Долгое эхо детства 23 ч

Эми Ариель
 (Начало:
1 ч.
http://www.proza.ru/2015/04/30/2086)

Предыдущая  22 часть

http://www.proza.ru/2018/03/18/2284

       Через несколько дней после скромной свадьбы молодые разъехались по местам учёбы. Они были  сами  ошеломлены  этим внезапным  событием, особенно Гриша.  Иногда он задумывался о прошлом, и порой становилось так больно - не совершил ли он непоправимую ошибку. Но при мысли о Лене приходило удивительное душевное спокойствие и уверенность, что он поступил правильно, и всё войдёт в свою колею.

           Вернувшись в Ленинград, Гриша сразу включился в работу над дипломным проектом.  Пожалуй, это был самый светлый период его ленинградской жизни. Тема дипломного проекта  - реконструкция участка железной дороги с проектированием вторых путей, то есть работа почти по материалам его  преддипломной практики.  Научно-технической деталью проекта было проектирование и постройка пешеходного туннеля под станционными путями. Ещё одна интересная деталь проекта – устройство заграждения на участке железной дороги и восстановление разрушений. Проект намечался очень большой, работы много, а времени оставалось мало – защиту проекта назначили на 20 мая. Руководителем  был назначен доцент кафедры изысканий и проектирования железных дорог Кетлер, замечательный педагог и учёный, общее же руководство проектированием осуществлял сам профессор С.А.Орбелианц, зав. кафедрой, он же устраивал    жёсткий еженедельный  контроль за ходом работ и не позволял студентам расслабляться.
 
           Каждое утро   в 8 часов Гриша приходил в дипломный зал и начинал работать.  В огромном зале стояли длинные столы, всё было очень удобно расположено – и столы, и чертёжные доски, и место для необходимой литературы. Часам к одиннадцати он делал перерыв - на часок спускался в спортзал, где немного занимался штангой. Эти его тренировки  были не столь длительны, как в период активного занятия спортом, он занимался только для поддержания формы. Затем возвращался в дипломный зал и продолжал работу. В два часа дня он уезжал в Эрмитаж, обедал в эрмитажной столовой, а потом выбирал какой-нибудь из залов  и часа на  полтора отправлялся полюбоваться только на экспозицию этого зала. Это было непередаваемое удовольствие! Не хождение по всему музею, а только один зал, но именно тогда он столько всего увидел по-настоящему. Всё это давало необыкновенный эмоциональный заряд. Потом он возвращался в дипломный зал и работал уже до позднего вечера. Работа в таком режиме продвигалась неплохо.
       Несмотря на занятость, иногда находил время на концерты, театры, в Консерватории слушал «Пиковую даму» и др.
 
       Вокруг предстоящего распределения было много разговоров, уже прибыли данные о  рабочих местах.  Гриша мог надеяться на возможность выбирать - по баллам  он занимал второе-третье место на курсе, но вперед ещё могли выбиться обладатели разных привилегий.   Однако,  выбор хороших мест был невелик – из 75 мест только одно место  было  в Ленинграде, но на него  не приходилось и рассчитывать,   Калининград  и Ригу уже застолбили, оставались только места в  Вильнюсе, Ржеве и Свердловской  области мастерами-строителями, все остальные места были малопривлекательными и неперспективными  - посылали  в леспромхозы  северной части страны (типа Архангельсклес, Комилес и т.п.) для строительства подъездных путей.  Направляли в систему транспортного строительства  с окладом 800-980 рублей, в некоторых случаях полагалась надбавка – 35 % колёсных. Человек двадцать из Гришиного выпуска  по инициативе одного из однокурсников  через райком комсомола получили  путёвки на строительство Норильского горно-обогатительного комбината, что само по себе было перспективнее северных леспромхозов. Всё это было окрашено молодёжным энтузиазмом. Через несколько лет большинство из норильчан вернулись на «большую землю», в том числе и в Ленинград. Будь Гриша  холост, он наверняка бы отправился работать в самый экстремальный регион, возможно, в тот же Норильск. Но теперь приходилось думать и о Лене.   Посоветовавшись с родными, он подписался на Вильнюс – во-первых, там климат не столь суровый, во-вторых, это сравнительно недалеко от родного города (всего 12 часов езды поездом), кроме того, в Вильнюсе в то время проживали Ленины родственники со стороны отца, а значит, они там не были бы совсем одиноки.  Оклад мастера III-его разряда составлял  только 800 рублей, что  всего на 200 рублей превышало его стипендию, а само место назначения особых восторгов не вызывало – к западным регионам, сравнительно недавно присоединённым к СССР, в то время  относились очень настороженно, с большой опаской, поэтому выбор места назначения  был связан с большими сомнениями. Было непонятно, каково там будет жить и работать, ведь по имеющейся информации местные люди  не очень хорошо относились к советским. Но об этом судить пока было трудно.  Беспокойство вызывало и то,  что проблемы могли возникнуть  с трудоустройством Лены. Ей, как замужней, светил только свободный диплом (устраиваться  на работу следовало самой), так как  её институт распределял выпускников только по сельским школам Белоруссии.  Неясно было, будут ли там, в  Вильнюсе,  вообще русские школы, не возникнут ли проблемы из-за незнания литовского языка. «Не стану теперь и думать об этом, на месте будет видно»,   - размышлял Гриша. 

