Как уболтать спонсора

Олег Данкир
Гуманитарология. Уболтать спонсора
==========================
Аннотация заявки. Summary.
     Краткое, не более 1 страницы, изложение проекта, повторяющее все части полной заявки. Это одна из важнейших частей заявки. Большинство рецензентов вначале читают лишь аннотацию, и если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной. Если заявка небольшая (3-5 страниц), то резюме в один абзац прямо на титульном листе, вероятно, будет достаточно.
     В случае более объёмной заявки аннотацию полезно поместить на первой странице, сразу за титульным листом. Из неё должно быть понятно, кто заявитель, каков масштаб программы и его стоимость. Следует также указать цели и задачи проекта, методы, которыми предполагается использовать, сроки выполнения. Пусть из каждого из последующих разделов заявки в аннотацию попадёт по 1-3 предложения.
     Некоторые рецензенты будут читать только аннотацию, так что не поленитесь написать её хорошо. Резюме или аннотацию пишут в последнюю очередь, когда все последующие разделы уже написаны. Это позволяет охарактеризовать в аннотации программу с максимальной чёткостью.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Ассоциированные фонды.
     Финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Примерами могут быть Xerox Foundation, Apple, Hewlett-Packard и другие. Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании. В России таких фондов действует мало.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Биографические данные участников проекта.
     В последнее время Фонды запрашивают биографические данные участников проекта. В отличие от резюме жизнеописание научного сотрудника может быть более развёрнутым. Он особенно удобен для учёных с большим опытом работы и большим количеством публикаций. В этом случае может потребоваться дополнительное место для описаний исследований и для списка публикаций, который прилагается к жизнеописанию.
     В большинстве же других случаев достаточно краткого резюме. Обычно используются три типа такого рода описания.
     Первый тип- хронологический. Здесь перечисляются данные об образовании и местах работы, начиная с последней по времени, должности и далее в ретроспективном порядке. Это делается для того, чтобы рецензент донора в первую очередь увидел новейшие достижения заявителя.
     Второй тип - функциональный. Перечисляете не просто должности (Директор, Старший научный сотрудник, Бухгалтер), а профессиональные навыки и обязанности, которые приходилось выполнять (инструктор - вёл семинары по основам оперативной работы в экологической милиции).
      Второй тип предпочтительнее, если профессиональные навыки были получены, не занимая формальных должностей, а работая на общественных началах.
     Третий тип - смешанный. Перечисляются в ретроспективном порядке вначале сведения о полученном образовании с указанием сроков учёбы, название учебного учреждения, специальности, области специализации, даты присуждения степени (получения диплома). Не стоит указывать все школы, где проходила учёба, будет достаточно указать последнюю, в которой был получен аттестат. Не нужно указывать неформальное образование - кружки, курсы, за исключением хорошо известных (Госкурсы ИнЯз им. Крупской, курсы повышения квалификации юрфака МГУ).
     Этот раздел только для формальных образовательных программ, заканчивающихся получением диплома или присвоением степени. Далее описывается в ретроспективном порядке опыт работы, вначале формальный - годы, должность, организация, чем занимались (в одном предложении, а если это ясно из названия должности - можно и опустить). Далее можно описать и опыт неформальной работы, особенно если заявитель много ею занимался. Сюда же можно включить упоминание о работе в экспедициях, кружках, специальных клубах и Дружинах по охране природы и т.д.
     Не стремитесь вспомнить все, чем Вы занимались в жизни - достаточно будет описать наиболее важные вехи, особенно подробно за последние 5 лет.  Дополнительно можно указать достижения - какие награды, когда и за что были получены? членами каких обществ заявитель является? какие учёные знания имеются? какими иностранными языками заявитель владеет.
     В конце указывается ФИО, адреса и телефоны двух-трёх лиц, хорошо знающих заявителя по службе, учёбе или совместной работе. Это потенциальные рекомендатели, при желании донор может попросить их дать рекомендацию заявителю. Следует предварительно попросить разрешения у поручителя, прежде чем включать его данные в резюме. Не нужно только ссылать на родственников, если они не Эйнштейны.
     Резюме должно легко читаться. Нужно соблюдать все правила орфографии и пунктуации. Резюме должно быть отпечатано без исправлений. Желательно, чтобы перед оправкой резюме кто-либо прочитал. Желательно, чтобы резюме на всех работников, занятых в проекте, подавались в единой форме.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Благодетель.
     Тот, кто оказывает кому-либо из милости покровительство, помощь, услугу.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Благотворительность.
     Оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Благотворительная деятельность оказывается в форме передачи имущества, в том числе денег, это может быть также бескорыстное выполнение работ, оказание услуг
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Бюджет.
     Пояснения к бюджету. Раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий; отвечает на вопросы: сколько денег требуется от грантодателя, из каких источников будут получены все остальные требующиеся д ля выполнения проекта ресурсы и на что они будут потрачены.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Бюджет.
     Смета расходов. Возможно, самая главная часть заявки. Не всегда требуется подробно описывать существующую проблему, не все доноры дотошно интересуются применяемыми методами, однако бюджет просматривают все. Разные фонды предъявляют разные требования к составлению бюджета. Частные фонды обычно запрашивают менее подробные сведения, чем государственные.
     Рекомендуемый бюджет отвечает в большей мере западным стандартам, чем российским. Он состоит из трех разделов: Оплата труда (Personnel). Основные прямые расходы (Non-Personnel Direct Costs). Непрямые расходы (Indirect Costs). Банк, в который будет переведен грант, должен иметь опыт работы с грантами или другими пожертвованиями. Для большинства банков грант - не более, чем обычный целевой вклад, и лишь немногие банки стараются индивидуально работать с получателями грантов и даже оказывать им консультации.
     Вот примерный перечень статей расходов и требующихся ресурсов:
     Люди (штатные работники, эксперты, консультанты, контракты с другими организациями).
     Оплата труда (зарплата, стоимость контрактных услуг, налоги).
     Помещение (аренда/лизинг, коммунальные платежи).
     Командировочные и транспортные расходы (билеты, суточные, жильё в гостиницах).
     Оборудование (цена оборудования, цена расходных материалов).
     Отчёт (редактирование, перевод, печать).
     Связь (почта, факс, телефон, электронную почту, Интернет).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Введение (introduction) заявки.
