Гора мертвецов

Бектуалов Игорь
                Посвящается памяти туристической группы И.Дятлова.

Часть 1.Иваныч.

Эта, почти что фантастическая, история случилась с нами, потому что должна была случиться. Есть такие люди на белом свете, которым  не сидится на тёплом месте и их как магнитом, тянет ко всему необъяснимому. К тому же в нашей истории был денежный бонус и это сыграло главную роль в нашем незабываемом походе. Короче говоря, мы из тех людей,  которые сами себе находят приключения на пятую мягкую точку. Новый год прошёл бурно и весело, а вот старый новый год, в тесном кругу друзей справляли в сауне, без детей и жён, чисто в мужской дружеской компании у местного миллионера Михал Иваныча. Сейчас я уже точно не помню с чего начался разговор, но помню, что изрядно подпив, Иваныч вдруг поднял рюмку и предложил выпить не чокаясь за погибшую туристическую группу Игоря Дятлова. Не задавая лишних вопросов, все встали, ведь Иваныч пользуется у нас непререкаемым авторитетом и молча осушили рюмки до дна. Захрумкав солёным огурцом, я спросил его...
   -Иваныч, а с чего вдруг то, вспомнил о погибшей группе, ведь я знаю тебя не первый день, чует моё сердце неспроста. Он улыбнулся.
   -Да ты прав, неспроста. Просто я пацаны знаю, кто убил студентов. Сам чуть в том году не погиб на этом чёртовом перевале. Мы все разинув рты, присели за стол и уставились на Иваныча, желая немедленно услышать эту историю, ведь он никогда не бросал слов на ветер.
   -Иваныч, ты давай не тяни, давай....давай рассказывай, -поторопил Иваныча, Витёк.
   -Ну давай Игорян,- обратился Иваныч ко мне, сыпь ещё по одной . Мы выпили , он прикурил...глубоко затянулся и задумчиво сказал...
   -Что пацаны, помните в том году, мы с Серёгой и Вованом, в это же время на снегоходах на охоту уезжали. Ты ещё Витёк, помнишь спрашивал, что это мы такие растерянные и напуганные приехали и ничего не подстрелили. Так вот пацаны мы не на охоту ездили, просто решили экстрим себе устроить и переночевать в палатке на том же месте где и Дятловцы. Так просто ради себя. А чего не переночевать ..у нас и снегоходы и карабины..а Вован даже лимонку прихватил из Чечни привёз. Только переночевать у нас не получилось там, драпали мы от туда...как шведы из-под Полтавы. Я пацаны такого страха не испытывал даже в девяносто пятом, когда чехи нас в кольцо взяли, а Вован так он вообще отморозок, да что я вам говорю, сами знаете. Он сново глубоко затянулся, прикрыл глаза.
   - Леший там пацаны, самый настоящий Леший, как в русских сказках, а скорее всего это и не сказки, а самые настоящие былины. Снежный человек или етти короче, хрен его знает , но то что он там хозяин я с тех пор ни грамма не сомневаюсь. Мы все не сговариваясь заулыбались.
   -Иваныч, да вы там походу курнули не хило, хихикнул Серёга.
   -Ты что, мне не веришь?- сощурив глаза спросил Иваныч. -У Вована с Серым спроси, мы просто никому не рассказывали, знали что не поверят. И если они подтвердят, с тебя ящик водки, чтоб не хихикал. Где телефон?Давай набери любого, я вот молчу, просто скажешь что я рассказал. Ну что притих то? Серому не хотелось сдавать назад и он ерепенясь спросил.
   -Ну вы прям его видели..лицом к лицу что ли?
   -Лицом к лицу не видели... но только палатку поставили, перекусить уселись, ещё даже движки не успели промёрзнуть, правда стемнело уже. Какой-то не понятный страх в души вселился. Мы переглядываемся. Ветер воет и вроде как ходит кто-то, вокруг палатки. Я Серегу с Ваваном спрашиваю.
   -Что пацаны, тоже жуть? Или мне одному ? Вован кивает.
   -Да Михан,что-то тошно на душе. Такое предчувствие, что вот-вот что-то случиться, Вован в разведроте был, у него чуйка как у волка. Слышим вдруг, такой рык по округе пронёсся. Кровь в жилах стынет, мы аж к земле пригнулись, как будто взрыв от снаряда...секунд двадцать не могли ни рукой ни ногой пошевелить, мозги как чужие ...вообще думать отказываются. Отвечаю пацаны, про всё забываешь, что-то есть в его рыке жутко мистическое. Настолько устрашающее, что даже сейчас вздрагиваю, вспомнить страшно. Ни тигр, ни медведь, а уж медведей я наслышался, ничто даже близко не похоже.
 Мы слушали молча и по тому с каким серьёзно задумчивым видом рассказывал Иваныч, лично мне и верилось и не верилось. Мож..медведь какой охрипший раненый прорычал, а они там по любому выпили и с пьяных глаз, поди подъуссались маненько, это в девяностые они молодые были да горячие, а сейчас постарели, подрасслабились.
   -Ну что дальше то? -спросил кто-то из пацанов.
   -А дальше яйца не пускают,- сказал Иваныч. Похватали мы карабины, из палатки выскочили, фонарики на лбах, светим по сторонам, а снег вьюжит так, ни хрена дальше восьми-десяти метров луч не пробивает. А стрелять наугад, по опыту знаем, нельзя. Вдруг подранишь, любой зверь свирепеет. А это уже беда, а тут вообще не понятно зверь там, не зверь. И опять рык...уже совсем рядом ..сзади, через мгновение спереди. Да такой громогласно пронзительный, до костей пробирает. Ноги ватные , руки не слушаются..словами не передать.. оцепенение какое-то от этого рыка. Мы ещё недолгое время стояли не двигаясь, а потом не сговариваясь снегоходы через силу расчехлили...Серый первый завёлся..даже за рюкзаком не полез в палатку,закинул карабин за спину, запрыгнул на снегоход.
   -Валим,- орет пацаны..-валим от сюда. Стоит газует, нас ждёт. Вован-то помоложе попроворнее меня, тоже завёлся, нагазовывает. Может рёв движков отпугнул на время это чудище-юдище. Ну и я следом, какой к чертям рюкзак, какая палатка..от пацанов бы не отстать. Сорвались, в низ катимся, сильно не разгонишься, там камни везде, видимость ноль,благо следы ещё наши не замело по ним шли, километров сорок..пятьдесят идём, пацаны оглядываются чтоб я не отстал. Шлемаки то в палатках остались, глаза слезятся от ветра и я тоже оглядываюсь. Отвечаю пацаны ...видел его. Здоровенный, метра два с половиной , точно не скажешь он же бежал, прыгал. Морду не разглядел ..и так вьюжит и от снегохода снег вихрем.  Но то что лохматый..это я сто пудов могу сказать, то ли седой, то ли к зиме окрас у них такой, сливается. Сейчас только понимаю, что он не отставал, но и не догонял. Пугал нас гад просто, и это ему удалось сполна. Километров через двадцать, юрта манси стояла, мы к ней, без шлемаков далеко не уедешь. Морды чуть не поотморозили, не помню как его зовут, он охотник, нам рад, чай вскипятил. Смеется.
   -Че, -говорит,- выгнал вас Менков? Это по их значит Леший.-Он здесь не тронет, здесь не он хозяин. Переночевали  у него, спирт весь выпили, благо у меня фляжка во внутреннем кармане была, страх подразогнали. Да, у него четыре лайки, а с собаками честное слово намного спокойней. Утром вернулись на двух снегоходах. На одном я и Вован, у него за спиной карабин наготове. Серый метров пятьдесят не доехал, нас прикрывал. Пока палатку скручивали, шабалы свои собирали, в палатке всё цело ничего не тронуто, всё хотели следы увидеть, ни хрена их не было. То ли заметает он их умело, то ли совсем не оставляет, прям спецназовец одиночка, мать его ети. Мы потом долго с Вованом и Серым как выпьем..эту тему мусолили. Хотели и облаву на него устроить, людей подтянуть...а потом подумали, ну завалим мы его, кому от этого легче будет. Может он один единственный такой на всём белом свете остался, хотя в ютубе смотришь и в Америке таких видели и на юге, а в Дагестане вроде как даже самку ловили и жила она в ауле. Короче он нас не тронул и никто нам права не давал трогать его. А почему на нас не напал, может рёв моторов, хотя сейчас там туристов катается как собак не резаных, привык наверное уже. Может трое нас было, а не девять и поэтому и интерес небольшой к нам. А может потому, что не стреляли. Он порычал... мы слиняли, никто никому ничего не должен. Он замолчал, я налил ...все выпили.
 
