Копание в душе, определение и выделение духа

Вячеслав Абрамов
Когда в разговорах «за жизнь» употребляется понятие «душа», то в большинстве случаев имеются в виду возвышенные эмоционально-чувственные компоненты, умение сопереживать другому человеку, развитое чувство сострадания.

То есть, в понятие души и душевности включаются свойства хорошего, правильного взаимодействия людей между собой.    

В эзотерических и мистических текстах говорится о том, что душа - это «второй уровень реальности», - астральное, ментальное, витальное. То есть, душа существует в виде энергоинформационного образования.
    
Таким образом, когда в большинстве текстов встречаем понятие «душа», там в основном имеется в виду эмоционально-чувственный способ общения. В то же время в этих же текстах и свидетельствах говорится о том, что способность к речи тоже принадлежит к душевным способностям.

Как утверждают все непротиворечивые внутри себя источники, души общаются, в том числе и словесно. Существует большое количество зарегистрированных явлений, которые нельзя отнести к психопатологии или психиатрии, когда человек «вступает в контакт» с бестелесной сущностью, или в нём самом образуется некое «психическое образование», которое «подаёт голос». Этот голос может диктовать совершенно внятные тексты с вполне понятным содержанием.
    
Если допустить, что существует информационно-энергетическая структура, способная существовать вне тела, то эта структура, очевидно, не обладает никакими исключительными особенностями, кроме бестелесности. А следовательно, отличие лишь в том, что она лишена ограничений, связанных с телом. Как один знающий сей «предмет» человек сказал: «там у них» так же, как здесь, только тел нет.

Что же тогда в рамках известных нам источников входит в понятие «дух»?
    
Если попытаться интегрировать такие источники, понятие это состоит в следующем: дух, в отличие от души, не имеет характеристик, относящихся к человеческим качествам, за исключением одной - самосознания, того самого «Я есмь».
    
Дух есть некое качественно иное образование. Взаимодействие духа с реальностью проистекает и совершается совершенно по другим законам. Тут уже «фигурирует» чистое восприятие, – возможность контактировать с реальностью в неких объёмах, точнее – пространствах, недоступных душе и телу. Это понятие относится к явлениям, которые можно квалифицировать как «третий уровень реальности».

Некоторые посвящённые (или просто просвещённые) полагают, что в духе остаётся состояние самотождественности, т.е. там есть Я. Соответственно, тогда есть и не-Я. Отношения между Я и не-Я строятся по иным, чем мы привыкли, принципам, потому что это Я не имеет границ - оно есть точка.

Мы допускаем некие информационно-энергетические образования, тем самым допускаем возможность некоего воздействия на тело и душу. А вот у духа есть ли возможность воздействия?

В том плане, в котором мы обычно мыслим, - что воздействия есть проявление личной воли, - нет. Большинство источников сходятся на том, что такой возможности у духа нет. Но в то же время утверждается, что дух, руководя душой, а через неё телом, способен придать душе и потом телу особые качества, которые не свойственны и недоступны ни душе, ни телу.

Возникает как бы противоречие. Каким образом оно снимается в этих источниках? Оно снимается следующим образом: на уровне чистой духовной реальности, который называют «третьим уровнем реальности», реальным действием считается намерение, но и намерение - не по закону личной воли, а по закону взаимодействия. И строго в рамках, позволяемых реальностью.

Если выделять некую психологическую метаструктуру, то есть вторичную, обусловленную структуру и обозначать её как дух, то эта метаструктура не может совершить действия, потому что не имеет внутри себя мотивационной системы. Мотивация есть у души, есть у тела, а у духа нет мотивации. Он просто есть. Это его принципиальное отличие - у него нет «хочу - не хочу».

Он отличается от души и от тела тем, что не порождает никаких желаний. Дух не может хотеть для себя ничего. Поэтому, если представить дух в качестве некой силы, некой реальной возможности, то что он делает? Он может действовать или не может?

Для человека, основное свойство которого есть жажда получать, это - самый сложный вопрос. Дух как бы может действовать, но нам непонятно – зачем ему действовать, если у него нет никаких хотелок? А если он бездействующий, то одухотворение - это действие или нет?

В этом вопросе в религиозных, оккультных, мистических, мифологических традициях нет концептуального единства.
    
Существует точка зрения, которая внутри себя является непротиворечивой. По определению дух обладает таким видением реальности, каким не обладают принципиально ни душа, ни тело. Он обладает возможностью как бы будучи растворённым, не растворяться в реальности, то есть дух как бы «втягивается» в один из вариантов будущего развития реальности, образуя то, что обычно в «спецлитературе» называется потоком, течением. Это как минимум, а вообще-то «есть мнения» что как раз дух и определяет развитие реальности.

И ещё источники говорят о том, что духовная реальность не есть нечто однородное. Она разделена на некоторые области, которые в большинстве случаев называются или потоками, или течениями. Сам третий уровень реальности еще не есть реальность абсолютная, обладающая абсолютной целостностью.

Душа как «второй уровень реальности» может управляться более мощными образованиями - эгрегорами. Дух тоже не «гуляет» сам по себе, но принадлежит к какому-то течению.

Возьмём известное описание реальности такого рода из откровений Тартанга Тулку, опубликованных в книжке «Пространство, время, знание». Общее описание реальности сводится к определению: «Время разворачивает знание в пространстве». Это общее определение реальности как таковой.
    
Теперь ищем, где пребывает дух. В этой реальности? Нет, дух находится не в реальности, а является составляющей одного из потоков реальности. Эта реальность как бы состоит из таких переплетающихся потоков. Эти потоки можно представить как множество разных струй, текущих в одном русле, каждая до того момента, пока они полностью перемешаются, сольются или вольются в нечто глобальное.

Такой образ отдалённо может передать то, почему дух действует. Он действует не сам по себе, а в силу принадлежности к какому-либо потоку. И поскольку каждый из этих потоков реальности влияет на происходящие события, постольку это есть участие таким образом выделенного духа в мировом процессе.

Что нам от того? Пока что - вывод о том, что и на «третьем уровне» реальности не обойтись без глобализации и объединения, но совсем не для повышения эффективности доения нижних уровней реальности, как у нас. Чем больше будет сопротивления этому процессу (мировому течению), тем больше и чаще (и больнее) будет того, что нами воспринимается как страдание.