     В этой части заявки рассказывается про организацию заявителя. Как правило, гранты выдаются, исходя из репутации организации- заявителя, а не только из оценки качества самого проекта. Фонды предпочитают иметь дело с известными им и надёжными партнёрами. В первую очередь фонды стремятся оказать поддержку тем организациям или лицам, с кем они уже имели дело в прошлом.
     Во Введении нужно доказать, что заявитель действительно в состоянии с пользой потратить средства и справиться с проектом. Следует завоевать доверие донора. У разных доноров разные требования, так что выбирать доноров надо по их возможной заинтересованности в организации-заявителе и в программах, сходных с заявляемой.
     Следует использовать Введение для обоснования связи между своими интересами и интересами донора. Во Введении указываются цели и задачи организации-заявителя; сколько времени она существует, как развивалась, каковы её финансовые ресурсы; уникальность организации - что-нибудь такое, в чем она была первой в стране, в регионе, в вашей области интересов; наиболее значительные достижения или, если организация создана недавно, достижения попечителей или сотрудников на месте их прежней работы; оценку результатов прежних проектов, подобных предлагаемому; прецеденты финансовой поддержки, получаемой из других источников, с приложением писем поддержки (letters of endorsement). Последний пункт особенно важен.
     Если раньше уже получали грант от какой-либо организации и аккуратно отчитались в конце срока выполнения проекта, то это - большой плюс! Очень часто фонды выделяют сначала небольшой пробный грант, а затем, если все в порядке, оказывают более серьезную поддержку.
     Следует аккуратно вести записи обо всех достижениях заявителя и организации -заявителя, чтобы использовать эту информацию во Введении к каждой заявке. Нужно хранить вырезки из газет об организации, письма из других учреждений и от частных лиц, одобряющих деятельность организации, отклики клиентов, высказывания крупных политических деятелей или выдающихся учёных в предлагаемой области, привлекающие внимание общественности к подобным программам. Это нужно делать, даже если указанные лица не упоминают именно заявителя, а лишь говорят о постановке проблемы в целом.
     Можно включить в заявку цитату из правительственного отчёта о том, что проекты, напоминающие программу заявителя, могут наиболее эффективно решать поставленные задачи. Таким образом используется доверие к признанным авторитетам для поддержки идей заявителя. Заранее составляется чёткое описание организации-заявителя. Поместив его в приложении к заявке, можно сэкономить место во Введении и быстрее перейти к следующему разделу.
     Для получения доверия к заявителю, внушённое Введением, может оказаться важнее, чем остальная часть заявки. Следует запасаться доверием! Однако нужно быть по возможности кратким и точным. Нужно избегать употребления специальных терминов и писать проще. Объем Введения: 0.5-2 стр.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Введение заявки.
     Содержит сведения об организации-заявителе. Объясняет, кто подаёт заявку, кто будет выполнять проект и почему заявители/исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации...) наилучшим образом выполнят задачи проекта. Вызывает доверие к заявителю.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
География деятельности фондов.
     Большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность определёнными частями света, регионами, странами, областями или районами. Это может касаться и места проведения работы, и местоположения организации, выполняющей проект. Так, например, многие американские фонды, финансирующие работу американских организаций по охране лесов Сибири, могут отказаться финансировать аналогичную работу, проводимую российской организацией из Новосибирска.
     Следует, однако, иметь в виду, что международные фонды только недавно начали свою деятельность в России, число их постоянно растёт, среди них также существует конкуренция за получение хорошей программы. Ведь им приходится отчитываться перед своими попечителями и донорами.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
География.
     Указывается район, где будет проходить работа по проекту: город, область, государство и т.д.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Государственное финансирование.
     В рамках конкретной программы, так, как это делают научные учреждения.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Государственные доноры.
     Госучреждения, получающие средства из бюджета своего государства. Например - Агентство по международному развитию США (US AID), Информационное агентство США (USIA), Национальный институт здоровья США, Агентство по охране окружающей среды (EPA) и др. Это самые бюрократичные и требовательные доноры. Их программы помощи всегда направлены на узко определённый круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчётности наиболее строги.
     Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника - получастного донора.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Грант.
     Средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа, грант не нужно возвращать.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Гранты в складчину.
     Многие фонды предпочитают выдавать гранты "в складчину" (matching grants), то есть при условии, что кто-то ещё одновременно профинансирует тот же проект.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Гуманитарная помощь.
     Предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи. Наиболее эффективны те виды гуманитарной помощи, которые стимулируют деятельность, например, микро-кредиты, а также мероприятия по очищению воды и предоставлению образования.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Дальнейшее финансирование (future funding).
     Донор не горит желанием финансировать одну и ту же программу до бесконечности. Фонды обычно желают знать, откуда возьмутся средства по окончании периода, обеспечиваемого грантом. Новый донор – это хорошо. Однако нужно представить план, который убедил бы донора, что у заявителя будет достаточно средств по истечении срока предоставления гранта.
     Что будет потом, когда программа будет на полном ходу? Может быть, нынешнее финансирование вообще не пойдёт впрок, если в будущем году потребуется запрашивать ещё большие суммы. Какие возможны источники финансирования по окончании проекта? Найдутся ли местные частные или государственные учреждения, готовые продолжить финансирование. Можно ли получить письменное подтверждение такой готовности? Способна ли сама программа дать необходимые средства - например, за счёт платы за услуги, предоставляемые в рамках программы, обеспечения клиентов информацией и т.п.?
      Существуют ли какие-либо третьи организации, способные оплачивать услуги, реализуемые в рамках программы? Собираетесь ли Вы заниматься поиском иных источников финансирования? Наилучший план будущего финансирования - план, не требующий последующей поддержки от донора. Рекомендуемый объем: 0,5 - 1 стр. Критерии оценки раздела "Дальнейшее финансирование": Представлен конкретный план финансирования в будущем. Описывается, будут ли получены средства из других источников и как именно. Заявитель минимально полагается на дальнейшую поддержку донора. Имеются рекомендательные письма и письма поддержки. Имеются рекомендательные письма и письма поддержки.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Дальнейшее финансирование.
     Раздел объясняет, каким образом, за счёт каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после израсходования средств гранта найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Донатор.
