Никто, как русский, так сам себя не любит? - 4

Кузьмена-Яновская
        Начало:   http://www.proza.ru/2018/03/09/109
                http://www.proza.ru/2018/03/12/2003
                http://www.proza.ru/2018/03/16/20

Интервью народного артиста России, живущего в Канаде, пятидесятитрёхлетнего москвича
Алексея Серебрякова журналисту Юрию Дудю, несмотря на громкий финал Олимпиады с запретным гимном России в исполнении наших хоккеистов, забивающий всё, продолжал волновать людей долго.
Большинство осудили его высказывания, некоторые доходили даже до оскорблений,  возражая ему. Слова о русской национальной идее артиста, снявшегося в сотне фильмов и собравшего множество призов от Швейцарии до Индии, задели нашего человека за живое.

"Если отъехать от Москвы на 30,50,70 километров, вы увидите много элементов из 90-х
годов. До сих пор ни знание, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются прерогативой национальной идеи в России. Национальной идеей является сила, наглость и хамство"...

Реакция народа на эти слова последовала мгновенно и довольно бурно.

Дело, в общем-то, не в актёре Серебрякове. Он, как любой другой человек имеет право  на своё личное мнение, как свободный гражданин двух свободных стран: России и Канады.

Для иллюстрации приведу здесь наиболее характертерные отклики на вышеприведённое высказывание.
"Мне артист Серебряков всегда не нравился. В нём какая-то желчь, злость. Уехал за границу, зарабатывает деньги в России, а живёт с семьёй в Канаде и поливает нашу страну. Это вообще присуще русской интеллигенции - гадить там, где живёшь. Я думаю, это от монгольского нашествия идёт, - влезли в душу русского человека, три столетия издевались, это перешло на все века и до сих пор отдаётся. Давным-давно нет монгольского ига, но надо собственную Родину поливать грязью - плохая она, но деньги беру..." (Владимир Жириновский)

Владимир Бортко, депутат и режиссёр, у которого Серебряков снялся в двух фильмах.
- Слово о национальной идее - это подлость и глупость. Я бы, например, подумал, приглашать или нет его после этих заявлений, хотя артист он хороший. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Я понятия не имею, кто обидел Серебрякова. Но когда Алексей работал у меня на площадке, он казался настоящим патриотом. Увы, не всегда "хороший артист" означает "умный человек". Если он не желает любить свою Родину, то и работать ему здесь не стоило, и деньги тут получать. С его стороны это не очень логично и, мне кажется, как-то подловато.

Андрей Кончаловский, режиссёр:
- Русская история приучила жить людей в очень суровых условиях. Это другие люди. Но они не становятся хуже от этого. Да, конечно, бывает грубость. Но мы также знаем, что есть абсолютно потрясающая доброта. Да и у любого русского человека можно докопаться до души. Вот чего Алёше не хватает в Канаде. И его мнение - одно из миллиона других, ну и зачем здесь раздувать скандал...

Дмитрий Певцов, народный артист России, снимавшийся с Серебряковым в "Бандитским Петербурге".
- Лёшечка Серебряков. Ты - русский талант. Ты - настоящий мужик, что в нашем цеху очень редко бывает. И ты честный человек. Мне кажется, никто из тех, кто критикует  тебя за твоё интервью, в полной мере хотя бы одним этим качеством не обладает... Не могу отделаться от ощущения, что те, кто сейчас набросился на Серебрякова, занимаются не более чем лишь собственным пиаром и соревнованием - кто из нас больше любит свою Родину. Ребята, относитесь с уважением к человеку, который честен, талантлив и мужественный. Всем бы поучиться быть таким, как Алексей Серебряков. Лёша, браво! Хоть я и не со всем согласен.

Татьяна, Уфа.
- Так бы прямо и сказал, что снимать его за бугром не хотят и гражданство канадское не дают, но подписывают, чтоб вякнул в общем западном хоре "обличения" России. Его за язык никто не тянул. Санкциями нас душат, спортсменам нервы треплют, и этот блудный канадский попугай из-за бугра вещает. Пусть там и остаётся, нечего на него бюджетные деньги тратить.

Галина Суркова, Новосибирск.
- Серебряков - не красна девка, у которой волос долог, а ум короток. Своё наболевшее  не надо выдавать за национальную идею страны! Разнылся...

