Размышления об истории и сегодняшнем дне Украины

Андрей Иванович Ляпчев
Я – русский, гражданин России.
Я люблю Украину. В 1985 году впервые побывал в Киеве и во Львове. Позднее неоднократно, – последний раз в 2008 году, – отдыхал в этих замечательных украинских городах. Бывал и в других украинских городах. Не могу похвастать хорошим знанием украинского языка, но, когда читаю украинских авторов, заглядываю в словарь не так уж и часто. А разговаривать с украинцами можно и по-русски…
В российских средствах массовой информации (СМИ) подается очень искажённое представление об украинском народе. К примеру, показывают неадекватных маргиналов, прыгающих с воплями «Кто не скачет – тот москаль!», или орущих «Москаляку на гиляку!»… Есть и такие украинцы, но разве у нас нет своих дураков? Есть. (Они везде есть.)
Зачем российские СМИ это делают?
По мнению части украинцев – это целенаправленная информационная война России против Украины, причины которой в имперской ментальности россиян...
По поводу «имперской ментальности» спорить не буду. Есть она и у этнических русских, и у представителей других народов России. Это объективный факт, с которым нужно считаться… А вот «целенаправленности» в подаче информации российскими СМИ нет. Нет какой-то осознанной цели и политического руководства. Представители нашей «четвёртой власти» не просто свободны, а слишком свободны. Журналисты любят «жареное». Поэтому на телеэкранах и показывают часто политических клоунов…
Большинство украинцев хотят достойно жить в своей стране, хотят, чтобы между Украиной и Россией были нормальные взаимовыгодные отношения. Но беда в том, что у них нет соответствующего политического руководства.
Уинстон Черчилль сказал: «Государственные деятели отличаются от политиков тем, что государственные деятели заботятся о будущих поколениях, а политики заботятся лишь о будущих выборах».
К несчастью, в Украине нет не только государственных деятелей, но нет и политиков. У власти находятся те, кто и о будущих выборах не может заботиться, только о текущих. Граждане Украины для них – это не народ, а «электорат»…
Недавно по Украине прокатилась компания «декоммунизации», ликвидации идеологического наследия советского периода истории. В подражание Венгрии, Румынии и т.д. уничтожались советские памятники, переименовывались улицы… Но ведь Украина – это не Румыния или Венгрия. Главное наследие советского периода в Украине – государственные границы. Если можно на государственном уровне бороться с изображением серпа и молота, с советскими памятниками, то можно и последствия некоторых решений советской власти исправить.
Большинство русских людей советская символика не раздражает. А вот Указ Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года о передаче Крыма из состава России в состав Украины абсолютное большинство русских возмущал с момента подписания. (Причина главным образом в отношении к Севастополю, «русской Трое», «городу русских моряков».) В 2014 году русские «освободилась» от этого «наследия советского периода истории»… А как-же «международные нормы»? Да бросьте… Эти нормы выдумали те, кому они выгодны. Есть народы с высоким уровнем правового сознания. Но ни русские, ни украинцы в их число не входят. А что касается Крыма…
Откровенно говоря, украинскому народу не нужен Крым в составе Украины. С момента передачи это был дотационный регион. До 1991 года дотации поступали из союзного бюджета в республиканский бюджет Украины, а оттуда в областной бюджет Крыма. После 1991 года дотации шли уже непосредственно из украинского бюджета. Некоторые украинцы утверждают, что после обретения независимости Украина вложила в Крым около 100 миллиардов долларов. Скорее всего, эти данные сильно завышены, но дотации были, и немалые… Украинцев в Крыму сравнительно немного, гораздо меньше, чем русских. И ничего «национально украинского» на территории Крыма нет. Спрашивается: «Нафига попу гармонь?»
А ещё через какое-то время, если у власти в Киеве окажутся национально мыслящие люди, украинцы будут отдыхать в российском Крыму и посмеиваться: «И чего мы раньше Крым не отдали?» И это будет выгодно всем…
Но пока чаще получается так, что всем плохо…
Ещё одна сторона «декоммунизации» – прославление борцов за независимость Украины в ХХ веке. Хотя здесь идеология не ограничивается «декоммунизацией». Нужно смотреть шире. Можно подумать, что «борьба за независимость» – это основная национальная идея Украины. Причем результат не важен. Главное сам процесс.
Богдан Хмельницкий боролся за независимость от поляков. Иван Выговский сначала боролся за независимость от поляков, а потом боролся за независимость от русских. Оба борца за независимость боролись вместе с союзниками – крымскими татарами. Иван Мазепа боролся за независимость от русских в союзе со шведами. Симон Петлюра боролся за независимость от русских в союзе с поляками. Степан Бандера и Роман Шухевич боролись за независимость от русских в союзе с немцами…
Главное не победа, а участие. Из вышеперечисленных «борцов за независимость» лишь Богдана Хмельницкого можно назвать победителем. (Но украинцам эта победа принесла множество жертв, а евреи называют Богдана Хмельницкого «украинским Гитлером».)