     Жертвующий что-либо человек. Даритель, заказчик некоммерческого проекта. Первыми донаторами были покровители, жертвователи на храм любой религии.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Доноры.
     Грантодатели, спонсоры. Частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты. Это могут быть государственные учреждения, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Дополнительный контакт с Фондом.
     После направления письма-запроса в Фонд следует, если правила работы фонда не запрещают этого, узнать о результатах запроса, позвонив в фонд или посетив его через некоторое время (от недели до месяца) после получения им Вашего письма.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Ежегодный объём дарения.
     Чтобы решить, стоит ли подавать заявку в данный фонд, полезно выяснить и ежегодный объем дарений, количество полученных грантов, их размеры и другие данные, по которым можно косвенно судить о шансах заявителей. Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых грантов, верхним и нижним пределом этих сумм. Многим фондам, и особенно государственным агентствам, зачастую бывает невыгодно присуждать гранты меньше определённой суммы в связи с большими бюрократическими издержками по их рассмотрению.
     Значительная часть фондов предпочитает поддерживать в основном уже известные им организации, что легко выяснить, изучая прецеденты выдачи грантов за последние годы. Некоторые фонды предпочитают выдавать "стартовые гранты" (seed money) организациям, начинающим новые проекты, и не поддерживают одни и те же организации в течение ряда лет. Многие фонды предпочитают выдавать гранты "в складчину" (matching grants), то есть при условии, что кто-то ещё одновременно профинансирует тот же проект.
     Другие фонды, напротив, требуют, чтобы поддержанные ими проекты не финансировались больше никем. Знание того, что такая же организации получила финансирование в таком-то фонде, может быть достаточным основанием, чтобы собрать побольше информации об этом фонде.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Задачи Программы.
     Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет завершён, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в окружающей среде, положение данной группы населения и т.д.? Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей. Какие результаты необходимо получить для выполнения поставленных задач. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленные задачи.
     Каковы методы измерения результатов, позволяющие судить о степени выполнения работ проекта. Как собираются данные, позволяющие координировать и контролировать ход выполнения работ. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; достижение запланированных результатов приводило бы к выполнению задач.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Задачи.
     Objectives. Конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которая описывалась в разделе "Постановка проблемы". Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления программы. Если каждый раз при написании задач программы задачи будут рассматриваться их в этом ключе, то станет понятно, как они должны выглядеть. В подобных случаях следует указывать, кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении, насколько и к какому сроку. Таким образом, задачи должны быть максимально конкретизированы.
     В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Такие количественные данные называются показателями. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта и измерить его эффект. Когда мы говорим в проекте об "усилении", "улучшении" и "увеличении" чего-либо, то неясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, проект осуществлённым. Для того чтобы не быть голословным, и нужны показатели.
     Утверждать, что эффект нельзя измерить, что нет возможности подобрать нужных показателей, равносильно признанию, что проект не даст заметного эффекта. Задачи всегда указывают на конкретный результат. Например, результатами проекта могут быть: доклад об оценке ситуации, доклад на совещании, научная публикация, учебник, оформленная экспозиция, снятый и смонтированный кинофильм, обученный персонал. Рекомендуемый объем: 0.5 - 1 стр.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Замечания к составлению заявки.
     Если фонд просит следовать установленному формату – необходимо следовать ему. Заявка в государственный фонд, обычно, длиннее, чем в частный. Заявки в госучреждения, могут содержать особые бланки, например, бланк титульного листа с указанием названия проекта, фамилий исполнителей, запрашиваемой общей суммы, числа людей, вовлечённых в проект, и т.д.; страховую форму для оценки степени риска для исполнителей проекта; заявление о запрете любой формы дискриминации кандидатов при найме на работу (equal opportunity policy statement) и др.
     В своих рекомендациях к составлению заявок фонды указывают желательное число страниц и последовательность изложения. Государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают критерии оценки каждого раздела проекта. Не следует пытаться создать впечатление. Необходимо чётко следовать правилам, иначе впечатление неизбежно будет неблагоприятным. Заявка может быть отклонена на основании того, что нарушены правила её оформления.
     После написания заявки следует перечитать её вновь, проверяя, насколько точно она соответствует приведенным фондом критериям. Ни одна заявка не может удовлетворить всем критериям сразу. Следует, однако, постараться максимально точно соблюдать те критерии, которые упомянуты фондом, обладающим потенциальным источником финансирования.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Заявители.
     Applicants.
     Частные лица или организации, подающие заявки на грант. Как правило, в благотворительные и государственные фонды обращаются за поддержкой организации, выполняющие проекты, которые не принесут прибыли её членам (исполнителям проекта, владельцам фирмы, учредителям организации и т.д.).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Заявка.
     Письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Как коммерческая фирма составляет бизнес-план с целью убедить вкладчиков поместить деньги в дело, так заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя (дарителя) вложить деньги в Ваш проект. Однако, в отличие от бизнес-плана, заявка пишется, чтобы получить средства на некоммерческий проект, то есть на дело, которое заведомо не принесёт прибыли.
     Организации и частные лица сталкиваются с необходимостью писать заявки на гранты. Свежие идеи требуют средств. Однако у Российских специалистов нет опыта в установлении контактов с западными некоммерческими организациями с целью проникновения на конкурс идей и проектов. Для западных специалистов это обычная процедура: фонды объявляют конкурсы, победители конкурсов получают гранты. Чтобы заявка имела успех, нужно знать, как её оформить, как наиболее выигрышно описать проект и самих заявителей. Конкуренция за благотворительные источники помощи в мире очень остра. Здесь даны общие рекомендации и правила по написанию заявок.
     Заявка на финансирование проекта может рассматриваться как объяснение того, каким образом различные расходы организации-заявителя связаны с конечным результатом ее деятельности. И чем лучше заявка это объясняет, тем больше шансы на успех.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Изготовление и продажа.
     Значков, маек, сувениров, литературы и т.д.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Информографический мешок целей, задач и методов.
     Позволяет собрать всю необходимую информацию о программе. Эта информация затем используется для построения всевозможных документов: бизнес-плана, всевозможных таблиц, письма-запроса, заявки, отчётов, презентации и т.д.
     Мешок составляют для улучшения собственного понимания проекта, он помогает составить окончательный проектный документ (заявку) и успешнее выполнить задуманный проект.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Источники информации.