Петрович, Клин.
- Национальная идея никогда не опускается сверху. Всё, что было, рухнуло: и идея социализма, и идея коммунизма. Она сама как-то проявится. А Серебряков просто передал свои ощущения.

Лукерья, Брянск.
- Если Серебряков высказывает своё мнение, то легче всего сказать, что он пиарится. Ярлык навесить - и проблемы нет. Тогда и думать не надо над тем, что актёр сказал. Мы это проходили уже, помните? Лет семьдесят.

Борис Иванович, Нижний Новгород.
- С каких пор Серебряков стал умом, честью и совестью россиян? Если бы чуть подумал, то не назвал бы хамство, подлость и прочее национальной идеей. Это черты характера отдельных граждан (в том числе и чиновников), которые при определённых условиях   могут стать особенностью народа. Так бы и сказал, что у нас слишком много стало этой грязи, бороться не могу, увезу семью в Канаду. Патриотизм не является национальной идеей, это производная от идеи и её воплощения. Сейчас такой идеи нет. Отсюда многие болячки общества. Так что же ополчились на артиста? Человек добровольно выбрал страдания, чтобы покаяться за себя и за своих героев в кино. Пусть там и будет, пока не исправит свою карму до седьмого колена.

Саша, Краснодар.
- Допустим, Серебряков не прав. Но как объяснить факт, когда люди, для того чтобы решить вопрос и добиться справедливости, вынуждены обращаться напрямую к президенту страны? Если им это удаётся, то всё решается по справедливости, в противном случае хамство побеждает.

Михаил, Димитровград.
- Русский - русскому рознь, равно как и в других народах. Авторы нападок на  Серебрякова не поняли горькой иронии в его словах. Не согласился бы с тем, что эта "национальная идея" имеет место быть за пределами Москвы. Конечно, везде есть умные, талантливые и добрые люди. Только их пока не настолько много, чтобы по их деяниям можно было сформулировать другую "национальную идею".

Таня, Киров.
- Интервью Серебрякова слушать невозможно. Что-то самое главное в жизни Серебряков  не понял. Без любви к Родине всё, что ты делаешь, - пыль и тлен. Увидел Серебряков завалившийся забор - и больше ничего.

Баркли, Санкт-Петербург.
- У актёров беда. Их мы ассоциируем с их героями в фильмах. Если бы Серебряков не сыграл в "Левиафане", кто б его слушал? А так чего уж, пьянь по фильму ещё и про национальную идею нам вставляет. А вы давно Довлатова не читали? "Где водка, там и Родина". И фильм теперь про него есть.

Василий, Москва.
- Видел несколько фильмов с его участием "там". Везде он играет "плохого русского"- алкоголика, тупого садиста, просто идиота... Видать, он сам проникся.

Столичный, Москва.
- Серебрякова простить и забыть. У всякого человека может накипеть на душе, любой может быть раздражен, ну и несёт человека. А вы тут уже планы мести строить! А настоящие враги небось посмеиваются - как вы готовы мочить своего такого же неприкаянного... Опомнитесь, люди русские!

Бари, Москва.
- Столичный, за что прощать? За то, что у Серебрякова есть своё мнение? А чем лучше ваше? Может, и вас простить уже?

Мистер Икс, Москва.
Что же так много оскорблённых? Меня слова Серебрякова не задели никак, так как во мне нет перечисленных пороков и мне обижаться не на что. А вот кто так дико взвыл от его слов, явно знают свои слабые места.

Алекс, Миккели, Восточная Финляндия.
- Не надо ла-ла... Народ бухает и превратился бог знает во что, уже через 60км от большого города. А глухомань вообще живёт по принципу партизан... Серебряков прав.

Да уж, Балей.
- Ребята, а вы ничего не попутали, часом? Когда вы говорите, то убеждены, что это истина. А кто-то другой сказал, тот же Серебряков, - он чудак на букву "м"? Даже добавить нечего.

VC, Канберра, Австралия.
- Молодец, Серебряков! Честный и принципиальный, а не как вы, лизоблюды.