Прославление «борьбы за независимость» доходит в Украине до идиотизма. Возможно, самый яркий пример – государственные мероприятия «по подготовке и проведению 350-летия победы войск под командованием гетмана Украины Ивана Выговского в Конотопской битве» торжественно проводившиеся в 2009 году.
В России мало кто слышал про Конотопскую битву 1659 года, а в Украине это событие изучается в обязательном порядке в средних школах… Дело было так. В 1657 году умер гетман Богдан Хмельницкий, вскоре его место занял генеральный писарь Иван Выговский, попытавшийся сменить ориентацию, отказавшись от связи с Россией и вернувшись под покровительство Польши. Подавив восстания недовольных украинцев Выговский, в числе прочих «славных дел», вместе с татарской ордой Мехмед-Гирея летом 1659 года разгромил под Конотопом крупное русское войско. О численности участников битвы историки спорят. По одним сведениям среди противников Москвы было 40% крымских татар и 60% украинских казаков. По другим сведениям, крымских татар было больше, чем украинцев. (Крымско-татарские историки резонно считают эту битву победой Мехмед-Гирея.) После битвы крымские татары совершили рейд по территории России, захватив множество невольников, а Выговского осенью того же года свергли недовольные украинцы. «Борец за независимость» получил от поляков должность Киевского воеводы, но через 5 лет поляки передумали и расстреляли Выговского, заподозрив его в попытке перейти на сторону Москвы…
Можно ли гордиться такой «борьбой за независимость»? В Украине – можно… Это часть официальной государственной идеологии…
А в 2014 году русские люди начали «борьбу за независимость» на Юго-Востоке Украины, в Донбассе. Основной результат – более 1,5 миллиона беженцев. (О жизни людей, оставшихся в независимых регионах, я ничего толком не знаю.) И вот уже украинская пропаганда обвиняет Россию в разжигании сепаратистских настроений в Донбассе… Ошибаетесь. Незачем было России внушать русским людям на Юго-Востоке Украины то, что вполне официально внушалось им в украинских школах на уроках истории. Они сами вполне могли догадаться заменить «Варшаву» и «Москву» на «Киев». Это элементарно.
В трактате Владимира Сергеевича Соловьева «Три разговора» упоминается готтентот, «который говорил миссионеру, что он отлично понимает разницу между добром и злом: добро – это когда я уведу чужих жен и коров, а зло – когда у меня уведут моих». Обвинения официальной Украины в адрес повстанцев Новороссии полностью копируют логику того готтентота. Когда украинцы воевали против поляков или русских – это добро, это повстанческое движение и борьба за независимость. Когда русские воюют против украинцев – это зло, это сепаратизм и нарушение национальной целостности государства. Когда крымские татары, шведы или немцы помогают украинцам – это добро. Когда Россия помогает русским – это зло…
Что же делать? Есть ли выход?
Я считаю, что есть единственный достойный выход: приход к власти в Украине серьёзных государственных деятелей, «строителей державы», способных понимать и защищать интересы своего народа и устанавливать нормальные отношения с другими народами. И такие люди скорее всего придут из Галиции.
Представления большинства русских о галичанах в основном крайне негативные. Но насколько верны подобные стереотипы? Для пророссийских политиков в Украине галичане – это всего лишь «чужой электорат». Поэтому и выдумывают о них разные небылицы. Самая вздорная: после 1991 года власть в Украине сосредоточилась в руках галичан. Но разве Ющенко или Порошенко галичане? Никоим образом!..
О степени влияния галичан косвенно, но довольно наглядно, свидетельствуют портреты деятелей истории и культуры на украинских банкнотах: Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Богдан Хмельницкий, Иван Мазепа, Иван Франко, Михаил Грушевский, Тарас Шевченко, Леся Украинка, Григорий Сковорода.
Сколько здесь галичан? Один – писатель Иван Яковлевич Франко. Он мало занимался политикой и был очень прославлен советской властью. В честь Ивана Франко в 1962 году областной центр Станислав был переименован в Ивано-Франковск.
Что касается Владимира Великого и Ярослава Мудрого, то о предках галичан того времени, – они происходят от славянского племенного союза белых хорватов, –известно крайне мало. Краткие упоминания в «Повести временных лет» ничего не говорят ни уму, ни сердцу. Восстание Богдана Хмельницкого галичане не поддержали. Он дважды безуспешно вместе с татарами осаждал Львов. Деятельность Ивана Мазепы, – героя украинских русофобов, – также не имеет никакого отношения к Галиции. (Как и Конотопская битва.) Остальные четыре деятеля, изображённые на банкнотах – уроженцы Российской империи, а Галиция никогда не была частью России…
Первое яркое упоминание о Галиции содержится в «Слове о полку Игореве», созданном в конце XII века. Один из персонажей «Слова» – галицкий князь Ярослав Осмомысл.
«Галицкий Осмомысл Ярослав!