         Лена писала часто.   Договорились, что на майские праздники она приедет в Ленинград, и Гриша рассчитывал устроить ей настоящее удовольствие   – поводить по театрам и музеям, показать город, ведь она ещё никогда в Ленинграде не была. В радостном ожидании он готовился к её приезду – удалось купить билеты в Мариинский театр на «Лебединое озеро», а также на спектакли  в театр Товстоногова, Малый оперный и др.   Достать эти билеты было непросто, например,  чтобы попасть на «Лебединое озеро», Гриша приехал к кассе театра в пять  часов утра. Он рассчитывал, что будет в первой  десятке в очереди, а оказался 150-м, правда билеты ему достались.
      У коменданта общежития, где проживал Гриша, удалось получить временный пропуск на проживание Лены, а Володю, соседа по комнате – сплавить на несколько дней к  кому-то из друзей, где были свободные койки. Благодаря этому молодожены смогли несколько дней пожить вдвоём в отдельной комнате после двухмесячной разлуки и насладиться друг другом. Это был незабываемый восторг!
      Лена пришла  в восхищение от «Лебединого озера»  – ведь она впервые в жизни увидела такой великолепный театр. Потом они смотрели «Корсар» в Малом оперном, в театре им. Горького – «Перед заходом солнца» по пьесе Гауптмана. Днем ходили в музеи – Эрмитаж, Русский, ездили в пригороды.  Ну и, конечно, пришлось нанести визиты вежливости многочисленным родственникам.  Эти майские счастливые дни стали ярким праздником для обоих, но, к сожалению, приходилось опять расставаться  - ей тоже надо было уезжать, готовиться к государственным экзаменам.   Гриша же пропустил целую неделю в дипломке, за что получил хороший втык от профессора, но  после отъезда Лены начал много работать и быстро нагнал упущенное.
         Приближалась защита диплома.  Рецензент, начальник отдела института Ленгипротранс,  очень высоко оценил Гришин проект. Это даже вызвало у него заслуженную гордость за свою работу.  Воодушевленный Гриша подготовил короткое, но хорошо продуманное  выступление для представления.  В день защиты в раздевалке института Гриша встретил профессора В.Н.Евреинова. Профессор остановил Гришу и спросил, куда он направляется.
-  Я иду на защиту проекта, - ответил Гриша.
- А вы знаете, куда я иду? – снова спросил профессор и сам же ответил:  -  На приём, я иду принимать  проекты. Наверно мне легче. Успеха вам! -  напутствовал он.

         Проект Гриша защитил блестяще и один из немногих получил диплом с отличием.   Вскоре состоялось торжественное вручение дипломов.  Настроение у всех было приподнятое, радужное. Молодые люди тогда ещё не осознавали, что  предстоит тяжёлый, не всегда благодарный труд.

         А пока надо было завершить все дела в Ленинграде, произвести полную  «эвакуацию» своего барахла.  Было грустно расставаться с Ленинградом. Он понимал, что больше уже не удастся возвратиться жить в любимый город, где было столько интересного пережито, где он столько узнал. Этот город был связан с жизнью его обоих старших братьев до войны,  а любимый его брат  Иосиф отдал свою молодую жизнь в 1941 году  при обороне города в составе курсантской  бригады Военных морских учебных заведений, практически полностью уничтоженной  в результате боёв.
 
           Гриша выписал последний институтский железнодорожный билет  по маршруту Ленинград-Симферополь-Вильнюс.   С Леной они заранее решили до отъезда в Вильнюс    совершить небольшое свадебное путешествие в Крым с заездом в Киев, Феодосию, Ялту.  Билет этот позволял делать длительные остановки. Наличие бесплатного билета и кое-какие деньги, заработанные во время северной экспедиции, позволяли совершить эту поездку. Ребята радовались предстоящему путешествию – ведь они ещё никогда не бывали в таких краях. Поскольку в распоряжении их имелся всего один месяц (5 августа полагалось приступить к работе), они планировали сначала отдохнуть дома, а потом отправиться в Крым, а потом  уже  на новое место жительства.

Окончание 24 ч.
http://www.proza.ru/2018/03/22/2202