Olga, Нью-Йорк.
Когда живёшь долго за границей, сразу видится разница в менталитете, поведении,
общении между русским и западным миром. Мы однозначно проигрываем. Наши люди грубые,не уважают чужого мнения, унижают собеседника, не воспитаны. Не зная английского языка, они побаиваются американцев, стараются быть вежливыми. По отношению к своим чванливы и грубы. Стоит только приехать в российское консульство,
как сразу чувствуется, что на Родину попал. Но как там издеваются над людьми за наши же деньги: начиная от охранника и заканчивая дамами, принимающими документы. Такие они нетерпимые, высокомерные, в Америке такое поведение считается непрофессиональным.
Теперь о посетителях: те, кто долго живёт в Америке, улыбчивые, открытые, готовы поддержать разговор, помочь советом. Те же, кто приехал недавно, сильно отличаются от старожилов: какие-то угррюмые, невежливые, высокомерные.
Заезжаю иногда в Бруклин, в русские магазины, там тебя и толкнут, и нахамят, и прощения не попросят. Так же ведут себя китайцы и другие иммигранты. Я рекомендую ярым критикам Серебрякова уехать из страны на полгода и пожить в цивилизованном мире, а потом вернуться. И всё сразу у вас в голове прояснится.

Вот такой разброс мнений у людей.
Кажется, ну что уж он такого особенного сказал, этот Серебряков?! Но отчего же тогда
так взбудоражили всех его слова? Подумаешь, высказал своё мнение человек. Имеет право. Всё вроде бы так. И тем не менее. Какой-то душок в этом всё же есть.

Проблема не в Серебрякове. Дело вот в этой малопривлекательной установке наших
"высококультурных" соотечественников, в первую очередь зарубежных, что быть против России, против русских - это очень круто. Обгадить свою страну и свой народ считается чуть ли не  актом гражданского мужества. По какой-то, невесть откуда взявшейся моде, принято в определённых кругах утверждать, что вот есть Россия, где мрак и ужас; есть русские - дикари, агрессивные грубияны, бескультурные хамы... И есть цивилизованные, приличные страны, где давно решены все проблемы, люди - всегда милы, приветливы, культурны -  и только и делают, что радуются сытой, обеспеченной жизни от заката до рассвета; а если там и существуют какие-то проблемы, то они тут же решаются ко всеобщему благоденствию. Это там. А здесь - всегда будут царить беспросветность, бардак и мрак.

Откуда это взялось? Может быть, со времён заката СССР? Когда, накануне и после его развала, считалось чуть ли не делом чести "свалить" из этой лживой страны, подальше от обломков советской власти, беспредела и разгула дикого капитализма, вкатившегося в некогда плановую экономику... Неприятие этого превратилось в неприятие страны вообще.
Но теперь, на новом историческом вираже,  старые установки никуда не годятся. Сложная внешнеполитическая обстановка, требующая подъёма экономики в условиях санкций и враждебных выпадов конкурентов вкупе с бывшими друзьями...
Мы видим всё - и плохое, и хорошее; пишем в сети, критикуем чиновников, мэров, суды, президентов... Но не с ненавистью и пренебрежением.
Русский язык обладает огромными возможностями, чтобы достичь своими высказываниями цели, не унижая и не оскорбляя, если, конечно, не иметь своею целью оскорбление и унижение. "Слово есть поступок", если верить Льву Толстому.
Поэтому так остро народ наш реагирует на слова.

После роли командира батальона штрафников Твердохлебова в сериале "Штрафбат" Николая Досталя в 2004 году Серебряков сказал: "Для меня важно - вызывает ли фильм странное, необъяснимое словами, чувство патриотизма..."
Но теперь, когда он перебрался жить в Канаду, вдруг это перестало быть важным
почему-то? Появилось что-то поважнее?
Как там у Пушкина? "Зачем кусать нам груди кормилицы нашей; потому что зубки прорезались?"
Итак, национальная идея в России по Серебрякову - это сила, наглость и хамство...

Конечно, трудно осмыслить данное высказывание, потому что оно голое какое-то.

СИЛА?  Что под этим имелось ввиду? В словаре двенадцать значений этого слова. Какое именно значение подразумевалось Алексеем - неясно. Оставим это на его совести, а вы, если захотите, подберите себе любое, какое понравится.
НАГЛОСТЬ - дерзкая беззастенчивость; бесстыдство.
ХАМСТВО - лакейщина. От слова ХАМ - хамово колено, отродье, бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной. ХАМИТЬ - вести себя ГРУБО, нагло, по-хамски.
ГРУБЫЙ - недостаточно культурный, неделикатный, нечуткий, нетонкий.