Часть 2. Бонус.

   -Иваныч,- сказал я,- короче тебя туда не заманишь с ночёвкой?
   -А тебя заманишь? Спросил он. Чёрт меня дёрнул тогда за язык.
   -За так, не пошёл бы, а если б кто заплатил, переночевал. Сколько там после этого народу побывало, с гибели Дятловцев больше полувека, да и после вас уж год прошёл. Иваныч привстал.
   -Лям даю... переночуешь? Вот перед всеми говорю, одна ночь на перевале и лям твой.
Сдавать назад перед пацанами было не в тему.
   -Да переночую, только Вас было трое и я один не пойду.
   - Вот это разговор, -сказал улыбаясь Иваныч. Уж не знаю чему он был рад.
   -Короче смотри, мои условия..Набираешь не больше, но и не меньше девяти человек..кого хочешь бери. Но никаких снегоходов, на своих двоих, никакого оружия.. ни рации, ни телефонов, никаких ракетниц...жратва, палатка, лыжи.  Фотики можете взять, если столкнетесь фотки на память будут. Хотя уверен вам будет не до фотиков. Всё как у Дятловцев.
   -Нее... ну а курнуть...бухнуть?- спросил Лёха.
   -Это можно...сколько влезет.
   -Тогда я с тобой, Игорян!- сказал Лёха...,-бабки сгодятся. Остальные молчали. Я обвёл взглядом .
   -Есть ещё желающие ?..Кто со мной, тот герой!
   -Я не пойду..даже за мильон.,-сразу отрезал Витёк,-Я, Иваныча знаю, значит это не шутки, а без оружия и связи и из дома то не выхожу.
   -А тёлок тоже можно брать? Ведь всё как у Дятловцев,- спросил Серый.
   -Да бери хоть коров, я же сказал ,вас должно быть не больше девяти.
   -Короче пацаны, я замутил эту тему,- сказал я, -значит я и старший. Никаких тёлок. Они и так народу погубили, корабли тонут, с ними тащиться будем только месяц туда, а от туда ...если зайца или лисичку вдруг увидят ...вообще тащить на горбу придётся.
   -Это дааа..Закивали пацаны.
   -Иваныч, как хочешь, но Рэкса я возьму. Ты ж знаешь, я со своим волчонком нигде не расстаюсь. Мы же с ним с щенка плечо к плечу, он  у меня  вон и щас в тачке спит. На лыжах туда топать неделю...неделю от туда...он без меня с ума сойдёт, да и не простит он мне такой разлуки.
   -Ладно бери...но больше ни одной живой души,- помолчав немного ответил Иваныч.
   -Слушай ..ну этож что получается, на девятерых по сто десять с копейками выходит...за две недели ноги топтать, как-то жиденько. Плюс пожрать, лыжи, палатка ...хрен ли там останется. Серый всегда был привередлив...когда дело касалось денежных вопросов.
   -Ну ты даёшь...ладно, жратву и снаряжения прикуплю...палатку свою дам. Короче соберём Вас чтоб не тратились. Серый заулыбался.
   -Вот это тема. Уважуха тебе, Иваныч. Я опять всем налил, выпили.
   -Слушай Иваныч, а чё стволы то не взять? Вы то со стволами были.
   -Стволы не брать..мы это мы..а вы это вы. Нам лям никто не предлагал. А вдруг он к вам выйдет, вы ж обкуритесь..палить начнёте. Я ж не знаю как его рык на обкуренных действует.          -Да чё это мы обкуримся то?
   - Слушай Серый...не лечи мне, сто пудов и обкуритесь и напьётесь... и правильно сделаете, там трезвым с ума сойдёшь. На том и порешали..нас было уже трое...ещё шестерых я не сомневался что найду, времена тяжёлые у многих пацанчиков с бабками напряг.
Взял Джона...он здоровый парень метр девяносто пять роста, двадцать пять лет...с пятнадцати занимается боксом, мастер спорта. С ним как за каменной стеной, видел его в деле ни раз, троих-четверых кладёт в ряд, лапы длинные...пока до него дотянешься уже в нокауте. Его если шерстью обклеить, то он среди Леших первый парень на деревне будет,от самок снежных, отбоя не будет. А вдруг на перевале самка, пока она Джону глазки будет строить, мы глядишь далеко оторвёмся. Ну а если самец, то там ещё посмотреть кто кого положит. Короче одним словом богатырь...на Алёшу Поповича похож. Ромушок. С духом всё в порядке ..прошёл огни и воды. От природы дерзкий и здоровый парняга. Про всех не расскажешь, в общем все из пацанов. Максик-гитарист, Виталец,Юрок вольноборец..тоже здоровый чёрт и Санёк Зазуля..простой мужичок,сосед ,жена умерла один остался,он не спортсмен..старше нас всех.Просто работы пока не было, со старой сократили,деньжата нужны вот он с нами и напросился.

Часть 3. Манси.

