Свобода выбора. Предопределение

Буркин Юрий
Верующих и неверующих интересует вопрос свободы воли и свобода выбора.
Различное мнение по этому вопросу разделяет людей на два непримиримых лагеря.
В христианской среде есть последователи Кальвина и Арминия, и оформлены два противоборствующих учения – кальвинизм и арминианство.
Кальвинизм утверждает, что одни сотворены для спасения, а другие – для наказания. Хотя это утверждают не кальвинисты, а принадлежащие к крайнему крылу кальвинизма – к супралапсорианству Безы.
Арминианство утверждает, что это не соответствует Библии, и Бог дает всякому человеку право выбора ко спасению.

Но подобный спор существовал задолго до появления кальвинизма и арминианства. Очень яркие споры были между Августином и британским монахом, приближенным к папе римскому – Пелагием. А также был спор между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамским (также приближенным к папе римскому). Мартин Лютер издал труд «Рабство воли» в ответ на труд Эразма Роттердамского «Свобода воли».

В свое время римское католичество приняло учение Пелагия о свободе воли и выбора. И учение Пелагия было очень популярно. Его проповеди очень сильно вдохновляли людей, он отрицал Первородный грех, говорил, что в людях заложено доброе, они могут творить добро, у них есть свобода воли и свобода выбора, и могут спасать себя сами, просто нужно проявлять усилие и т.д.
Августин выступил с обличениями учений Пелагия.
Его труды - "О предопределении святых", "О свободе воли".
Резкая критика взглядов Пелагия со стороны Августина, в конечном итоге привела к осуждению пелагианства на третьем Вселенском Соборе в Ефесе (431 г.).

Всякому, кто пытается выяснить суть спора между кальвинистами (супралапсорианство Безы) и арминианами, я отсылаю сначала изучить труды Пелагия и Августина, Эразма Роттердамского и Мартина Лютера.

Но, не дожидаясь того, что Вы всё-таки их прочитаете, постараюсь изложить своё понимание вопроса свободы воли, свободы выбора и предопределения.
Иногда интересно наблюдать за спорящими, какими аргументами они пользуются, насколько они хотят понять друг друга, и хотят ли понять вообще.
Ведь часто так бывает, что вопросы формулируются изначально неправильно, и ответ находится в совершенно другой плоскости.
Часто люди ощупывают хобот, хвост и ноги слона в темноте, и они могут рьяно доказывать друг другу, что слон похож на веревку, или шланг, или дерево. Нужно перестать щупать, нужно просто включить свет и посмотреть на слона. Но никто не может догадаться включить свет, и посмотреть в свете света (извините за тавтологию).

Давайте посмотрим на заданные вопросы в свете Библии. Потому что учение Божье – есть наш светильник.
Преобладающие философии в сегодняшнем обществе со времени ренессанса – это гуманизм и гностицизм. И эти философии глубоко проникли в церкви. Несмотря на официальное осуждение учения Пелагия католической (и православной тоже) церковью, его учение сегодня здравствует в церкви.
Свобода воли и свобода выбора так сильно привлекают сегодняшних христиан (нет на них Августина и Мартина Лютера) из-за гуманизации учения Иисуса Христа.
Гуманизм ставит в центр человека, смещая Бога.
Существует ли воля человека, существует ли свобода для неё?
Вновь вернемся к тому, что человек состоит из духа, души и тела.
Воля человека является составной частью души. Значит, воля существует. Но воля – это не есть сам человек, это часть души, а душа только часть человека.

Тело (плоть) человека продана греху. Плоть человека находится в рабстве у дьявола. Ни о какой свободе для плоти говорить не приходится. В ней царствует смерть.
А вот за душу человека идет борьба между Богом и дьяволом, потому что она имеет волю.
Но человек, прежде всего не плоть, не душа, но дух.
Когда я говорю про себя, прежде всего, осознаю, что я – дух.
Тело – это только мой скафандр, оболочка, через которую я соприкасаюсь с физическим миром. Душа является только производной от соединения духа и тела.