Высоко сидишь на своем златокованом престоле,
подпер горы Венгерские своими железными полками,
заступив королю путь,
затворив Дунаю ворота,
меча тяжести через облака,
суды рядя до Дуная.
Грозы твои по землям текут,
отворяешь Киеву ворота,
стреляешь с отчего золотого престола салтанов за землями.»
Галицкое княжество было тогда могущественнее Киевского, но вскоре после смерти Ярослав Осмомысла род галицких князей пресекся и земля Галиции стала частью Галицко-Волынского княжества. В XIII веке галичане и предки русского народа пережили общую трагедию: разорение ордами хана Батыя. Галич был одним из городов, оказавших наиболее мужественное сопротивление нашествию. После этого исторические пути галичан и наших предков расходятся почти на семь столетий. Длительное время галицкая земля была в составе Польши, а в 1772 году Галиция входит в состав Австрии. (Позднее ставшей Австро-Венгрией.)
Конец XVIII века и XIX век – эпоха формирования четкого национального самосознания народов. Это относится не только к украинцам, но и к русским, и к ряду других национальностей. Ещё в середине XVIII века социальное или религиозное единство были намного важнее, чем национальная принадлежность. Русские, украинцы, австрийцы, поляки были прежде всего дворянами и крестьянами, православными, католиками и греко-католиками. «Чужие» аристократы были «роднее», чем «свои холопы». (Поэтому в начале XIX века русские дворяне говорили на французском языке, плохо знали русский и считали это нормальным явлением.)
В XIX веке украинская культура развивается в Российской и Австро-Венгерской империях. Украинское национальное сознание чётко выражено в России, в поэзии Тараса Григорьевича Шевченко (1814-1861). В Галиции украинцы сформировали в 1848 году «Главную Руськую Раду», выступавшую за национально-территориальную автономию Восточной Галиции, и впервые официально заявили, что галицкие и российские украинцы принадлежат к одному народу. В начале 1849 года во Львовском университете открыта кафедра украинского языка…
В антиукраинской публицистике пишут, что Украину «придумали» не то австрийцы, не то коммунисты. Это глупости. Национально-политическая обособленность украинцев развивалась естественно. Галичанам в этом процессе принадлежала важная роль и ничего предосудительного в этом нет.
В 1914 году началась Первая мировая война, погубившая 10 миллионов человек и искалечившая, ожесточившая миллионы человеческих душ. Галичане честно воевали на стороне Австро-Венгрии, присяги не нарушали. Когда в результате войны рухнули Российская и Австро-Венгерская империи галичане вместе с частью украинцев из России попытались создать самостоятельную Украину. Совместная военная деятельность завершилась предательством: «наш» украинец с Полтавщины Симон Петлюра 21 апреля 1920 года заключил тайное соглашение с Польшей, согласно которому в случае победы над большевиками Петлюре доставалась Восточная Украина, а Галиция отходила к Польше. Галиция действительно отошла к Польше, но Восточная Украина предателю не досталась, там была установлена Советская власть…
В Польше положение галичан-украинцев оказалось более тяжёлым, чем ранее в Австро-Венгрии. А когда в 1939 году Галиция вошла в состав СССР жизнь многих галичан стала ещё хуже… Поэтому и борьба против Польши и СССР, и сотрудничество с Германией… Многие действия «бандеровцев» часто бывали бессмысленно-жестокими…
А разве в русской истории ХХ века мало бессмысленной жестокости? И разве мы, русские, со всем разобрались и дали всем историческим событиям однозначные нравственные оценки?
И среди галичан отношение к Бандере, Шухевичу и УПА далеко не единодушное. «Всеукраинское прославление бандеровцев» инициировано не галичанами, а восточно-украинскими политиканами, для которых галичане – это «свой электорат», а не живые люди. Героями Украины Шухевича и Бандеру объявил Ющенко, бывший член КПСС родом из Сумской области…
А среди галичан были и люди совершенно другого типа. Например, митрополит Андрей Шептицкий, украинский патриот, предстоятель Греко-католической церкви в 1900-1944 году. Андрей Шептицкий пытался наладить нормальные отношения со всеми властями, следуя принципу «Всякая власть от Бога». При этом заступался за гонимых, независимо от их религиозной принадлежности и национальности, осуждал насилие... Когда 1 ноября 1944 года Шептицкий умер на его похоронах были все: католики и греко-католики, православные и оставшиеся в живых иудеи. Он мог объединять людей, что в те времена было великой редкостью. (Да и теперь тоже…)
У нас были враги среди галичан. Но и среди врагов есть люди, которых есть за что уважать. А бывшие враги, если у них есть ум, воля и чувство собственного достоинства, могут стать самыми надёжными союзниками. В Галиции такие люди есть…
А ещё хотелось бы, чтобы украинские историки создали правдивую и интересную книгу об истории Украины, чтобы эта книга стала источником знаний не только для украинских, но и для российских читателей, а для российских историков – образцом для подражания.