ru/2018/02/08/315



                Глава 16
                Не вернуть, не исправить...

Были ли в моей жизни события или моменты, которые хотелось бы изменить, исправить?
Конечно, были.

После четвёртого класса мама отправила меня "отдохнуть" в пионерский лагерь. Но отдыхом это можно было назвать с великой натяжкой. Может нам просто не повезло с вожатой.  Мы либо маршировали как солдатики на плацу и учили речёвки,  либо  сидели в игровой, где было десятка два книжек, несколько настольных игр и немного игрушек. Книжки я прочитала в первые два-три дня, пару дней с собратьями и сёстрами по лагерному бытию поиграли в настольные игры и заскучали.  Подвижные игры на воздухе были очень кратковременными в "щадящем режиме": бадминтон,  скакалки, "классики". В лучшем случае - "Пионербол", волейбол. Но очень редко. Видимо, утренние и вечерние линейки здесь считались лучшими мероприятиями.

За две недели в лагере прошёл только один праздник - День Непослушания, который внёс  в нашу жизнь некоторое разнообразие. А тут и мама приехала по делам ( там же отдыхали дети из интерната). Я разревелась, как маленькая, просилась домой. Она пыталась меня уговорить, успокоить и  опоздала на автобус. В результате, большую часть пути  в город шла пешком.

Буквально через день пришла машина с продуктами, с ней приехала  старшая воспитатель из интерната. Я пристала и к ней со слезами и  уговорами. Та не смогла это выдержать и забрала меня с собой вместе с вещами и документами. Собираясь, я так торопилась, что совсем забыла про постиранные вещи и тапочки, зато привезла "полную голову" вшей. Когда и где их "нахватала," даже не знаю. Хотя, в бане за это время мы мылись лишь один раз, а вот "кепочка" из газеты в игре при знакомстве  "переходила" с одной головы на другую. А ведь можно было просто передавать из рук в руки тот же мячик или какую-то игрушку...

От мамы я и узнала, как она добиралась до дома после моей "истерики." В заключении она добавила:"Скучно в коллективе - сиди дома. Видно, с твоим характером жить только в лесу и молиться колесу!"
 
Да, покладистым ребёнком я не была. Это точно.
А вещи мои чуть позже привезли интернатские ребятишки.
 
***

В пятом и шестом классе я несколько раз попадала в больницу с обострением хронического холецистита. И как-то совпадало, что каждый раз мы оказывались в отделении с одной и той же девочкой - Галей Овчинниковой. После шестого класса мама Галинки пришла к моей и предложила ей отправить меня вместе с её дочерью в пионерский лагерь в соседний район. Мама сразу сказала твёрдое: "НЕТ!" - вспоминая то "весёленькое" лето.

Но в конце концов её и меня уговорили, заверив, что ТАМ просто здорово!

Галка уже была там однажды, а в этом году попросила взять путёвку и на меня.  Путёвки были недорогие и мама сдалась.

Перед отъездом я пошла в баню, где меня увидела наша учительница географии Галина Ивановна - большая любительница попариться.
- А пошли-ка, Олька, в парную. Я и тебя попарю! - предложила она.
"И попарила-то легонько, и жарко-то не было," - приговаривала она, когда меня вынесли из парной в предбанник.
Когда сознание чуток прояснилось, меня сполоснули кое-как и выпроводили домой. А утром раненько отец Гали отвёз нас в лагерь.

Как только вышли из машины и я увидела, что жилые корпуса стоят прямо на берегу красивейшего озера, поняла, как мне повезло. Я и озеро то увидела впервые. Для меня оно было, что море!

Первым делом нас повели в медпункт.  Медсестра проверила голову, руки, ноги, велела поднять платье. Я подняла...
Она ахнула и куда-то побежала. Вскоре собрался целый консилиум. Все осматривали мою спину, ахали-охали... А потом спросили:
- Оля, скажи, кто тебя так бил?
- Никто не  бил, - я была в недоумении.
- Не бойся! Просто скажи, почему у тебя вся спина в кровоподтёках?
И тут до меня дошло:
- А!.. Это меня вчера в бане попарили!

После этого случая стала замечать, что синяки у меня на теле даже от лёгких ударов появляются: где-то о стол зацепилась, мяч ли попал. Иногда и вспомнить не сразу могу, где что "прошло по касательной."
В лагере же долго сомневались, пока не увидели синяки на талии, на запястьях, на шее после нашего с тёзкой соревнования по владению обручем. " Крутили" мы их, пока нас не разогнали, объявив "ничью."

***

Вот здесь, действительно, было ЗДОРОВО!

 Купались мы каждый день перед обедом и после полдника. Иногда ещё и после ужина. Всё время проводились какие-то игры-соревнования, организовывались концерты, праздники, в которых принимали участие все отряды. За сезон было несколько походов. Один из которых был вокруг озера. Вечерами жгли костёр, пели песни. За смену мы все так сдружились, что со слезами разъезжались по домам.

На следующий год, благодаря Галке же и её родителям, я вместе с нею попала и в санаторий. Это уже в нашем районе и не так близко к озеру. Большую часть времени мы проводили в "походах-переходах."

Строго говоря, санатория, как такового, в совхозе не было. Жили мы в здании старой школы, а столовая и кабинеты, в которых проводились лечебные процедуры, были в здании новой, примерно в десяти минутах ходьбы. 