Мне не интересно полемизировать с теми, кто говорит о свободе воли и свободе выбора души. Мне интересно говорить о моём духе.
Мой дух не имеет свободы воли и свободы выбора.
Если дух человека мертв, спит, нейтрализован, тогда человек будет исполнять волю дьявола, который действует через падшую, греховную плоть, находящуюся у него в рабстве.
Рим.7:20 «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
Воля есть у человека, чтобы делать добро, но нет сил для этого, «свободная» воля подчиняется воле плоти, которая есть раба дьявола. Воля лишена свободы, присутствует только кажущаяся свобода.

Человек может ВЫБИРАТЬ, ИЗБИРАТЬ, но лишь то, что ему диктует падшая плоть.
Тогда это уже не свободная воля, а профанация.
Человек лишен свободы до того момента, пока не прозвучит Слово Божье, обращенное к его духу.
Не всякий человек способен услышать это Слово. «Имеющий уши да слышит» - говорит Иисус, - «Мои овцы слышат голос Мой».
Многие проповедуют душевными словами, обращаясь к душе человека, и многие душевно веруют.
Но когда звучит Глас Божий, происходит возрождение духа. Слово прозвучало непосредственно в дух человека.
Приходит сила Божья в дух человека. Дух начинает укреплять волю человека, она обретает свободу. Теперь есть сила, чтобы выражать свободное волеизъявление.
Но эта свобода будет выражаться настолько, насколько будет присутствовать сила для волеизъявления. Насколько человек предан Богу, насколько он теперь раб Божий.
Мы были рабы греха, а теперь стали рабами праведности. И где же в этом свобода воли?
Мы были проданы, и теперь нас искупили (выкупили) дорогой ценой – ценой пролитой крови Иисуса Христа, ценой Его жизни.
Иисус Христос воскрес! И он потребовал всех детей Божьих обратно.

И тут мы подошли к теме предопределения.

Обсуждение вопроса свободы воли и свободы выбора еще не закончен. Мы его рассмотрим через призму предузнания и предопределения.

Римлянам 8:29 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».
Кальвинизм и Арминианство затрагивают не только предопределение, но и предузнание Богом действий или выбора людей. Но христиане часто обсуждают только вопрос предопределения. А предузнание Бога комментируют так, что Бог из невидимого мира через толщу времени видит, как поступит человек (ведь у него есть свобода воли и выбора) и в зависимости от решения человека предопределяет человека ко спасению или наказанию.
Но это не так. Здесь ставится решение Бога в зависимости от воли человека. Получается так, что Бог зависит от решения человека.
Но наш Бог не зависит ни от чего. Его воля превыше воли человека.
Получается так, что Бог не знает, как поступит человек, что Бог не является Всезнающим. 
И это противоречит Библии.
Он знает, Он предопределяет, Он призывает, Он оправдывает, Он прославляет. Это Его воля.
Где здесь написано что-либо, что указывает на то, что человек проявил свою волю?

Предузнание и предопределение касается только сынов Божьих, тех, кто были сотворены (рождены наряду с Первородным Сыном Божьим – Иисусом Христом) еще до сотворения физического (материального) мира.
Сыны Божьи предопределены к тому, чтобы вернуться на небеса, туда, где они и были (домой), в качестве Невесты. Возьмите пример Адама и Евы. Через Адама сыны Божьи упали, через последнего Адама – Иисуса Христа – восстановлены.