Вован с Михалычем, на своих джипах докинули нас до посёлка Вижай. Михалыч молодчик, не пожадничал, снарядил как и обещал. Жратвы набили всякой, кружки, чайнички, фонарики, лопатки, по спальному мешку каждому, в общем взяли то что надо. Спирту по фляжке, спички охотничьи, палатку дал свою на десять душ почти новая, маячок какой-то сунул, я таких не видел, как на месте будем должен буду включить и до утра не выключать , чтобы нас через спутник отследить можно. Ну и конечно травы два стакана взяли. Двадцатого января с утра встали на маршрут. В общем как шлёпали долго рассказывать не буду, рассказывать нечего. Мороз,ветер да спина впереди идущего, правда менялись часто, первому идти трудно. Три ночёвки позади, пили по чуть-чуть, пыхнули для настроения, не увлекались, чтобы с утра с больными башками снег не мять. В общем честно говоря, этой таёжной прогулкой искренне был доволен только мой волчонок Рэкс. Он радостно семенил то впереди, то сзади меня, с любопытством вертя башкой в разные стороны и обнюхивая каждый встречный след. А что ему? Это его стихия. Чем ближе к перевалу тем легче идти было, лыжня накатана. Туристических групп встречали штук пять. Рядом след от снегоходов укатанный как трасса, место популярное, со всего мира желающих побывать на перевале полны полно. На четвёртый день прям с утра охотники подъехали, на четырёх снегоходах, говорят к вечеру метель обещают суток трое вьюжить будет. Взяли нас на буксир, до мансийского стойбища, от него до перевала километров двадцать не больше. Сам бог их послал, к какому на фиг вечеру.... с обеда так понесло, с ног сбивает, если бы не буксир не успели бы дотащиться.
Стойбище небольшое, четыре семьи встретили нас радушно. Охотники несмотря на буран поехали назад. Им надо было километров десять не доезжая сворачивать, ветер попутный у них навигатор, не заблудятся. Познакомились.  Старший у манси Югра, говорит пятьдесят лет, выглядит на сто, лицо морщинами изрезано, потрепал его видно суровый край. Мужик хороший одну юрту нам освободил. Юрта не палатка, в центре печь, теплынь..., тот же дом только мебели никакой, всё на шкурах, и есть и спать. Он оленины натаскал, вяленой, рыбу, ягоды, лепешки сами пекут, женщины принесли, от нас... сало,тушенка, короче не хилая поляна. Женщины ушли, мы пораздевались до трусов , просушиться... три дня не раздевались, благодать. Фляжечку  открыли, разлили по чуть-чуть. Ахтамык, младший брат Югра сбегал куда-то, сок принес брусничный в трехлитровой банке, им же спирт разбавили. Вдарили по стакану, все уставшие сразу спать на шкуры завалились, мы вчетвером сидим. Я Рэкса покормил, он в ногах клубком, глаза закрыты, ушами водит. Когда подъехали он в санках сидел, как только вылез... мансийские лайки как озверели, такой шум подняли, шерсть дыбом, потом они долго еще успокоиться не могли. Югра глаз с него не сводит.
   -Где такого волчонка добыл? Ведь это же волк. Я до сих пор только серых видел, а этот чёрный. Я улыбнулся.
   -Долгая история брат, он мне как сын, я без него никуда.
   -Ну что, насыпим еще?- Спросил Дэн . Югра с Ахтамыком весело закивали головами.  Выпили.
   -А что в поселке не живете ? Там же вам администрация домики поставила,- спросил Джон.
   -Да там такие домики, продувает как будто стен нет, да и жить там когда? Мы все время на охоте, а юрта всегда снами, вот так-то вот, каркам Денис.
   -Чего, чего? -переспросил Джон.- Какой каркам?
   -По нашему, это сильный, уважаемый. Ты же сильный? Уважаемый?- спросил улыбаясь Югра.
   -Ну это да..., чё есть, то есть. Похлопав себя в грудь, ответил довольно Джон. Разговор стал заглушать сотрясающий храп кого-то из спящих, Дэн дотянулся до своей куртки, достал рукавицу, привстал и обнаружив цель не сильно метнул её, тот в которого она попала перевернулся набок и храп затих.
   -А вы зачем на перевал? -спросил Югра.- На туристов не похожи вовсе, чего там забыли?
   -Да так, поспорили, что переночуем там без оружия. Если все пучком будет, то еще и бабок получим.
   -Переночуем?- спросил Югра. Почему-то улыбка пропала с его губ, лицо стало очень серьёзное, он вынул от куда-то из-за пояса трубку, прям как у индейцев... большую, разукрашенную вырезанную из дерева. Откинул стекло у керосинки, засмолил и глубоко затянулся.
   -Вот это трубка, я такую в Американском кино видел. Там вождь Апачей такую же курил. Я был удивлен.
   -Может быть, может быть.., печально кивал головой Югра,- наш народ породим, только не с Апачи, а с народом Навахо.
   -Да ладно? Я и не знал. Дэн тоже удивлено пожал плечами..
   -Ни хера себе, где вы и где Навахо.
   -Много много тысяч лет назад, спасаясь от всемирного потопа, часть племени причалила в этих местах. Так гласит наша легенда.
   -Ладно, хорош о грустном. Джон плеснул всем по чуть-чуть, -давай... вздрогнем! Выпили...
   -Вы не ночуйте там, опасно, очень опасно! Сходите туда-обратно одним днём, только не ночуйте. -печально сказал Ахтамык. Он поднялся, подкинул в печку дровишек. Джон вскрыл пачку винстона, закурили.. 
   -Наши знакомые в том году на трёх снегоходах где-то здесь, тоже в юрте у охотника ночевали, -сказал он, -Хотели переночевать на перевале, но как только стемнело бежали от туда сломя головы. Слыхали эту историю? 
   -Да, конечно, слыхали,- кивнули Манси, -здесь наш родственник по тому году охотился. У него жена умерла, дети в город сбежали, уже два года один промышляет, рассказывал нам когда шкурки привозил. Менков их тогда с перевала прогнал, хорошо живых выпустил, не тронул. Он там хозяином, они все правильно сделали, что уехали, а главное что не стреляли, а то беда была бы. Не прощает Менков тех кто в него стреляет, никому не прощает. Югра замолчал и пыхнул своей трубкой мира.
   -Послушай Югра, а что были случаи, что стреляли в него?- спросил я.
   -Игорь ащай ,у вас ружьев нету, а всё равно, если выйдет к вам, сразу уходите.
   -Ащай это чё по вашему?- спросил Джон,- Игорь прощай что-ли?
   -Да нет, это значит старший.
   -Ну слава богу, -Дэн облегченно выдохнул. -Я то думал ты уже прощаешься с нами.
   -Ну так стреляли в него? Расскажи чего знаешь. Меня распирало любопытство. Югра пыхнул трубкой.
   -Он в себя стрелять не дает. Тех кто с оружием он чует и не показывается, вселяет ужас своим рёвом. А к кому выходил, так тем не до оружия многие сразу цепенеют от страха и сделать ничего не могут, он взглядом заколдовывает, силу и разум забирает.
   -Ну ты нагнал на нас жути,- пробурчал Джон.- Давай еще по маленькой и спать завалимся, меня кроет не по-детски. Я согласно кивнул, да и  манси были уже довольно пьяны. Разлили, выпили.
   -Ну что, давай по нужде сходим. Югра, ты выйди с нами собак своих придержи, я Рекса выведу а то они к нему негостеприимны.
   -Да да конечно, Игорь ащай, пойдем, они волка чуют потому и бесятся.Часть 4. Менков (Леший)