Утром, после зарядки и линейки, нас поили минеральной водой. Строго следили, чтобы все выпили. До сих пор помню её страшно неприятный вкус и запах. Кроме того её почему-то надо было пить горячей. Благо,  мы шли на завтрак после этой экзекуции, а не наоборот.

 Затем полчаса гуляли  на  школьном стадионе и расходились по процедурам: на грязи, на массаж. Ещё немного "прогулки" на свежем воздухе и шли на "подобедник". Чаще всего давали что-нибудь из фруктов. Яблоки, апельсины. Там же я впервые увидела грейпфруты. В первый раз их пробовала, видимо, не только я.  Никогда не забуду полные мусорные корзины, выброшенных  грейпфрутов. Некоторые выбрасывали, даже не пробуя, неочищенными, глядя на "кривые физиономии" тех, кто их всё же отведал.  В следующий раз нам дали их по четвертинке - разрезанными. Вот тут-то мы их раскушали. До сих пор люблю.

Затем шли на озеро. Это тоже входило в курс лечения. Солёная вода и грязь в нём многих буквально ставила на ноги.  После озера шёл обед, тихий час, полдник, какое-нибудь мероприятие, или снова на озеро, ужин, свободное время или репетиции к следующим "событиям",  вечерний "кефирник" (такого вкусного кефира я не пила ни до того, ни после)! И отбой.

Несмотря на то, что мы весь день "протаптывали" дорожки между двумя школами и на озеро, почти все поправили не только здоровье. Я была потрясена, когда поняла, что набрала за смену целых пять килограммов. Это позже я осознала, что и выросла за это время на целых одиннадцать сантиметров.

Как уж так получалось, но мы с Галкой ровесники и землячки, уже второй раз попадали "на отдыхе" в разные отряды. Крепкой дружбы между нами так и не случилось, хотя, судя по всему ей она была нужна.

Поняла я это много позже, когда узнала, как тяжело "уходила" эта тихая, скромная девчонка. Она уже заканчивала медицинский институт, когда болезнь вцепилась в неё "мёртвой хваткой". До последнего момента Галка верила, что вырвется, последний экзамен сдавала уже в больнице, но диплом получить так и не успела...
Прости, Галка! Для тебя я была плохой подругой.

***

Один такой случай (который хотелось бы изменить, вернувшись в прошлое), вспоминаю с чувством великого стыда даже теперь, проработав более тридцати пяти лет.

И опять это произошло в пионерском лагере.
Вместе с интернатскими ребятишками мы выехали на лето в деревню. Для проживания нас разместили в здании школы.
Мама лишь на месте поставила  перед фактом, что устроила меня на работу посудомойкой. А я отказалась, заявив, что готова дважды в день перемывать полы во всей школе, но только не посуду! Я и дома то её мыла, скрипя зубами. Это на три человека. Как вспомню этот мини-тазик с жирной водой, так всю передёргивает. Даже не могла представить, как можно перемыть гору посуды на сто с лишним человек. Это позже я узнала, что Агата Кристи почти все сценарии убийств, которые описывала в своих детективах, придумала, перемывая посуду. Как же я её понимаю!

Но техничка в лагере уже была. И желающая мыть посуду тоже нашлась среди моих же ровесниц - девчонок тринадцати лет.
Маме сказали, что я могла бы получить за работу шестьдесят рублей. Она получала тогда сто двадцать. Конечно, обидно.

 Этот случай мы обе старались не вспоминать, но и забыть о нём так и не получилось.
 
Каждый день мне давали в школу двадцать копеек: пять на автобус, пятнадцать на коржик или песочное кольцо и на чай. В воскресенье двадцать копеек на кино и мороженое. Целый год  я "копила", чтобы набрать эту сумму, обходясь без перекуса, кино и мороженого. В школу и обратно ходила пешком. Из школы я и раньше возвращалась пешим ходом, а вот по утрам приходилось заводить в детский сад брата. Этот год ему приходилось вставать гораздо раньше вместе со мной и бежать туда вприпрыжку. Зимой правда выручали санки.
 
Мама удивилась, увидев деньги и, узнав, как они у меня появились.
Забирать их не стала, а купили мы на них мне зимнее пальто за пятьдесят семь рублей. Как раз подошло время, так как из старого я безнадежно выросла. Вещи мне всегда покупали на вырост, как и многим в то время. Худоба позволяла носить их подолгу, и даже если платье или пальто становилось коротковатым, достаточно было пришить манжеты и "отпустить" подол. Но это уже было проделано раньше.
Да и случай подвернулся удачный:появилось оно в "уцененном" (немного был как бы обесцвечен подклад), но само пальто было красивым, с капюшоном, да ещё и отделан искусственным мехом "под норку."


Три рубля тоже остались у меня. На них я взяла первые книги для СВОЕЙ библиотеки. Книги уже тогда часто продавали "наборами": одна "ценная" и к ней две-три, а то и пять "в довесок".
На мою удачу иногда это были стихи современных авторов, но чаще какие-нибудь брошюры.

Но речь то не об этом...



Картинка из интернета.
Большое спасибо автору!



Глава 17 http://www.proza.ru/2018/04/09/1436