Традиционные христиане через свою проповедь, говоря к душе человека, предлагают всем людям принять спасение и войти в Невесту (Церковь), избрать идти на небеса или в ад.
Как может душа слышать Слово Божье? Как душа может откликнуться на Слово Божье и покаяться? Какое решение может принять воля, душа человека, будучи в рабстве?
Слышит Слово Божье дух человека, а не душа, дух подпрыгивает от счастья, ведь он был томим, живя в этой суетной душе. "Суета и томление духа".
Не могут все войти в Невесту, войдут только те, кто и был на небесах.
Но спасение предлагается всем людям, живущим на Земле.
Спасение приходит через Иисуса Христа, но необязательно через Церковь.
УППС ! Что-то странное Вы слышите…

Израиль – это избранный (предопределенный) народ, родившийся через чресла Авраама, и их раввины всегда учили и учат, что придет Мессия и утвердит земное царство, где не будет болезней, смерти. И Вы можете прочитать в пророках об их чаянии.
Но перед утверждением земного царства Бог был намерен создать Небесное Царство, избрать в него избранных.
Израиль в целом отверг Христа, не утвердившего земного царства, не понявший о намерении Бога по созданию Небесного Царства.
Теперь же христиане, наоборот, входящие в Небесное Царство, не видят того, что Бог намерен создать земное царство.

Церковь – Невеста, Израиль – Жена. Невеста предназначена для Небесного Царства, Жена – для земного царства. Прочитайте, пожалуйста, книгу пророка Осии внимательно. Это вопрос тайны Божьего домостроительства. В отдельной теме я напишу об этом подробней http://www.proza.ru/2018/03/21/909.
Вот, из-за непонимания этой тайны и не могут утихнуть споры о свободе воли, выбора, предузнании и предопределения.

Предопределение касается только сынов Божьих, предназначенных для возвращения (спасения) на небеса. Все не придут на небеса. Кто-то будет жить на земле вечно.
Вот для них и существует свобода воли и свобода выбора.
Моя дочь не может выбрать другого папу, она имеет волю, но не имеет такой свободы, чтобы выбрать другого папу.
И в этом смысле предопределенные христиане, пребывавшие на небесах, возвращаются домой. У них нет свободы выбора, их выкупили, и Слово зовёт их обратно домой. Они не могут оставаться жить на земле, хоть и будет впоследствии вечная жизнь на земле.
Их имена записаны в книге жизни Агнца еще до сотворения мира, книга запечатана еще до сотворения мира Духом Святым. Агнец заклан еще до сотворения мира.
Это не вопрос того, приму ли я благодать и милость, когда услышу проповедь Евангелия. Я для своего спасения не сделал ничего, моя душа и воля не принимала никаких решений.
Мой дух (не душа) услышал Слово спасения и был запечатлен Духом Святым. Дух возродился и стал водителем моей души. Я – это мой дух, а не моя душа, и не моя воля.
Влечет меня мой дух, а за ним следует душа.
Это подобно влюбленности, влечение настолько сильное, что нет желания логически думать. Бог – мой Отец, Он ждёт меня домой!

Существуют люди не предопределенные к небесам. Предопределение касается возвращения домой. Поэтому говорю, что предопределение касается не вопроса спасения и наказания, а места пребывания.
Откуда взялись не предопределенные к небесам? Получается, что не все люди пришли с небес. Так и есть, потому что есть еще и земные люди.
Гуманизм втерся в церковь и всех людей сделал одинаковыми.
Но это не так.
Вспомните притчу Иисуса о том, как были посеяны добрые семена, а ночью пришел враг и посеял свои семена. Сеявший сказал, что не нужно их выдергивать, а нужно оставить до жатвы.
Для того чтобы понять, о чем я говорю, или пишу, прочитайте, пожалуйста, мою статью «Грехопадение и спасение современным языком» http://www.proza.ru/2018/03/04/1491.

Есть книга жизни Агнца – для предопределенных в Небесное Царство, из этой книги имена не вычеркиваются.
Есть книга жизни – для тех, кто проявит свою волю, кто может войти в земное царство. Из этой книги имена вычеркиваются.
Об этом я подробней напишу в статье «Тайна Божьего домостроительства» http://www.proza.ru/2018/03/21/909.

Опять же человек не сможет сам проявить волю, это он сделает под воздействием Духа Святого. Как Вы знаете, Дух Святой сошел на землю, для того, чтобы….

Вот места Писаний для размышления:
Римлянам 9:11 «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?»


Фил.2:13 «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению».
Т.е. Бог производит желание в человеке Сам.