Ч. 99 Пирогов оперировал и без наркоза

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2018/03/20/2138

Единственным способом остановки кровотечения служила перевязка кровеносных сосудов лигатурами – метод, введённый ещё в пятнадцатом столетии французским военным хирургом Амбруазом Паре.

Не сразу врачи отказались и от их любимого кровопускания, которым что только не лечили! Делать кровопускание раненому, и без того потерявшему много крови, было как-то не совсем логично.

Анестезию впервые открыли в 1846 году. Американские врачи использовали эфир при оперировании своих раненых во время войны с мексиканцами (1846 – 1848 годы). В 1849 году для анестезии начали применять хлороформ, формулу которого установил французский физик Дюма, он же дал препарату и название.

Честь открытия способа анестезии хлороформом принадлежит английскому врачу Джеймсу Симпсону. Известие  об открытии метода обезболивания вызвало вполне понятный интерес во всём мире, в том числе и в России.

Врачи, пока не научились им пользоваться, отправили на тот свет немало людей. В 1848 году во время революционных событий хлороформом пользовались французские хирурги Вельпо и Жюль Рю.

Врачи применяли его и во время датско-прусской войны 1850 – 1851 годов. Французы все операции во время Крымской войны делали, используя анестезию при помощи хлороформа. У них был накоплен немалый опыт его применения при лечении раненых во время войн в Северной Африке.

В советское время, когда вёлся активный поиск космополитов, утверждалось, что любыми первооткрывателями были только наши люди. Это не совсем так, хотя, без сомнения, и наши знаменитости тоже не остались в стороне.

Николай Иванович Пирогов отрабатывал применение эфира и хлороформа на раненых солдатах. В том, что применение эфира вызывает большую смертность, он обнаружил во время командировки на Кавказ, где шла война.

Сколько Николай Иванович погубил людей, неизвестно. На эту тему хирург не распространялся, однако обстоятельно рассказал, в каких случаях происходит мгновенная смерть пациента, когда применяется эфир.

Помимо этого, эфир был опасен из-за лёгкости его воспламенения и разрушающего действия на лёгкие. В Крымскую войну обезболивание хлороформом впервые получило массовое применение во всех воюющих армиях.

И во всех армиях от неправильного использования хлороформа погибали люди.  Язык не поворачивается назвать это издержками метода. Пирогов привёз с собой в Крым 30 приборов для изготовления анестезирующего вещества.

Что они собой представляли, мне докопаться не удалось. Кроме того, в его багаже числились и два пуда наркотиков. Их давали тем раненым, кого считали безнадёжными, но иногда и несчастным, которые особенно мучились от боли.

Люди привыкали к таким лекарствам и становились наркоманами, не осознавая этого. Не повезло в начале войны англичанам. Их главный армейский врач Джон Хэлл был мужчиной суровым, считал обезболивание баловством, расслабляющим волю к жизни раненого.

«Нож, - утверждал он, - вот лучший стимулятор». Ну, что тут скажешь? Человек, наверное, искренне желал добра своим пациентам. В оправдание англичанина скажем, что по части анестезии он был не единственным, кто так рассуждал.

И наш знаменитый Пирогов признавался, что свою первую операцию под эфирным наркозом он делал с большим сомнением: «…медлил и неохотно приступил к употреблению этого средства в первый раз.

Делать операцию над человеком, находящимся в бесчувственном состоянии, есть не такая-то приятная обязанность для хирурга, особливо, когда он уже успел твёрдой волей, рассудком и привычкой уничтожить в себе восприимчивость к неприятным впечатлениям, причиняемым криками и воплями больных».

Да и потом Николай Иванович делал операции без анестезии, когда, по его мнению, «надлежало действовать без малейшего промедления, чтобы сохранить жизнь, которую уносило быстрое истечение крови.

Страшное потрясение всей нервной системы в весьма многих случаях делало бесполезным и даже вредным употребление хлороформа».

Продолжение http://www.proza.ru/2018/03/24/65