Соседи. 4. Владивосток

Таисия Фоменко
  Самолёт  слегка подрагивает. Я прикрываю глаза и погружаюсь в себя. Иногда бывает такое состояние, когда ничего вокруг не замечаешь. Вспомнился Владивосток,  наше общежитие. Улица Патриса Лумумбы. Новый микрорайон, кругом новостройки. А нам по шестнадцать лет. Мы только что сдали теоретические экзамены на каменщиков, штукатуров, плотников, маляров. Наше строительное училище в посёлке Краснореченске осталось далеко за перевалами. Сюда нас привезли на автобусах для прохождения практики.
  Вспомнилось, как я ходила по тропинке, через овраг в заброшенном парке, в вечернюю школу. Вспомнилось, как смотрела фильм «Человек - амфибия», потом шла домой через этот парк и всю дорогу плакала, так жалко было героев фильма, какие они были красивые, как они красиво любили друг друга и вынуждены  были расстаться. Тогда я воспринимала героев этого фильма, как близких мне людей.  Хотелось их защитить от ненавистного Педро, как-то помочь. Но ничего нельзя было изменить.  Кино кончилось, все герои и события остались. И осталось впечатление от фильма на всю жизнь.
  Вспомнилось море, суровое и ласковое, в зависимости от времени года. Сопки, тайга рядом с городом, и физическое ощущение свободы, которое было у меня в этом городе. Мне так нравилось приходить на крутой берег и подолгу сидеть и смотреть на море. Когда мы уехали  в Ставрополье,  мне казалось, что там не хватает воздуха и простора, и казалось, там трудно дышать.  Мне всегда хотелось жить рядом с морем.
  Вспомнились мои подружки Катя и Галя. Мы с ними учились в одном классе, потом, после восьмого класса, поступили в строительное училище и выучились на маляров.  С тех пор, как я уехала из Владивостока, мы никогда не виделись. Сначала писали письма, но потом как-то потерялись, и вот уже много лет я ничего о них не знаю.  Прилечу и попробую их найти. Как было бы здорово встретиться через столько лет.
Вдруг объявили, что самолёт снижается, и попросили пристегнуть ремни. Время полёта пролетело быстро.
  В аэропорту меня встретил наш новый управляющий,  и мы поехали с ним в гостиницу.  В гостинице нас уже ждали наши будущие сотрудники,  и я сразу окунулась в работу.  Обсудили все вопросы и запланировали дела на завтра. Я всех проводила и осталась одна в номере.  Вечерело. Я вызвала такси. Такси приехало быстро,  и мы поехали смотреть город.  Хотела поехать к нашему общежитию, но, оказалось, что такой улицы уже нет.  Нашли  в изменённых. Теперь она улица Адмирала Юмашева.  Приехали. Здесь всё другое, всё изменилось.  Такое чувство, что я приехала не в свой знакомый город, а в другую страну. Грустно.  Что делать, жизнь идёт и всё меняется. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку. 
  Пыталась найти своих девочек, которые теперь уже бабушки, но так и не смогла.  Возможно, что они, как и я, уехали куда-нибудь.
  Все свои дела сделала.  Постаралась выкроить себе день, взяла такси и поехала в городок, где мы когда-то жили, где я училась в школе. Приехала.  Вот он, наш участок на берегу маленького ручья, с которого начинается приток Уссури.  Когда-то я посадила здесь вишни. Здесь был наш маленький домик, красивый, как сказочный. Обшитый вагонкой и покрашенный в голубой цвет, а резные наличники в белый. Внутри была всего одна комната и маленькая кухня. Теперь здесь стоит чей-то двухэтажный дом, красивый забор, от калитки аллея-коридор, увитая диким виноградом. Большинство листьев уже покраснели, а между ними видны множественные синие грозди винограда.  Рядом с домом виднеется ухоженный газон и красивый цветник. Дальше-фруктовый сад. Всё чужое. От нашей жизни не осталось никакого следа, как будто мы здесь никогда и не жили. У меня сжалось сердце. Я плакала, но плакала без слёз, это была боль внутри. Села в такси и поехали в аэропорт.  Столько раз мечтала побывать  в местах своей юности, я даже не предполагала, как это будет больно.
  По дороге вспомнились стихи Ирины Снеговой:
          "Не нужно приходить на пепелища
           И так стоять, как я теперь стою.
           Над пустырём холодный ветер свищет
           И пыль метёт на голову мою."
Как правильно она написала.
  Улетала с тяжёлым сердцем. На свой любимый город и на своё любимое море смотрела последний раз в иллюминатор, и мысленно прощалась с ними.