 На следующий день метель свирепствовала как очумелая, в такой сильный ветер к тому же встречный, ни о каком передвижение думать не приходилось, от безделья мы помогали Манси скрябать оленьи шкуры, подготавливая их для пошития одежды. Удивительно, но их одёжка, сшитая вручную, ничуть не уступала нашей фирменной экипировке, разве что карманов поменьше. К вечеру уселись ужинать, разбавили фляжечку, я напомнил Югре о вчерашнем разговоре.
   -Югра, ты вчера начал рассказывать про Лешего, да поздно уже было. Расскажи все что знаешь, вдруг нам пригодиться. Югра переглянулся с Ахтамыком.
   -Расскажу, что не рассказать. Разливай по стакану. Я разлил... выпили, все поудобнее улеглись, расселись. И Югра заговорил.
   -Мы много что знаем. Мы же здесь живем это наш дом. Просто ученые, власти, прочие умники думают, что мы отсталые, необразованные. И все, что мы им рассказываем, это наши сказки. В общем, не верят нам, а те кто верит, ничего не решают. Менков всегда жил на этой земле, он всегда был здесь хозяином. Они, так как и люди живут семьями, друг с другом ладят.
   -В смысле, семьями? Перебил рассказчика Леха.
   -Это что у них жена? Дети? Как у нас?
   - Слышь, давай помолчи, не перебивай. Джон сунул сигарету в руки,- На лучше, покури.
   -Да, да, семьями, только не группами, а семьями. У каждой семьи свои границы владения, вот только в гости они  друг к другу не ходят. Никто не знает почему, но границ не нарушают.
   -А что же жрут? Человечину тоже?- Леха все никак не мог угомониться.
   -Да заткнись ты,- процедил Джон,- Дай послушать.
   -Да ладно Дэн, я же по делу. Если они человечину жрут, то я дерьмом обмажусь, пусть подавятся.
   -Что тебе мазаться? - усмехнулся Джон, - Ты еще не отмывался. Ладно-ладно шутка, заткнись и дай дослушать.
   -Нет ребята — продолжал Югра, - Мясо для них не важно, рыба, ягода, грибы, коренья всякие, орехи, шишки. Леха никак не мог заткнуться.
   -А зимой? Снег? Сосульки?
   -Щас ты походу пропустишь, если не заткнешься, - Джон показал кулак.
   -Да дай хоть спросить то, интересно же.
   -Не ссорьтесь ребята. Югра распалил свою трубку чингачгука. - Давайте еще по одной, а то ни туда, ни сюда, тяжело рассказывается. Я разлил и мы выпили.
   -А что, есть еще одна такая же трубка?- спросил Джон.
   -Да есть, вон у Ахтамыка , а тебе зачем?
   -Давай сюда, щас увидишь. -Джон достал коробок. -Сейчас повеселей будет. Забили поплотней, запустили по кругу, Ахтамык и Югра отказались. Кто-то их уже угощал до нас, еле в себя пришли.
   -Вы нам лучше еще по стаканчику, это нам на пользу. Мы пыхали, точь-в-точь как на совете вождей, за мир, за дружбу, за любовь.
   -Не ...правда, а что они зимой то едят? Спросил Лёха. Югра прожевал кусок оленины.
   -Да они же люди. В чем-то даже умнее нас, они запасы делают. Мой дед рассказывал, что как-то раз нашёл такой схрон, случайно, собаки вывели. Чего там только не было, орехов, грибов всяких, трав лечебных полным-полно, всё разложено. Мясо сушёное между двух огромных булыжей сдавленное. Дед потом пробовал так же делать, и вкуснее и храниться дольше.
   -В смысле, схрон? Это что же, погреб что ли?- спросил я.
   -Нет, не погреб, пещера, глубокая сухая. От природы, но дед говорил, было видно, что он её расширял и обустраивал. Он там долго то не разглядывал, там у входа булыж огромный, сдвинутый был, это типо дверь, чтоб никто туда не проник. А раз сдвинутый, значит он где-то рядом. Дед говорил, хорошо что он ничего не взял и лайку туда не впустил. Когда уходили, она ощетинилась... к ногам жалась, чуяла его. Отпустил, не тронул он их. Но дед рассказывал, что часто на охоте чувствовал его взгляд. И к тому месту никогда больше не приближался.
   -Ну да, ну да, а так бы кончил свидетелей то.- Сумничал Ромушок. Пацаны захихикали, трава брала своё. Они когда укуряться, им лишь бы поржать. Только я, Джон и Саня Зазуля оставались серьёзными и слушали внимательно.
   - Ну если он такой умный, чегож он одежду не шьёт, оленей не разводит, собак не приручит, как вы, - спросил Джон.
   -Одежда ему ни к чему, он живёт в одежде. Те кто его видел, говорят он из реки сухим выходит. Шерсть у него такая. Мы вот в своих одеждах путаемся, промокаем. Нам намного тяжелее таскать на себе все эти шкуры. А он сухой всегда, никакой мороз ему не страшен и движение ничего не сковывает. А на счёт собак, не знаю и олени ему ни к чему, он здесь хозяин. Когда надо, приходит и берёт наших, но это редко. Только знаю из рассказов наших стариков, он из всех животных только с волками дружбу водит. Находили медведей, пополам разорванных и лосей помятых, секачей с черепами проломленными. Вот только за всю историю, сколько народ наш себя помнит, ни разу волка убитого Менквом никто никогда не видел. Он же чаще всего убивает,  тогда когда кто- либо проявляет агрессию. Медведь шатун, секач подраненный, либо больных бешенством, когда страха нет. Язык вырывает, глаза забирает, это вроде как трофей. А может как устрашение другим, чтобы не только нападать, но и чтобы даже глядеть или рычать в его сторону не смели.
   -Неее, надо подлить. И я разлил из кастрюльки. Пацаны шептались между собой, хихикали... ничего им не интересно. Тёлки, пыхнуть и вино. Выпили... Леха, Ромушок, Виталя, Максик и остальные завалились спать, нас же распирал интерес. Югра рассказывая о волках, не сводил своих узких глаз с Рэкса.
   -Игорь ащай, продай волчонка, дорого куплю. Я взглянул с нежностью на Рэкса, который растянулся во весь рост у моих ног, млея о сытости и тепла, нагнулся к нему... почесал пузо. Рекс открыл один глаз, убедившись что это я, а не чужой, улыбнулся, показав свой волчий оскал.
   -Югра дорогой, я внимательно и серьёзно посмотрел ему в глаза, - Я же тебе говорил, сын он мне, младшенький. Старшему сыну завещал, если вдруг что, не дай бог конечно, могила одна на двоих, а ты продай... Югра кивнул головой.
   -Понял я тебя, Игорь ащай, мог бы сам догадаться, слабею умом,  старею.
   -Ну вас понесло!- Джон закурил и протянул мне сигарету. - Санек, на винстон. Не кури ты свою вонючую приму.
   -Да я уж привык к ней, но раз угощаешь, от блатной не откажусь. Джон хмыкнул…
- Нашел блатную.
   -Слушай Югра, ну раз вы так все про него знаете, что же и жилище его встречали? Или он просто в лесу живет, под деревцем?
   -Вот чего-чего, а жилище его не встречал никто. Находили лежанки, типо шалаша, но это временные, когда он в каком либо месте надолго задерживается. А так старики говорят, есть у него жилище, только с реки вход в него. Как у ондатры или как у бобров, что бы войти подныривать надо, а где этот вход никогда не узнаешь. Он ночью уходит, ночью приходит и ныряет далеко от входа, он под водой долго может быть, так говорят.
-Не понял, послушай Югра,- у Джона был такой вид как будто он самый умный и разоблачил (не правду) — а зимой, он тоже подныривает?
-Не знаю и наши никто не знает, каркам Денис - ответил Югра
-Послушай, - да не называй ты меня своим «каркам», а то слышится как кар-кар, можно просто, Денис Михайлович. Югра кивнул.
 - Тогда Михалыч.
-Ну а вообще, чего думаете? Как он зимой к себе домой ходит?
-Мы думаем, ломает он лёд, что изнутри, что снаружи, в нем силы очень много. Ночью пробил, ушёл полынья замёрзла, вышел  и следы замёл, а может ещё где вход есть. А может, накрывает полынью шкурой какой, потом снегом укроет, пойди-найди, но это мы так думаем, а как на самом деле, знает только Менков.
-Давай уж выпьем - Ахтамык показал на кастрюльку.
-Давай, Санёк, ты наливай, что-то я разволновался, руки дрожат.
-А чё они у тебя дрожат-то, у тебя вон, волк в ногах.
-Так за него и дрожат, -ответил я- Кстати о волках, ты говорил дружбу водят, с чего бы?
-Ну дружбу не дружбу, чего слышал, чего знаю то и сказал. А мы так думаем, что просто волки своих больных и старых при стае держат, а бешеных сами убивают. И ему с ними воевать, тоже незачем, волки стаей нападают, они кого хочешь вымотают. Они вокруг кружат не приближаясь, как будто вот-вот нападут, зверь крутится отдыху нет, они же меняются, одни отдыхают, другие закруживают, поэтому, наверное, ни ему не им, незачем друг другу тропу переходить, тайга большая всем места хватит.
   -Как же так-то?- я пожал плечами,- Ни разу никто его мертвым не видел, что их так мало?          
-Да на весь Урал может  одна семья, а своих мёртвых Менков хоронят.
   -Давай Дэн, закурим. Слушай, Югра, ты говоришь, он первый не нападает, а как же группа Дятлова? Или это не он?- знаешь что, расскажи всё равно вечер длинный. Да и интересно, ведь столько всяких слухов, версий, а до сих пор так и никто не может точно сказать, что же там случилось на самом деле. Я откашлялся.
   -Одни говорят, будто ракета там упала, их убила, другие говорят, не в обиду вам, что будто вы причастны. Так же зэков приплели, спецназ, шпионов американских, пришельцев с других планет, а чё они в космосе всех перебили, в городе народу много там им самим морды набьют, вот они и по тайге шастают и ко всем придираются. Югра  кивнул на кастрюльку.
   -Ну давай по маленькой, расскажу что знаю. Ахтамык подкинь-ка там дровишек.
   -Щас сделаю, брат. Санек разлил помаленьку, бахнули, закусили.
 



                Часть 5. Рассказ Югры.