     Международный Клуб Дебиторов, МИОС, КОЛО, другие организации, могут предоставить подробную информацию об источниках финансирования в интересующей области, а лучший способ получить подробную информацию о конкретном фонде - запросить из этого фонда ежегодный Отчёт и другие материалы о его программах и правилах.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Источники финансирования.
     Перед написанием заявки отправкой её донору следует изучить потенциальные источники финансирования.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Календарный, рабочий план (Summary Chart of Key Activities).
     Рабочий план - таблица мероприятий проекта с указанием последовательности их выполнения и ответственного лица. В рабочем плане могут быть даны также примерные даты получения результатов по каждому мероприятию. Временный график составляется на основе рабочего плана. На нем графически представлены основные этапы проекта с мероприятиями.
     Хорошо составленные рабочий план и временной график помогут равномернее распределить нагрузку, оценить, насколько реально определены временные рамки отдельных мероприятий, наглядно изобразить последовательность их выполнения и в дальнейшем проконтролировать осуществление проекта.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Контакты односторонние.
     Фонд может не принимать никаких обращений и сам запрашивать заявки у организаций, отобранных экспертами фонда.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Краткая аннотация заявки.
     Содержит ясное и краткое описание сути заявки. Занимает полстраницы, максимум страницу. Включает по 1-2 предложения, отвечающих на вопросы: кто будет выполнять проект, почему и кому нужен этот проект, что получится в результате, как проект будет выполняться, сколько потребуется денег.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Критерии оценки аннотации.
     Аннотация даёт ясное и краткое описание заявки. Рекомендуемый объем: 1 абзац (3-10 строк - короткая заявка) - 1 страница (длинная заявка). Одно предложение о заявителе (кто будет выполнять проект) и о его прежних достижениях. Одно предложение о проблемах (почему нужен проект).
     Одно предложение о целях и задачах проекта (что получится в результате). Одно предложение о методах и ресурсах (как будет выполняться проект). Указывает полную стоимость проекта, собственный вклад заявителя и запрашиваемую сумму. Кратко, ясно и интересно, что привлечёт внимание читающего.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Критерии оценки бюджета.
     Чётко разграничиваются средства, получаемые от донора и из других источников. Соответствует описательной части заявки. Сумма достаточна для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки. Подробен. Включает все статьи, финансируемые донором. Включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя).
     Включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе. Отделяет расходы на пособия и налоги от заработной платы. Включает оплату консультантов и других работников по контракту. Отделяет оплату труда от прочих прямых расходов.  Включает все непрямые расходы, если нужно. Учитывает текущий уровень инфляции.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Критерии оценки Введения заявки.
     Введение содержит сведения об организации-заявителе и об уровне компетентности автора проекта и квалификации (надёжности) персонала. Становится ясно, кто написал заявку, и кто будет выполнять проект. Описывается род деятельности, цели и задачи организации-заявителя. Понятно, почему именно организация-заявитель должна работать по проекту.
     Описывается, чьим нуждам и как служит организация-заявитель. Сообщается о наличии достижений и подтверждается это с помощью статистических данных, писем поддержки и других документов.  Подтверждается репутация организации. Свидетельствуется о наличии уровня компетентности, достаточного для выполнения задач (исследований, обучения и др.). Логически подводит к разделу "Постановка проблемы". Раздел краток, насколько возможно, интересен и не содержит профессионального жаргона.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Критерии оценки раздела "Методы".
     Из раздела ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены. Указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта. В разделе ясно описываются мероприятия в рамках программы. Понятны причины выбора именно таких мероприятий.
     Понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий. Ясен состав разработчиков. Описываются состав и обязанности исполнителей программы. Описываются, кому служит данный проект, и принципы подбора этих людей, групп, объектов. Естественность логической цепочки: проблема - цель - задача - метод.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Критерии оценки раздела "Оценка и отчётность".
     Из раздела ясно, как предполагается оценить конечный результат, достигла ли программа цели, как будете контролироваться процесс выполнения программы. Каков план оценки степени достижения целей (насколько точно достигнуты цели). Каков план оценки и корректировки методов в процессе выполнения проекта (как будет контролироваться процесс выполнения проекта).
     Достаточно ясно, кто будет проводить оценку и как эти люди (организации) будут отбираться. Чёткость установленных критериев успеха проекта. Описывается, как будут отбираться данные, и процесс их анализа. Объясняется, какие способы анализа будут применяться (ревизии, инспекции, вопросники). Указывается форма отчётности.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Критерии оценки раздела "Постановка проблемы".
     Описывается, почему возникла необходимость в выполнении проекта; ясно, какие обстоятельства побудили авторов написать проект. Насколько проблема выглядит важной и значимой для читателя (представляет неординарный случай)? Насколько связана с целями и задачами организации-заявителя? Разумность масштаба работ - не делаются ли попытки решить все мировые проблемы сразу?
     Поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области и ключевые литературные источники (1-5), советами экспертов. Сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя. Раздел не содержит голословных утверждений. Содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько возможно).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Критерии оценки раздела "Цели и задачи".
     Описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель - общий итог. Задачи - конкретные частные результаты, и они заметно отличаются друг от друга. Из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации. Насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы. По каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна чёткая задача.
     Вероятность того, что в результате выполнения проекта задачи будут решены. Цели в принципе достижимы, и результаты поддаются измерению. Из раздела ясно, кто извлечёт пользу от выполнения проекта. Указывается срок достижения целей. Язык ясен и чёток. Постановку задач авторы не путают с методами их решения.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Материалы, описывающие организацию заявителя.
     Они могут включать собственно описание организации, примеры прежних проектов, подборку цитат из прессы о прежней деятельности организации, подборку финансовых документов.
     Описание организации чаще всего бывает кратким (одна страница). Это может быть сделано на бланке организации или на обычном листе бумаги. В описании указываются: Полное название организации, почтовый адрес, телефон, телефакс, адрес электронной почты и др.
     В первом абзаце следует описание статуса организации (общественная, некоммерческая, частная и т.д.). Далее следует список целей, на достижение которых направлена деятельность организации, указываются принципы работы, методы. Обязательно следует указать, кто являются клиентами организации, кто пользуется её услугами. В описание важно также включить краткую историю организации с указанием сроков проведения наиболее удачных акций, примеров выполненных проектов, случаев совместной деятельности с другими организациями, включая иностранные и международные, прецедентов получения грантов от отечественных и зарубежных доноров.
