Феномен коллективного сознания

Гульмира Жамантикова
В предыдущей статье «Механизмы кратковременной и долговременной памяти» (https://cont.ws/@zhamantikovagg/888401) я рассматривала индивидуальное сознание и память. Там был сделан вывод о том, что сознание – это состояние кратковременной памяти, которая служит для ориентирования в окружающем мире в режиме онлайн – здесь и сейчас, а долговременная память – это то, что мы называем нашей личностью (эго).

Информация из кратковременной памяти не всегда может быть записана в долговременную. Для этого в нашем сознании должны быть определенные структуры, шаблоны, способные распознавать её. Если же их нет, то мозг не в состоянии охватить и адекватно воспринять данные из кратковременной памяти. И в целом, смысл нашей коллективной деятельности заключается в том, чтобы создать необходимые новые структуры в нашем сознании и в нашей реальности.

В процессе коллективного взаимодействия формируется так называемое коллективное сознание. С ним связаны такие понятия как совесть, нравственность, дух и т.д. До сих пор считалось, что все это не является объектом научного исследования. Поэтому мы очень мало понимаем, как они связаны с нашей физиологией, с материей, как влияют на процессы самоорганизации в природе. Все размышления об этом автоматически попадали в область гуманитарных «наук».

В гуманитарных науках, в психологии и философии часто используется понятие «коллективное сознание», но при этом, как правило, подразумевается сознание живущих в данный момент людей, участников данного коллектива. Такое поверхностное понимание можно сравнить с кратковременной памятью.

Но если мы хотим глубже изучить феномен коллективного сознания, то должны понимать, что оно включает в себя не только живущих, но и всех умерших людей, принадлежавших когда-либо данному обществу и внесших вклад в его развитие. И если деятельность живых людей мы сравнили с кратковременной памятью, то влияние умерших подобно долговременной памяти, которая хранится в наших ДНК, в наших телах и составляют наше естество, влияют на нашу реальность.

Во всех религиях поминание умерших, а особенно пророков, является важной частью жизни каждого человека. Это обеспечивает преемственность поколений, правильное и целостное развитие сознания, понимание смысла жизни – не только индивидуальной, но и коллективной. У осознанно верующего человека нет разрыва между личным и общественным, между жизнью и смертью. Всё это взаимосвязано и целесообразно.

В атеистическом мировоззрении таких взаимосвязей нет. Оно поверхностное, раздробленное, рассыпающееся в хаос при малейшем сомнении. Оно не способно обеспечить взаимопонимание и быть базой для развития коллективного сознания, для развития общества и каждого человека, в частности. Поэтому я убеждена в том, что развитое естественнонаучное мировоззрение не может быть атеистическим.