   -Мне тогда лет пятнадцать было, начал свой рассказ Югра, ученные на перевале что-то там исследовали, вертолет у них сломался. Непогода была, туман стоял стеной, два дня ждали, пока другой прилетит. Эти два дня у нашего с Ахтамыком отца гостили. Он тогда еще жив был, юрту выделил, так же как и  мы вам. Конечно выпивали они, а что еще делать? Нас угощали, правда я тогда еще молод был, чай пил, а Ахтамык так ваще не выше лайки. Так вот, они между собой разговаривали, я слушал. Менков там был. Он ребят заломал из группы.  Как ученные  рассказывали, дело было так... Примерно за год перед приходом группы туристов, у военных на перевале что-то упало. То ли ракета, то ли самолет, шум большой был тогда. Прилетели туда начальники какие-то военные, обломки изучали. Рядом его самку мёртвую нашли и детёныша, вроде как еще живого, обожженного только сильно. Детёныша с собой забрали, а самке голову отрезали. Она огромная, килограмм двести, может больше, а военные вертолет обломками загрузили, место мало было, забрали, чтобы ученным показать. Так вот Менков вышел к ним, а они перепугавшись стрелять из автоматов стали, ранили его. Он в тайгу ушел. После этого, в Москве решили изучить его, что бы всему миру нос утереть, снарядили группу из гражданских, но опытных.
   -А что же военных не послали? - спросил я. Югра пожал плечами. - Про это не говорили, может чтобы внимание не привлекать. Наверное, лыжники нужны были. Дятловцы ребята опытные, как раз в такие походы не раз ходившие, а военные уже натворили дел. Там в Москве начальству виднее кого посылать. Оружие не дали, что бы с испуга не стреляли, фотоаппараты каждый взял, специально на лыжах шли к перевалу, что бы никаким мотором не спугнуть Менкова. Они должны были его либо живым, либо мёртвым отыскать, что бы изучить досконально. С ними был один из тех военных, кто знал, где туша самки осталась, надеялись хотя бы скелет обнаружить и в Москву доставить. Ведь одну голову учёному миру не покажешь, подозрения бы возникли. Дэн достал сигареты, одну протянул мне.
   -Это что же получается? - сказал он - в Москве не знали, живой Леший, не живой. Знали только, что он подраненный и оружие не дали?! Да это почти убийство!
   -У них были, - продолжал Югра свой рассказ - Фальшееры, толи фальшфейеры, ими должны были отпугнуть, если бы он напал. Они горят ярко и шумно в любой ветер в любой дождь. В Москве так думали, что раз медведей ими отпугивали, то и Менков испугается. Мне такие туристы на шкурки меняли, незаменимая штука. И я помню, что вроде добровольно они шли, их предупредили об опасности.
   -Смелые ребята - сказал Санёк - К тому же они комсомольцы были, задание партии почетно выполнить. Я хорошо те времена помню... комсомолец, коммунист хоть в огонь хоть в воду, правда награждали героев, в газетах писали, тогда не то что сейчас, героями все хотели быть. 
 -А почему зимой то пошли, а не летом? - спросил Джон.
   -Да летом,- усмехнулся Югра.- Здесь такая растительность ничего не разглядишь, за каждым кустом спрячешься. Зимой далеко видно, поэтому и шли, что бы сфотографировать можно было. Я молча слушал и понимал, что действительно есть логика в его рассказе.
    -Давай Саня, прям по чуть-чуть на донышко, а то Югру развезет и уснет, не закончив рассказ.
   -Игорь ащай - улыбался Югра - за меня не бойся, наливай Саша, что бы уснуть мне много надо. Он достал трубку.
    -А что там за табак у тебя? - спросил Джон - Запах приятный.
    -Да табак простой, просто мы туда траву одну добавляем, для крепости и аромата.
    -Ну вот,- усмехнулся Джон,- и здесь в траве толк знают.
    -Ты не отвлекайся , что дальше то было? Мне не терпелось дослушать до конца.
    -А дальше... Пришли, поставили палатку, специально на открытом месте. Они заметили его, он в лесу деревья раскачивал. Всегда так делает, когда пугает и прогнать хочет, поэтому в лесу побоялись оставаться. Хоть в лесу ветра нет, но и подкрасться  не заметно можно, а так далеко видно и время сфоткать есть. Печку дровами забили на утро, не разжигали, он запах дыма не любит. Ничего подозрительного не заметили, успокоились. Стали разуваться, ноги затекли, одежду верхнюю поскидывали,что бы тело отдохнуло. Двое не раздевались, спать не ложились. Сторожили по очереди, время от времени выходили, оглядывались, фонариками вокруг светили, да разве его усторожишь? Он к лисе к зайцу на вытянутую руку неслышно подбирается, а уж к людям так темболее. Он их не убивать пришел. Рычать начал, прогонять со своих владений. Менков как и любой зверь защищает свою территорию. Они его услышали, оцепенели от страха, даже фонарики не включали будто нет их, боялись пошевелиться, не до одежды им было, надеялись что уйдет. Но одно дело слышать его, а другое дело увидеть вблизи. Они надрезы в палатки сделали, чтобы оглядеться, а как увидели, кто вокруг ходит, тут уж даже на самых смелых страх накинется. Выкинули в разрезы вот эти фальшфейеры чтобы отпугнуть и чтобы освещало вокруг, кто-то даже фотоаппарат схватил  со вспышкой. Они тогда рассказывали, фотка даже есть смытая не чёткая, через ткань сделана, фальшфейером  освещённая. Не помню когда, туристы здесь были, они мне показывали на планшете. Страшный... морда огромная... нос широкий... там конечно не чётко видно, наши все его так и описывают, кто видел. Сейчас всё можно в интернете посмотреть. Он вспышку за выстрел принял, да попали в него фальшфейером, обожгли. Он рассвирепел, палатку рвать начал, одного задел, ранил сильно. Следов от палатки было восемь, они другую сторону палатки разрезали, кто в чем были отходить к лесу стали. Ребята молодцы, несмотря на ужас, отходили грамотно, одного на себе несли. Менков их преследовать не стал, они фальшфейеры зажгли. У них у каждого их по четыре штуки было, отпугивали. Да и он видел, что уходят. А куда они уйдут без снаряжения и лыж? Там же почти все без обуви были и без комбинезонов в одних носках. Они к краю леса спустились, под кедр, глубоко в лес боялись идти, дров наломали, костёр развели. Огонь разводили, таким же фальшфейером. Спичками... зажигалкой, на ветру полусырые дрова, ни за что не разжечь. Боле менее со страхом справились, стали берёзки и ёлочки срезать, затачивать как копья, надеялись длинными копьями отбиться от него, к себе его не подпускать. Ведь из оружия были только ножи и то не у всех. Они же понимали, что с раненым и без лыж, далеко не уйти. Оставалось только пробовать отогнать его. Какое-то время он их не трогал, потом пришёл, опять костёр увидел. Пугать начал, они же его владения не покинули. Ребята копья и фальшфейеры в него кидать стали, девушки кричали сильно, могли умереть от разрыва сердца. Менки отступил вроде, скрылся с глаз. Ребята так решили. Два человека, самых сильных останутся у костра, чтобы на себя менки отвлекать, прикрывая группу. Все оставшиеся фальшфейеры им оставили, себе два взяли. Остальные с раненым на руках, дальше по кромке двинулись. Метров сто отошли... силы на исходе, либо лагерь устраивать, либо так и так погибать. Мороз и ветер выматывали, вырыли убежище, ёлочек срезали и на копья и на подстилку, нужно было время собраться с силами. Югра замолчал, было видно, что он разволновался, как будто он сам там был, узкие глаза при свете керосиновой лампы блестели жёлтым огнём. Мы сидели в оцепенение от его рассказа. Первый заговорил Джон.