     Нужно указать также примерный бюджет за прошлый год. Продвинутые заявители имеют несколько вариантов описаний от самых сжатых (страница) до подробных многостраничных, хорошо иллюстрированных брошюр. Если отсутствует опыт работы с фондами, целесообразнее всего составить для начала один универсальный образец описания организации донора на одной странице, а при необходимости дополнять и видоизменять его. Краткость и чёткость - главные союзники.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Местные фонды.
     Community foundations. Создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы почти исключительно на оказание поддержки местным организациям. У них накоплен хороший опыт получения средств.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Методы заявки.
     Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводится схема организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Методы Программы.
     Методы, мероприятия, проводимые в ходе проекта. Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов? Почему выбраны именно эти методы? Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы применение указанных в проекте методов гарантировало бы получение ожидаемых результатов.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Методы. Methods.
     К этому моменту предполагаемому донору уже стало ясно то, над чем предполагает работать заявитель и каковы его цели, достижение которых обещает разрешить проблему или смягчить её остроту. Здесь нужно подробно описать те виды деятельности (мероприятия), которые необходимы для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов.
     Из этого раздела читающему должно стать ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование и др.) будут привлечены. Существуют два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе: какова стратегия в достижении желаемых результатов? Почему избрана именно эта из всех других возможных?
     Ответ на последний вопрос потребует знания аналогичных программ. Кто ещё работал по такой программе. Какие методы применялись ранее и применяются сейчас и с какими результатами? Другими словами, нужно обосновать выбор методов. Рассмотрение альтернатив - важный аспект методологии. Демонстрируя знакомство с аналогичными работами и объясняя выбор используемых средств, приобретается больше доверия в глазах донора. Важно показать компетентность во всех разделах заявки. Подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным.
     Помимо перечня мероприятий можно проиллюстрировать данный раздел также организационной схемой, календарным и рабочим планами. Их можно либо вставить непосредственно в раздел, либо поместить в приложении. Важно различать задачи и методы. Если трудно сразу различить задачи и методы, нужно попытаться представить, что будет через год-два.
     Какие бы хотелось получить изменения, какие различия между существующим положением дел и будущим? Подобное изменение ситуации и может явиться задачей программы, а способы, которыми будут достигаться эти изменения, можно отнести к методам. Рекомендуемый объем: 1 - 4 стр., редко более.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Меценат.
     Способствует на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств. Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Августе.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Милостыня.
     Подаяние. Добровольная раздача, пожертвование своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей нуждающимся, нищим.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Мониторинг.
     Мониторинг - это непрерывный контроль за ходом выполнения проекта. В процессе мониторинга руководитель проекта собирает информацию о соблюдении графика работы, поступлении ресурсов и других предпосылках (т.е. о внешних по отношению к проекту условиях), проверяет имеет ли место предполагавшийся эффект.
     По этим данным в любой момент все участники, в том числе и донор, должны знать, выполняется ли проект в соответствии с планом. Важно выстроить план мониторинга уже в заявке и начать оценку проекта с самого старта. Начать мониторинг, когда работа близка к завершению, трудно, так как к этому моменту ряд ценных данных о ходе проекта может быть упущен.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Независимые фонды.
     Independent foundations. Как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала.
     Такие фонды обычно имеют чётко определённый список приоритетных направлений (fields) и набор стандартных критериев отбора заявок (guidelines). Фонды формируют советы, рассматривающие заявки и выносящие решения о финансировании. Чаще всего придётся иметь дело именно с таким типом фондов.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Некоммерческая организация.
     Non-profit Organization. Это организация, которая либо не получает прибыли от своей деятельности, либо получает, но использует её на цели своего развития (уставную деятельность), а не распределяет её в виде дивидендов среди своих членов (совладельцев, учредителей и т.д.).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Непрямые расходы (Indirect Costs).
     Эти расходы трудно связать с какой-то конкретной деятельностью или проектом, но они, тем не менее, необходимы для нормальной работы организации-донора и успешного выполнения программы. Любая программа, выполняемая организацией, стоит определённых денег. Стоимость износа основных фондов, амортизации капитального оборудования, оплата труда административных работников, общие коммунальные расходы (телефон, газ, электричество, лифт, антенна и др.) могут быть квалифицированы как непрямые.
     Иногда неудобно располагать подобные расходы в других разделах бюджета, поэтому всех их вместе можно поместить в конце бюджета в разделе «Непрямые расходы». Некоторые организации определяют свой уровень накладных расходов в виде процента от общего фонда оплаты труда или от прямых расходов.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Ограничения на деятельность Фонда.
     Информация об ограничениях на деятельность источника финансирования обычно доступна и присутствует в любом описании деятельности фонда. Этой информации достаточно, чтобы не обращаться в те фонды, где проект не пройдёт по объявленным критериям. Но этой информации может быть недостаточно, чтобы решить, в какие же фонды обращаться.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Оплата труда (Personnel). Зарплата и гонорары (Salaries & Wages).
     Записываются все работники с указанием должностей, как работающих на постоянной основе (full time), так и временно (неполный рабочий день - part time). Разовые услуги консультантов включаются в раздел "Консультативные и контрактовые услуги".
     1. Количество работников.
     2.  Должность.
     3. Полная месячная зарплата.
     4. % полного рабочего времени, посвящённый работе по программе part time, full time.
     5. Продолжительность работы.
     6. Полная сумма.
     7. Имеющаяся сумма amount donated, синонимы: in-kind, local share, applicant share (оклад на основной работе).
     8. Требуемая сумма amount requested. В США существует практика определения окладов в сопоставлении с таковыми в других организациях, аналогичных заявителю. Подобная политика в ходу у многих фондов. Нужно узнать уровень з/пл. в других аналогичных организациях в соответствии с родом деятельности, квалификационными требованиями и обязанностями.
     Эту информацию можно получить в в местных органах самоуправления, министерствах, ведомствах, фирмах. Разброс может составить 200-800 долл. США. Из з/пл. следует ещё вычесть 13% подоходного налога и 1% в Пенсионный Фонд. В раздел «Имеющиеся средства» включаются деньги, получаемые из других источников.