Кажется, всесторонне рассмотрели национальную идею в России от философа Серебрякова.

Ну что тут сказать? Ну, допустим, народ наш сплошняком - силачи, наглецы и хамы.
Вот такие мы, русские. Что ж поделаешь. Ну, а ты, Леша, кто? Или ты сам уже хамом быть перестал? Обозвал нас и, значит, открестился, отгородился. Мол, вы - дикари и хамы, а я теперь цивилизованный канадец; вы в дерьме, а я - в белом фраке! Уехал в Канаду и сразу нерусским стал?
Не получится так, Лёша. Русский-то язык с тобой остался. А знаешь ли, русский человек
и русский язык - неотделимы друг от друга: будь ты хам или самый раскультурный человек. Русский язык - это суть любого русского человека.
"Не плюй в колодец, Лёша: пригодится воды напиться!"

И если вы, господин Серебряков, просто человек честный и откровенный, как полагают некоторые, разделяющие ваши взгляды соотечественники, то позвольте ответить такой же честностью и откровенностью. Есть в русском языке одно точное и хлесткое слово,
которое очень подходит всем, подобным вам господам: ХОЛУЙ. Означает примерно то же самое, что и хам. Но... Продавшийся хам. Или, может, Лёша не продался? А что ж ты тогда на Канаду не клепаешь? Ну, конечно, это ж страна кленового листа. Как же, как же... Понимаем. Всех понимаем, кто перед хозяином - перед новым "отечеством", выслуживается. Подумаешь, немного потявкаешь на своих, что им сделается? А там, глядишь, и зачтется это холуйство. "Когда же надо подслужиться, и он сгибался
вперегиб!" - ещё Фамусов в "Горе от ума" поучал. Помните?

ХОЛУЙ (В.И.Даль) бран. - слуга, лакей, холоп, подлый родом и приёмами.// Чурка, свинка, для игры в городки.
Примерно тоже самое, что и хам, но только продавшийся хам. Не важно, за что продавшийся: за деньги, гражданство, роли в фильмах или чечевичную похлёбку.
Так что, господа хорошие, мы с вами квиты. Если мы хамы, то вы - холуи.
Как говорится, "неча на зеркало пенять, коли рожа крива."

Думаете, за бугром осели и открестились от своей русскости?
Мы здесь грубияны и хамы, а вы теперь там цивильные, культурные.
Русские всегда и всюду русские, покуда думают, говорят, читают, пишут по-русски.
И никому не удавалось от этого убежать. Только вели себя все по-разному. Это уж от культуры внутренней зависит. Очень тонка та грань, едва ощутима - между переживанием, болью за родину и предательством. Но в душе каждый эту грань чувствует.

"Россия - уникальная страна, осознающая себя через культуру даже в эпохи политического унижения." - Иосиф Бродский.
Русский поэт, волею судеб занесенный на чужбину. Однако не холуйствовал, в отличие от некоторых. Язык врос в него всеми корнями:
      
         "И без костей язык, до внятных звуков лаком,
          Судьбу благодарит кириллициным знаком."

Даже оказавшись в эмиграции не по своей воле, Бродский не поливал грязью свою Родину и её народ, а наоборот, как мог сражался за них.
Когда известный чешский писатель Милан Кундери разразился в американской печати громкими заявлениями о вечной агрессивности русских и об их культурной никчемности, не кто иной как Иосиф Бродский дал ему достойный ответ. Да и на эмигрантских собраниях, где он изредка бывал, защищал русскую культуру от примитивных антисоветских
наскоков литературных графоманов.

Впрочем, не будем забывать, что побег Бродского в англоязычную литературу был, мягко говоря, ему навязан. Не очень-то он хотел уезжать: тут жили его родители, тут жила его любовь, а значит, и какие-то надежды на будущее.