   -Слушай, Игорян, может ну его на хрен этот поход?
   -Да какой тут может, я даже назад теперь идти боюсь, -я передёрнулся всем телом. Рэкс приподнял голову и удивлённо посмотрел на меня, как будто понимал о чём разговор.
   -Эй, Санёк, очнись! Наливай помаленьку. Дэн, дай сигарету - я с наслаждением затянулся, выпили, помолчали.
   -Ну что, рассказывать дальше, - спросил Югра.
   -Слушай Югра, ты нас что специально что ли пугаешь. Чтобы мы не ходили туда, уж больно глаза у тебя хитро блестят.
   -Да нет Михалыч, не пугаю я вас, сами же просили, что знаю рассказать, а чтоб не ходили туда, а уж тем более, чтобы с ночёвкой и в правду не хочу.
   -А чего не хочешь то, нас жалко? - Спросил Джон. Югра достал свою трубку вождя, засмолил.
   -И вас жалко и тайгу, после того случая здесь, людей стало очень много. В последнее время подзабываться стало, а если кто опять погибнет, опять следователей, учёных, туристов набежится. Где шуму много, зверь уходит весь... и лось и горностай и соболь, плохо это, охотиться не на што. О нас никто не думает, тайга она тишину любит.
   -Да нет, пацаны давайте уж дойдём -сказал Санёк, -Дома жрать нечего, за свет, за газ платить надо, а то отрежут, на хрен. Если выйдет, свалим. Его Иваныч год назад видел, может в другой район ушёл, мне деньги край нужны.
   -Да они всем нужны,- сказал я, - не ссы это мы так с Джоном, разговор поддержать. Давай дослушаем, всё взвесим.
Джон хмыкнул, - Если придёт Леший, в край делиться придется, либо в долю возьмем, либо откат пообещаем, чтобы не трогал. Все заулыбались.
   -Вообще то,- сказал Югра.-Те люди с вертолёта говорили, что награждать ребят надо. Ведь погибли они как герои, друг друга прикрывая. Те двое, что у костра остались, как могли его внимание на себя отвлекали, чтобы группа ушла подальше. Что было под рукой, в него швыряли ...кричали, когда фальшфейера закончились,  они горят ярко, но не долго, секунд двадцать, тридцать. Поленьями, с костра горящими кидали в него, разозлили. Когда кидать нечем стало, на кедр взобрались. Менков  их с лёгкостью оттуда сорвал, у ребят мышцы рвались, там даже на ветвях лоскуты кожи остались. Один сознание потерял, когда об землю ударился и так и замерз, не приходя в сознание, а второго парня сдавил своей звериной силой. Когда убедился, что они мертвы, в лес ушёл. Сново рыком остальных пытался прогнать, деревья раскачивал, ломал их. Ребята кинулись к своим под кедр, пока он по лесу ходил, увидели что их товарищи мертвы. Одежда нужна была, замерзать стали. Раздевать их времени не было, да и пальцы у всех закоченели, в любой момент мог вернуться Менков. Поэтому срезали ножом наспех. Вещи какие были, забрали ...фотоаппарат, часы ... их рядом сдвинули ,одеялом накрыли. Вернулись к своим. Сообразили, что он их не хочет убивать, просто выгоняет со своей территории. Но чтоб уйти с его владений быстро, им нужны были лыжи. И они приняли решение идти к палатке, по очереди, друг за другом, на небольшом расстоянии. Если Менков пойдёт за ними, чтоб хоть кто-то успел дойти. Но это решение и убило их. Им надо было хоть медленно, хоть ползком, уходить в любую сторону, но не к палатке. Первыми отправили девушек как самых слабых, что бы остальные могли прикрывать им спины. Одна пошла, а вторая отказалась из-за страха, сказала что пойдёт в середине. Через какой-то промежуток времени пошёл второй из ребят, главный у них хотел идти последним, но военный как самый старший по возрасту, настоял что он будет замыкающим. Было не до споров, надо было действовать. Уйти успели только трое... Менков пришёл. Они отбивались чем могли, последние два фальшфейера в него кинули, только разозлив его. Он ломал им кости как куклам, проламывал головы, раскидал. Девушка безумно кричала, заглушая его рыки, он принял это как вызов и вырвал ей язык. Это был самый настоящий ужас. Они боролись за свою жизнь до конца.
Я сидел как заколдованный, перед моими глазами проносились эти страшные картины.
   -Югра, - с дрожью в голосе спросил я,- Думаешь если б они уходили в другую сторону, он бы их не тронул?
   -Конечно бы не тронул, но он видел, что они направляются к тому месту от куда он их выгнал. Это его и злило, он воспринимал их как захватчиков. Поэтому догнал остальных, кого оглушил, кого сдавил. Никому не пожелаешь такой смерти. Свои следы он руками заглаживает…они у него длинные, сильные ниже колен, это не трудно. У него лапы широкие глубоко не проваливается. Понимал, что будут искать его. Да и честно говоря, после этого случая, его в этих местах лет десять никто не встречал, не слышал. А теперь вот опять объявился. Здесь его земля. В Москве старались это всё списать на что угодно, правда грозила стать международным скандалом. Да и для страны этот случай был бы позором. И самку и детёныша, существа которого по всему миру учёные ищут, погубили. И ребята погибли ни за что, ни про что, совсем молодые. Те кто всё это рассказывал, ругались очень. Пьяные материли власть. Югра замолчал, задумался.
   -Слушай - сказал каким то не своим голосом Джон, -Но у него же когти, зубы, почему таких ран нет?
   -Чего не знаю, того не знаю - ответил Югра -Я вот лично так думаю, он хоть и убивал, хоть и зверь конечно, но всё таки понимал что они на него похожи и что придут за ними. Не знаю, не знаю, врать не хочу, может отличает он медведей, секачей и другое зверьё от людского племени.
   -Нет, надо выпить. Я посмотрел на Санька, он был белее снега.
   -Ну что замер, разливай.
   -Нет, Игорян, давай сам. Теперь у меня руки трясутся. Я разлил.
   -Давай пацаны, помянем ребят. Мы приподнялись и не чокаясь выпили. Помолчали... лишь негромкое похрапывания, наших счастливчиков, не слышавших эту ужасную историю, разносилось по юрте.
   -А кто знает, из чего они сделаны, эти фальшфейеры? -спросил  я. -Просто читал у погибших ребят вроде как лица были обожжёны и вроде радиация была на одежде, вот я думаю, может от этих зажигалок? Все пожали плечами, никто не знал.
   -Метель выдохлась, к утру утихнет - сказал Ахтамык.
   -Ну тогда давай, еще по чуть-чуть и спать - сказал я - Что бы с утра голова не болела, выспаться надо.
   -Да уж - согласился Джон - Силы пригодятся, вдруг драпать придется.
 