     Это могут быть средства и услуги, предоставляемые на безвозмездной основе (менеджер/водитель, менеджер/юрист. Здесь указывается оклад водителя и пишется, что это стоимость труда, дарованного проекту добровольцем. Сюда, однако, не включаются отчисления и налоги с зарплаты, которую не получил доброволец.
     Государственные фонды иногда требуют, чтобы получатель гранта оплачивал часть проекта из собственных средств (например, 10 или 25 %). Можно сделать этот взнос деньгами (in cash), в случае оплаты работы сотрудника, или своими ресурсами (in- kind), в случае добровольной безвозмездной работы. Работа добровольцев документируется так же, как если бы она оплачивалась.
     Ведутся подробные записи обо всей проделанной работе. Учёт имеющихся ресурсов позволяет объективно оценить стоимость программы, а также взнос самой организации-заявителя. Как правило, заявители не учитывают эту статью бюджета вовсе.
     В таком случае, при реализации этой программы в другом месте, где, добровольного труда может не найтись, выделяемых донором денг не хватит.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Оплата труда. Консультативные и контрактные услуги (Consultant and Contract Services).
     Сюда включаются выплаты консультантам, нанятым по договору. Нужно указать количество дней работы и предполагаемую сумму оплаты одного дня. В эту статью не входят командировочные расходы (тр. и сут.) для консультантов. Гонорарная часть является наиболее деликатной статьёй бюджетных расходов.
     Стоит подумать, что включать в данную часть, а что в часть раздела "Зарплата и гонорары". Если бухгалтерские услуги оказываются специализированной организацией, то они включаются в раздел «Накладные расходы». Кратковременные услуги, связанные с оказанием помощи в освоении технологий, программного обеспечения и оборудования, а иногда и с оплатой экспертов, также указываются здесь.
     В разделе "Имеющиеся ресурсы" следует показать сумму, которая экономится, если консультанты работают безвозмездно. Консультативные и контрактные услуги также облагаются налогами.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Оплата труда. Пособия и налоги (Fringe Benefits).
     Сюда входят затраты на дополнительные выплаты работнику, включая медицинское страхование, социальное обеспечение и т.д. Обязательные пособия могут включать, например, оплату листков временной нетрудоспособности, уход за ребёнком и т.п. Как и заработная плата, пособия должны соответствовать среднему уровню таковых в других организациях сходного типа.
     Следует также предусмотреть затраты, связанные с выплатой налогов и другими обязательными отчислениями в госбюджет. Чтобы предусмотреть все возможные налоги, следует проконсультироваться с аудитором, а лучше, пригласить его в качестве постоянного консультанта программы. Донору следует показать, что организация умеет составлять свой собственный налоговый бюджет. Это позволит точно знать заранее, какую сумму закладывать на налоги в бюджете.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Организация-исполнитель.
     Название организации, выполняющей проект, её адрес, телефон и номер расчётного счета (если он есть). В этом же разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация, и поддерживающая организация (лаборатория, институт).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Основные прямые расходы (Non-Personnel Direct Costs). Помещение и коммунальные услуги (Space Costs).
     Здесь указывается стоимость всех используемых помещений, эксплуатационных расходов (вода, отопление, электричество) и т.д., включая арендуемые и полученные м в постоянное пользование. Стоимость этих затрат должна соответствовать средней для местности, где реализуется программа.
     Сюда следует включить также стоимость страховки, ремонта и т.п., а также плату за телефон (указать число телефонных аппаратов, номеров, стоимость установки номера/аппарата, ежемесячную плату за один аппарат/номер). Аренда помещения для проведения семинаров, конференций или совещаний не включается в данный раздел, а относится к разделу "Прочие прямые расходы".
     Плата за междугородние переговоры и связь (телефакс, телекс, e-mail, Интернет, почта) также входят в раздел "Прочие прямые расходы" или выносится в отдельный раздел "Связь".
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Основные прямые расходы. Аренда и покупка оборудования (Rental, Lease or Purchase of Equipment).
     Сюда вносятся все затраты по приобретению или аренде основного оборудования, оборудования офиса, мебели, оргтехники, автомобиля, которое предполагается использовать в работе по программе. Нужно запрашивать оборудование в разумных пределах. Следует записать в бюджет как можно больше оборудования, полученного из собственных источников (колонка "Имеющееся").
     Это продемонстрирует донору потенциальные возможности самофинансирования. У разных Фондов разные представления об оборудовании. Часто оборудованием (equipment) называют предметы, стоящие более 500 долларов и (или) предназначенные для эксплуатации более одного года. Некоторые фонды не рекомендует покупку оборудования, а поощряет его аренду. Сюда следует также отнести дополнительные расходы по доставке оборудования, установке, страхованию.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Основные прямые расходы. Командировочные и транспортные расходы (Travel).
     Следует подробно описать каждый пункт, чтобы не вызвать у донора недоуменных вопросов. Сюда включаются расходы на: на проезд исполнителей проекта наземным транспортом или самолётом, суточные (из расчёта на каждый день, в соответствии с существующими в Вашей организации или районе работы нормами), проезд к месту работы в регионе, перевозка грузов, аренда автомобилей.
     Следует разделять командировки внутри России и зарубежные командировки. Каждая зарубежная командировка должна быть выделена особо с указанием стоимости ж/д или авиабилета туда и обратно, пунктов вылета-прилёта, суточных и непредвиденных расходов (поездки на местном транспорте, стоимость виз и др.). Нужно также уточнить, какие суточные расходы характерны для конкретного места. Поездки внутри страны необязательно расписывать так подробно, как международные.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Основные прямые расходы. Прочие расходы (Other costs).
     Сюда включается всё, что не вошло в другие разделы бюджета (оплата конференций, совещаний и рабочих семинаров, печатание материалов и объявлений, стоимость телефонных разговоров и связь).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Основные прямые расходы. Расходные материалы (Supplies).
     Сюда относятся канцелярские принадлежности (desk top supplies), то есть бумага, дискеты, ручки, скрепки, папки, специальные запросы (учебники, учебных таблиц, предметы, необходимые для камеральной обработки полевых материалов, расходы на подписку, публикацию результатов и почтовые расходы).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Отчётность.