"... Я принадлежу русской культуре, чувствую себя её частицей, и никакая перемена места пребывания не может повлиять на конечный исход всего этого. Язык - явление более
старое и более неизбежное, чем государство. А если речь идёт о государстве, то на мой взгляд, мера любви писателя к родине - не клятва с какой-то высоты. Это то, что он пишет на языке людей, среди которых он живёт. Покидая Россию, испытываю горькое чувство. Здесь я родился и воспитывался, здесь я жил и благодарен России за всё, что у меня есть на этом свете. Всё пережитое мною Зло преодолено Добром, и никогда у меня  не было такого чувства, что Родина обидела меня. Его нет и теперь. Несмотря на то, что я теряю советское гражданство, я не перестаю быть русским писателем. Я верю, что вернусь, ведь писатели всегда возвращаются - если не лично, то на бумаге. Хочу верить, что возможно и то и другое. Надеюсь, что Вы меня правильно понимаете. Прошу Вас дать мне возможность и впредь жить в русской литературе и на русской земле. Не верю в свою вину перед родиной. Наоборот, верю, что во многих отношениях я прав - и если мой народ не нуждается в моей плоти, то, может быть, моя душа ему пригодится."
(Из письма Леониду Брежневу, не политическое - письмо литературное. Уже 4 июля 1972г. оно было опубликовано в газете "Ди Прессе", а потом обильно процитировано в югославской газете Душаном Величковичем.)

Он считал себя космополитом, для которого Родина - весь мир. И тем не менее никогда
не переставал быть русским. Настоящим русским поэтом.

"Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад тёмно-синий я впотьмах не найду, между выцветших линий на асфальт упаду. И
душа, неустанно, поспешая во тьму, промелькнет над мостами в петроградском дыму, и апрельская морось, над затылком снежок, и услышу я голос: - До свиданья, дружок.
И увижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизне прижимаясь щекой. -
Словно девочки-сестры из непрожитых лет, выбегая на остров, машут мальчику вслед."

Отчего-то, сколько бы ни читала этот стих, выступают слёзы. Не думаю, что только у меня одной.

А тут сегодня другой прославленный соотечественник отметился свежей лепешечкой дерьмеца на алтарь нашего отечества.
Знаменитый когда-то музыкант Макаревич, лидер "Машины времени" на своей странице в соцсети "Фейсбук" поделился впечатлением о поездке в США и сравнил американцев с россиянами.
- Каких-то три года не был в Америке. И впервые поразило - насколько они спокойнее, веселее и добрее нас. Это не они стали лучше - они не стали лучше. Это с нами происходит что-то ужасное, - написал музыкант, сопроводив сию запись парочкой фото.

Тут же нашелся ему сотоварищ, заметивший что "нечто ужасное происходящее с россиянами - это результат эффективности "госпропаганды в современной России."
Макаревич этот мотив подхватил:
- Ей-богу, мне кажется они открыли какой-то двадцать пятый кадр, который реально превращает людей в злобных дебилов.

Наверное нетрудно догадаться, кого он имеет в виду под "злобными дебилами".
Прямо-таки гордость распирает за столь продвинутого интеллектуала с такой тонкой
душевной организацией.

В интервью специальному корреспонденту "КП" Александру Гамову Макаревич заявил:
- Всю эту чушь, которая разразилась после моих слов, комментировать не собираюсь. И ещё... Тебе не кажется, что истерика, которая началась, как раз и подтверждает правильность моих слов?

Зато слова его согласилась прокомментировать официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Дипломат напомнила желающим назвать соотечественников "злобными дебилами" о социальном эксперименте 2018 года, когда кандидатка в президенты РФ назвала россиян "генетическим отребьем" и набрала на выборах 1,6%.

А наш, теперь неуважаемый Андрей Вадимович, ведь далеко не первый раз презрительно отзывается о нашей стране и людях. Поливать изволил исключительно дерьмом. С некоторых пор он фонтанирует, в основном, таким творчеством. Крым - дерьмо, люди - дерьмо. Он один в белом и пушистый, а вокруг сплошные...
С того момента, как Макаревич спел как бы для украинских детей, участников АТО,
дерьмо стало доминирующей темой его творчества.
Может, скажете, он не продался? Или скажете, деньги не пахнут?
Зато некоторые люди начинают подванивать.
И даже жалко где-то его. Таким обернулся разочарованием для целого поколения. И даже не для одного поколения. Бывший кумир. С полным правом бывший.

"Всё очень просто: сказки - обман. Солнечный остров скрылся в туман. Замков
воздушных не носит Земля. Кто-то ошибся - ты или я?  Всё очень просто - нет гор золотых. Падают звезды... В ДЕРЬМО. 
"Дерьмо" - так, кажется,называется последняя песня Макаревича.

       Продолжение:  http://www.proza.ru/2018/03/30/2188