                Часть 6. Перевал.

 С утра стали собираться, все проверили, пересчитали, подтянули. Метели как будто и не было, пока собирались, солнце взошло и причудливо играло своими лучами в белоснежных сугробах. Поставили чайник на печку. Вдруг Саня Зазуля заявил,- Как хотите пацаны, но я дальше не пойду. Все удивлено посмотрели на него.
   -Ты че... Санек, ты же вчера орал, что деньги нужны, а сегодня заднюю включаешь. Тебе же газ со светом отрежут!? Саня молчал, я ждал ответа.
   -Ну ты  че молчишь то? Заболел что ли?
   -Да, заболел. Не пойду я туда и все.
   -Да ладно, Игорян, пусть не идет, его долю на всех поделим - обрадовался Серый.
   -Ага, долю поделим, - вступил в спор Лёха, - Иваныч сказал, чтобы девять человек было, не больше и не меньше, а нас восемь остается, вдруг не заплатит? Тут уже все загалдели.
    -Да как не заплатит то? А вдруг по дороге кто заболел или умер?
    -Мы больше полпути протопали, да мало что там, вдруг медведь или Леший нападет, кого-то съест... над кем-то надругается  - вступил в разговор Леха.
    -Вот-вот... над тобой и надругается - сказал Джон,- А я даже помогу, придержу тебя, чтобы не убежал.
   -Да ладно... придержу - огрызался Леха, - Ломиться будешь первый как лось, еще и меня вынесешь.
   -Я щас тебе мозги вынесу.. Не знаю почему, но Джон, с каким то презрением относился к Лёхе, ну знать была причина.
   -Ладно, пусть не идет, Рэкса посчитаем за девятого - сказал я. На том и порешали. К часу дня подошли к перевалу, следов от лыж и снегоходов не видать, наверно метель укрыла. Все молчали и от этой тишины становилось не по себе. Рэкс тоже нервничал, часто замирая задирал голову обнюхивая ветер. Осталось нам подняться на склон горы, на высоту полтора километра, где стояла палатка Дятловцев, и можно было разбивать лагерь. Как вдруг, в лесу отчетливо послышался треск деревьев, как будто кто-то ломал сухие ветки об колено. Мы встали как вкопанные, Рэкс ощетинился, оскалил зубы, вся шерсть встала дыбом.
   -Ну вот, мать твою ети, началось, не успели прийти уже жути гонят. - Джон пытался шутить, но было видно, что ему не до шуток.
   -Кто бы это мог быть? - загалдели пацаны
    -Да что вы ссыте, дерево упало от снега. Смотрите, после метели, сколько на деревьях налипло. Мы еще минуты три прислушивались, но больше ни единый звук не нарушал тишину и мы начали подъем. Я не стал им говорить, что Рэкс вздыбливает  шерсть только тогда, когда чует кого-то. На упавшее дерево он бы так не реагировал. Но я успокаивал себя мыслю, что это не обязательно Леший, может лось, может кабан, поживем увидим. Хотя в душе моей уже поселился липкий, холодный страх. Поднялись, стали расставлять палатку. В такой солнечный морозный день, вид со склона открывался просто изумительный, море зелёных елей, укутанных белым, искристым одеянием и над этим всем... синее, синее  бездонное небо. Когда палатка была натянута, мы растопили походную печку на солярке. Отличная штука, Югра молодчик, дал попользоваться и солярке налил канистру.  Компактная, экономная, через каких то семь, восемь минут, в палатке можно было раздеваться до трусов. Серый достал фляжку.
   -Ромушок, где твой термос с чаем? Давай его сюда, разбавим спирт, а то на душе кошки скребут.
   -Да... да - запричитали все- По любому надо выпить. Пока суетились, открывали консервы, Джон уже забил пяточку. В общем выпили, пыхнули... постепенно из палатки выкурили страх, посыпались шутки, прибаутки, анекдоты, лясим - трясим. Я постарался ограничить с потреблением, чтобы не в усмерть, но все накинулись на меня как на злодея.
   -Да хорош Игорян, если и придет кто по наши души с мечом, от меча и погибнет! Правду говорят, пьяным море по колено. Через час уже совсем все забыли, зачем сюда пришли, даже Рэкс был какой-то радостный, тыкал меня носом, выталкивая из палатки, приглашая побегать поиграть с ним, тоже надышался что ли?
 





               Часть 7. Противостояние.

          Время к вечеру, вот-вот темнеть начнет, вышли по нужде. Вдруг Рэкс замер, взъерошил шерсть и задрав голову в сторону леса, стал принюхиваться.
   -Опять кого-то чует - сказал я. Теперь я понял, почему Джон недолюбливал Лёху.
   -Да кого он там чует - засмеялся Лёха -  Я ЦАРЬ ГООООРЫЫ..., заорал он во всю свою глотку.-  Э-Э-Э-Й...  Выходи бороться. Его крик в чистом морозном воздухе с легкостью разносился по округе. И вдруг как взрыв, как гром, раздался  рёв от куда-то из леса. Ничего подобного в жизни я не слышал, как будто сама природа, сами горы взревели. Мы аж поприседали от страха. Рэкс прижался к моим ногам и оскалил клыки в сторону рыка. Первый в палатку, как и следовало ожидать, кинулся бесстрашный воин Лёха. Через секунду он выпрыгнул от туда, полностью одет. С рюкзаком на плечах, судорожно схватил лыжи... пытаясь застегнуть крепление. Как он так быстро успел одеться, для меня до сих пор загадка. Ели слышным шепотом он призывал нас валить от сюда. Видя, что мы стоим в оцепенение он прошипел - Догоните -  и понесся в сторону стойбища, не спускаясь к лесу. Вся дурь из наших мозгов вылетела в момент.
    -Что делать то? - спросил меня Джон. Может валим, Игорян? Это явно не медведь. Я стоял как вкопанный, пока Джон не ударил меня по плечу. Встрепенувшись... ответил.
   -Да, конечно валим, жизнь дороже!
   -А как же бабки? - вдруг промямлил Серый, - он за бабки удавиться готов,- Нам же не заплатят.
   - А ты что хочешь здесь остаться ночевать? Ну оставайся, - сказал Джон, - Что тогда свой ниссан мне завещаешь? Пока мы галдели, пацаны были в палатке и спешно натягивали одежду. Нам пришлось ждать, пока они выйдут, в палатки теснота и суматоха, наконец они выбрались. А мы втроем полезли во внутрь одеваться. Пока искали свою одежду и собирались, они переругивались между собой, но вдруг заткнулись как по команде. Собравшись, мы вышли наружу. Смотрим, стоят как мёртвые не дышат, смотрят на лес. Мы тоже повернули головы и все... Сколько мы так стояли сказать не могу, но то что предстало перед нашими глазами, не укладывалось в сознании. Все смотрели на него как заколдованные, не в силах пошевелиться, только потом по памяти, я смог описать его. Он был выше двух метров...это точно, широченный в плечах и весь седой, чуть темнее снега. Это была седина, не окрас я был уверен в этом, местами виднелась бурая густая шерсть. А тогда  я просто смотрел и это был не я. Не силы воли, не силы духа, ничего во мне не было, я был пустой, как опрокинутое ведро. Хотелось не видеть, не слышать, просто раствориться, наверное так чувствует себя кролики перед удавом. Мы видели, как огромными прыжками он приближается к нам, издавая гневные пронзающие вопли, и устрашающе размахивал своими длиннющими ручищами. Но мы все до одного не могли пошевелиться, просто стояли и ждали, когда он придёт и поотрывает нам наши дурные головы. Не знаю сколько осталось метров до нас, но первым очнулся Рэкс. Он вдруг взвыл ничуть не тише Лешего, никогда я не слышал от него такого воя. Все инстинкты, которые жили в нём, вдруг пробудились... глаза загорелись хищным огнём... шерсть от хвоста до загривка встала щетиной... Прижавшись к земле, он двинулся на Лешего. Это я сейчас понимаю, что мы оказались свидетелями противостояния двух самых избранных и настоящих представителей самой природы, двух древних племён и истинных хозяев этих таёжных мест. Вой Рэкса на какое-то время остановил Лешего, а нас привёл в чувства и мы кинулись обувать лыжи... дрожащими руками застёгивая крепления. Кто-то причитал…кто-то матерился...
-Валим…валим от сюда..и все..один за одним посрывались по Лёхиному следу. Только Джон притормозил.
   -Погнали, Игорян. Догонит нас Рэкс.
   -Нет Дэн, кати..догоню. Я тоже был бы рад сорваться. Но вот уйти без Рэкса, как бы небыло мне страшно, я не мог.
   -Рэкс..Рэкс..ко мне... - Шипел я…Голос пропал, раздавалось только еле слышное бормотание. Рэкс не слышал меня, он слышал только свои инстинкты... которые подсказывали ему правильное решение. Между ними оставалось метров сто... когда они оба остановились друг напротив друга... Леший топал лохматой ногой... разбрасывая снег и издавая душераздирающие вопли… но что-то в этом звуки поменялось. Уже потом, прокручивая в памяти этот эпизод, я понял, что именно. В этом крике не было угрозы, а была как бы просьба,  уйти с пути и не мешать ему. Рэкс опять взвыл... громко и протяжно. И вдруг, где-то за спиной Лешего раздался ответный вой... Из леса вышла волчья стая, их было не меньше пятнадцати.  Выстроившись вряд низко опустив головы..оскалив клыки приближались к Лешему с тыла..беря его в полукруг. Недовольно фыркая... тряся своей лохматой головой..мордой к ним, он стал не спеша отходить по склону в противоположную сторону. Волки остановились, и всё их внимание теперь было обращено на моего волчонка Рэкса. Я верил и не верил своим глазам…фотоаппарат был в рюкзаке, но я клянусь, ни разу даже не вспомнил о нём. Сначала от страха, а потом от удивления и растерянности происходящего. Когда это лохматое чудище отошло довольно далеко. Рэкс поджав хвост направился к стае....У меня замерло сердце, я не знал что делать. Волки окружили Рэкса, какое-то время обнюхивались повизгивая... поскуливая и направились обратно в лес... Они приняли его в свою стаю, и мой Рэкс радостно последовал за ними. Они пришли на зов своего собрата попавшего в беду, они пришли за ним, я им не был нужен. Я не верил своим глазам, только что он шёл на Лешего, защищая меня и вот так запросто бросив меня среди тайги, ушёл со своими сородичами. Время терять было нельзя, Леший продолжал где-то вдалеке издавать свои устрашающие вопли. Но сейчас меня они не пугали, я был просто раздавлен предательством своего друга. Я ехал и слёзы злости застилали мои глаза. Я проклинал всё на свете... и Иваныча и деньги и Лешего и волков и конечно же себя. Никогда мне не было так больно. Многое я пережил в этой жизни и предательство и измены, но всё это было предсказуемо и ожидаемо, но то что случилось сейчас не укладывалось в моей голове. Он ел с ладони у меня, спал рядом, день и ночь плечом к плечу. А сейчас ушёл и даже не оглянулся. Как ни крути права пословица... Сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит. Я шёл по лыжне, сгорбившись от горя, я никуда не спешил, один среди промёрзших закутанных в снег вековых елей. С каждой минутой сумерки сгущались, я часто оглядывался в надежде, что он вернётся, но с каждым километром понимал, что мы больше не увидимся. Тайга мне его подарила, тайга и забрала его обратно. Я возвращался домой, и он вернулся в своё племя, в  свой настоящий дом. Не знаю, сколько я прошёл... километров семь... восемь…уже на реке я увидел пацанов. Они, сидя на корточках, пыхали гоняя по кругу папиросу, успокаивая нервы. Я подкатился к ним сам не свой.
   -Воо... Игорян…живой, а где Рэкс? Леший задрал?
   -Никто его не задрал. Ссука он, с волками ушёл, зло ответил я.
   -С какими волками?
   -С серыми..Волки там были. Потом расскажу.
   -Ну вот ништяк и Леший и волки, как говорил один мой знакомый, во время слинять признак ума.
   -Да ладно, Игорян, не загоняйся... на пыхни ...на тебе лица нет..успокойся. Главное все живые. Похлопал меня по плечу Джон. Я сделал несколько глубоких затяжек.
   -Ну что делать то будем, бабок нам походу не видать. Да ещё палатка там осталась, что за неё Иваныч скажет. Да не только палатка, Виталец с Максоном там рюкзаки оставили.
   -Тогда до Югры доберёмся, а там с охотниками на снегоходах вернёмся и заберём что оставили. Я больше туда без стволов не вернусь, сказал Лёха. Все заговорили наперебой.
   -Да кто туда вернётся...
   -Я вообще с этими походами раз и навсегда завязал. Сказал Юрок... Я борец, а не спринтер. Так бегать от Лешего... ноги поотрываются.
   -Чего там такое чёрное приближается или мне кажется…он указал в сторону перевала.
   -Игорян, удивлённо вскрикнул Джон.
   - Смотри... вон твой бес несётся. Я вскочил с корточек  и увидел его. Рэкс чёрной пулей летел над белым снегом.
   -Ах тыж сволочь…чуть до смерти не довёл,- я отвернулся пряча слёзы.- Поехали пацаны... темно уже. Через минуту он догнал нас, и как ни в чём не бывало, пристроился впереди меня... высунув язык и быстро, быстро хватая воздух. Я вытирал слёзы рукавом... молчал и делал вид, что мне безразлично... пришёл он или нет. Как же мало надо человеку для счастья, думал я глядя на этого запыхавшегося и такого родного и радующего мой взор гадёныша.
 