     Письменные и устные отчёты могут быть предназначены для донора, контролирующей или поддерживающей организации, государственных контрольных органов или руководителей организации заявителя, разработчика и исполнителя. Содержание и порядок представления отчётов оговариваются в договоре, заключаемом с донором при получении гранта. Заключительный отчёт, характеризующий степень достижения целей и выполнения задач, представляется в установленный срок по завершении проекта руководству организации заявителю и донору.
     Кроме него могут быть представлены промежуточные (квартальные, полугодовые, годовые) отчёты, а также финансовый, иногда научный и некоторые другие отчёты. Финансовая отчётность обычно ведётся в соответствии с законодательством государства, в котором находится организация заявитель. Сверх этого, фонды указывают свои требования к финансовому отчёту, часто достаточно подробные. Полученные в ходе проекта материалы, оформленные в виде публикаций, карт, фотоальбомов, кино- и видеофильмов и др., также могут использоваться как отчётные материалы. Рекомендуемый объем: 0.5 - 1 стр.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Оценка и отчётность.
     Из этого раздела должно быть ясно, как предполагается определить в конце, достиг ли проект цели, и как будет контролироваться процесс выполнения проекта. В какой форме будет составлен отчёт о проделанной работе и затраченных средствах.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Оценка результатов. Evaluation.
     Необходимо оценить степень эффективности работы в целом и понять, насколько удалось достичь поставленных целей. Подобное действие называется оценкой результатов (outcome evaluation). Кроме того, может возникнуть необходимость получить сведения о ходе проекта, осуществлении различных его этапов, чтобы можно было откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения.
     Такая оценка называется оценкой хода работы (process evaluation) или мониторингом. Все это даст возможность по завершении проекта отчитаться перед донором о проделанной работе и затраченных средствах. По окончании программы в процессе оценки результатов нужно будет определить: насколько достигнуты цели проекта, насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе "Постановка проблемы", не имела ли программа какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтённого ранее, хорошо ли были подобраны средства (методы), какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.
     При написании заявки следует указать, кто и каким образом даст ответ на вышеперечисленные вопросы. Кем будет оцениваться программа: заявителем или предполагается проведение проверок, инспекций, экспертиз со стороны вышестоящих или сторонних организаций? Как об этой оценке узнает донор? Следует также указать критерии, предполагаемые для использования в оценке результатов реализации программы. Задачи, поддающиеся измерению, готовят почву для эффективной оценки.
     Если, при написании этого раздела, сложно определить, какие критерии лучше использовать в оценке проекта, следует заново просмотреть цели и задачи. Вероятно, они недостаточно конкретны. Часто на оценку результатов влияет субъективизм.
     Он особенно заметен, если заявитель сам оценивает результаты своей работы, чувствуя, что от видимых хороших результатов зависит дальнейшее финансирование. Один из способов достичь более объективной, а зачастую и более профессиональной оценки - попросить какую-нибудь постороннюю организацию сделать оценку.
     Иногда возможно, чтобы такая организация сама предложила план оценки, подходящий для представления донору как часть заявки. Это не только обеспечит более объективную оценку, но и повысит доверие к заявителю и Программе.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Патронат.
     Одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним. Патронатный воспитатель является опекуном ребёнка, его законным представителем. Наиболее близким западным аналогом считаются так называемые «фостерские семьи». В отличии от простой опеки, патронатный воспитатель оказывает свои услуги по воспитанию ребёнка возмездно. Патронатный воспитатель заключает с органом опеки и попечительства, по которому патронатный воспитатель получает ежемесячное вознаграждение. В отличие от усыновления, ребёнок, как и при любой другой форме опеки, не приобретает родственных прав и обязанностей по отношению к патронатному воспитателю, сохраняет все льготы и выплаты, причитающиеся ему как ребёнку, оставшемуся без попечения родителей.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Первоначальное обращение в фонд.
     В документах конкретного фонда обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения. Некоторые фонды требуют предоставления полной заявки, соответствующей заданной форме. Многие фонды предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями.
     Значительная часть предпочитают сначала получить письмо-запрос (letter of inquiry) с кратким изложением проекта и описанием заявителя. Если неясно, как обращаться, то следует: позвонить в фонд и объяснить суть программы; подготовить и провести встречу с представителями фонда; направить в фонд письмо-запрос с кратким описанием программы и её исполнителя.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Письма поддержки.
     Letters of support and endorsement. Сюда включаются письма от государственных учреждений и частных лиц, одобряющих программу. Обычно такие письма должны быть адресованы главе организации-заявителя или самому заявителю. Эти письма следует посылать в одном пакете с заявкой, чтобы они не потерялись по дороге. Полезно заранее представить авторам письма-поддержки подробную информацию, которая может помочь в его составлении, а лучше самим их составлять и давать на подписание.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Письмо из налоговой инспекции.
     I.R.S. determination letter. Помимо собственно описания организации фонд может затребовать ряд документов, характеризующих её с финансовой стороны. Наличие налоговых льгот должно быть подтверждено письмом из налоговой инспекции, где указываются причины освобождения организации от уплаты тех или иных налогов, прочие льготы и др.
     Если донор не предлагал заполнить конкретные формы и не требовал конкретной финансовой документации, то надёжнее всего включить в приложения подробный финансовый отчёт за последний завершённый год, а всю остальную документацию представлять только по требованию донора.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Письмо-запрос.
     Наиболее распространённая и надёжная форма обращения. Составление его заставляет сформулировать суть программы. Если вслед за письмом позвонить в фонд или посетить его офис, основа для конструктивного диалога будет уже заложена. Письмо-запрос кроме руководителя программы подписывает глава организации исполнителя, руководитель госучреждения, которое принимает участие в программе, чем подтверждается, что программа всемерно поддерживается, что существенно для получения гранта.
     Письмо-запрос должно быть изложено на 1-3 страницах. Ни у кого нет времени читать длинных писем. В письме необходимо объяснить, почему оно направлено именно в этот фонд, для чего следует использовать свои знания о фонде. В письме следует чётко одной фразой, объяснить суть проблемы, способ её решения и необходимость программы.
     Письмо должно содержать ясную информацию о задачах, ожидаемых результатах, методах и стоимости выполнения проекта. В письме необходимо убедительно показать, почему именно организация-заявитель способна выполнить такой проект, охарактеризовать направления деятельности, достижения и квалификацию членов организации. В письме следует также объяснить, что ожидается от рассмотрения запроса.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Платные благотворительные мероприятия.