                Часть 8. Волчонок.

 В общем, вернулись все по домам, живые и здоровые. Обратно доехали с охотниками на снегоходах. Ни одной фотки лешего так и не сделал никто. Зато Югру... Ахтамыка…и их семьи, а так же красоту таёжного края нащёлкали, на целую фотовыставку. К стати, Иваныч отдал нам обещанный лям. Хотя мы и не ночевали, но он под наш поход бизнес-проект замутил. Ему надо было убедиться, что Леший не убивает просто так, а прежде чем напасть старается изгнать со своей территории. В общем, он только выиграл. Зазуля Санёк остался жить у Манси, женился. Пока мы там были, он обратил внимание на сестру Югры, она его ровесница, вдова. Он тоже приглянулся. Когда успевают... просто диву даюсь. Ему с ляма мы тридцатку выделили, всё деньги... не зря ноги топтал. Встречаемся с пацанами... всегда вспоминаем эту историю. И всегда поднимаем рюмку за моего волчонка Рэкса, ведь как не крути это он нас спас. Кричал на своём волчьем языке…Караул! На всю тайгу, вся братва его сбежалась, вызволили из беды. Что не говори…дружная у них братва. Нечета людям... мы обнимаемся... братаемся... с одного стакана пьём, а как беда... по разным углам.
 






                Часть 9. О природе.

Летели дни, бежали годы... В городах и сёлах кипела жизнь. А в заснеженной, промёрзшей Уральской тайге, где-то не далеко от перевала. В непроходимом, покрытом инеем буреломе умирал истинный хозяин, этих скалистых поросших елями и кедрами, глухих мест. В его угасающем сознании яркой вереницей проплывали те давние картины прошлого. Когда он наблюдал за своей самкой и детёнышем... пока они, весело играя между собой, собирали ягоду. Как вдруг, над головами пролетел шипящий яркий огонь и ударил в скалу рядом с его семьёй, раздробив и разбросав её на мелкие осколки. Он видел, как его семья упала замертво. Он чуял за много километров любую опасность, ни одно живое существо не могло перечить ему на его земле. Он мог защитить свою семью от кого угодно, ему не было равных во всей тайге. Он не знал никого, кто был бы сильнее и выше него. Но то, что убило его семью, он не мог учуять... не мог сдержать. Он ни чего не мог поделать, их убило небо. Он был оглушён... ослеплён. А потом прилетела железная стрекоза и вышли существа похожие на него. Они забрали его детёныша и забрали голову его самки. Он пытался отстоять их тела. Но те кто прилетел..засверкали огоньками и рой злых железных пчёл впился ему в грудь и, вырвав куски шерсти и мяса со спины, жужжа унёсся дальше. Он ушёл в тайгу и долго, долго залечивал раны. Потом он вернулся и унёс обезглавленное тело в непролазную чащу тайги, укрыл её сорванной травой и сломанными ветвями и завалил камнями. А когда наступала весна, он приходил на это место и подолгу как в бреду просиживал, вспоминая те счастливые беззаботные дни, когда они все вместе купались в реке... подкидывая детёныша, а он восторженно кричал... Слёзы текли из его умных глаз и, стекая по поседевшей шерсти крупными каплями падали на камни. С тех пор в его огромном сердце поселилась злость и ненависть ко всем, кто вторгался в его владения. Он не любил убивать... он убивал только тогда когда видел, что те кто пришёл не уходят. Он боялся, что они заберут то, что осталось от его семьи. А вот теперь он умирал. И в первый раз за долгие годы он чувствовал, как злость и тоска покидают его тело. Смерть заполняла его большое сильное тело забытым спокойствием. Перед его глазами стояли живые дорогие ему родичи. На его потрескавшихся губах появилась улыбка, он сделал последний вздох и с облегчением закрыл глаза, чтобы больше никогда не видеть этот жестокий холодный мир!               

               
Эпилог.
Этот рассказ является моей версией, о трагедии, случившейся с туристической группой Дятлова. Она вложена в уста вымышленного охотника манси Югра.
 


Ссылка на ютуб - https://www.youtube.com/watch?v=HKSvTF_uANE