     Обеды, вечера, просмотры кинофильмов, благотворительные аукционы.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Подаяние.
     Милостыня. Добровольная раздача, пожертвование своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей нуждающимся, нищим.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Поддерживающая организация.
     Правительственное учреждение или известная межправительственная или неправительственная организация, которая содействует выполнению проекта, ее полное наименование и адрес. Следует приложить копию писем поддержки и соглашений о сотрудничестве.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Подтверждение статуса неприбыльной организации.
     Indication of Nonprofit Corporation Status. Обычно фонд посылает Вам анкету с вопросами, ответы на которые позволяют определить статус организации.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Пожертвователь.
     Человек, который добровольно передаёт в дар денежные средства, которые будут использоваться по назначению или на уставную деятельность. пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права,
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Покровитель.
     Защищает отдельного человека, представителей отдельной профессии, населённый пункт, народ или другую социальную группу или явление. В его задачи также входит защита интересов подопечных после их смерти.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Получастные доноры.
     Общественные организации, получающие средства от государственных доноров и распределяющие их по организациям-заявителям.
     Например - Уорлд Лернинг (World Learning), Национальный фонд защиты демократии, АЙРЕКС (IREX - International Research and Exchange Board), Фонд Евразия (Eurasia Fund) и другие. Сюда же можно отнести и международные организации, подобные Всемирному банку (World Bank).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Постановка проблемы заявки.
     Описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Предпосылки Программы.
     Необходимость в выполнении программы. В чём приоритетность программы. Источники информации свидетельствуют о существовании проблемы. Важность проблемы в общем жизнеустройстве.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Прецеденты финансирования.
     Помимо объявленных фондом ограничений, хорошо бы изучить, кому и какие гранты фонд выдал за последние несколько лет. Изучение прецедентов позволяет выяснить пристрастия данного источника финансирования и не только воздержаться от обращений в неперспективные фонды, но и лучше подготовить предложения в перспективные. Фонды, как правило, консервативны, и как бы ни был гениален и привлекателен проект, шансы его невелики, если он выходит за рамки основных традиционных сфер деятельности фонда.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Приложения.
     Включают дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Проблема, обоснование потребностей (Problem statment or needs assessment).
     Из Введения заявки донор должен был уяснить себе сферу интересов заявителя, над чем именно он работает. Теперь нужно точно изложить конкретную проблемы, которую заявитель собирается решить с помощью программы.
     В этом разделе описывается ситуация, побудившая приступить к разработке программы. Нужно должны объяснить, зачем нужна программа. Описываемая проблема должна отражать объективную ситуацию, т.е. проблемы вне организации-заявителе - из жизни клиентов, местных жителей, города или страны.
     Формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности организации-заявителе, за исключением случаев, когда средства нужны для повышения эффективности самой организации-заявителе. Отсутствие денег - это не проблема. Это очевидно из самого факта обращения за финансовой помощью. Важно ответить на вопрос, для решения какой проблемы нужны деньги.
     Этот раздел можно назвать "Постановка проблемы" или "Обоснование потребностей". Не следует считать, что все хорошо осведомлены о серьёзности проблемы, поставленной в программе. Нужно постараться писать в расчёте на человека, впервые в жизни слышащего о такой проблеме. Не нужно употреблять никаких терминов, не разъяснив попутно из значения.
     Возможно, что донор хорошо осведомлён о важности программ предлагаемого типа, тем не менее потребуются дополнительные доказательства компетентности заявителя в данном вопросе. Можно включить в проект соответствующие статистические данные, процитировать выступления представителей органов власти (особенно местных) и обзорные научные работы, и доказать, что заявитель действительно собирается решить конкретную задачу.
     Таблицы и схемы, скорее всего, не увлекут читателя, поэтому их следует приберечь для приложения. Лучше всего привести ряд наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию. Нужно чётко представлять себе, что означают приводимые цифры. Не следует увлекаться цитатами.
     Нужно постараться исключить все специальные термины, понятные лишь специалистам и избежать наукообразных оборотов. Задача на этом этапе заинтриговать читателя, а не повысить его образовательный уровень. Приводя данные научных исследований, не нужно утомлять читателя.
     В разделе "Постановка проблемы" нужно: логически связать задачи, выполняемые организацией-заявителем, с проблемами, которые нужно решить; чётко определить весь круг проблем, над которым предполагается работать; убедить читателя в том, что задача в принципе выполнима, то есть её можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив определённую суммы; подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов - статистических данных, групповых заявлений, частных писем от клиентов и профессионалов, работающих в данной области; быть реалистичными - не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода. Широко распространена ошибка: многие заявители не понимают разницы между самой проблемой и путями ее решения. Рекомендуемый объем: в большинстве случаев 1-3 стр.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Разовые приобретения.
     Это приобретения, совершаемые лишь однажды в течение всего срока программы. Сюда может относиться покупка автомобиля для проведения полевых обследований или покупка оргтехники и информационных баз типа «Гарант». В таком случае важно указывать, достаточно ли у организации-заявителя средств для использования приобретенных вещей надлежащим образом.
     Автомобиль требует наличия шофёра, топлива, ухода, ремонта и охраны. Оргтехника должна использоваться квалифицированными работниками. Донору следует показать, что у организации достаточно средств для этого. Донор не захочет оплачивать приобретения, которые не будут использоваться в программе.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Результаты аудиторской проверки.
     Audited financial statment. Помимо собственно описания организации фонд может затребовать ряд документов, характеризующих её с финансовой стороны.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Ресурсы.
     Какие ресурсы должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в программе. Из каких источников поступят эти ресурсы. На основании чего планируется уровень зарплаты, стоимость оборудования, уровень расходов на транспорт и другие услуги. Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств.
     Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению методов, предусмотренных программой. Каковы возможные препятствия.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Руководитель проекта.
     Указывается Ф.И.О., звание, должность, адрес, телефон, номер факса, адрес электронной почты (E-mail) и т.д. С ним будет связываться донор. Руководитель отвечает за выполнение проекта и несёт ответственность перед донором за эффективность использования средств. Следует отдельной строкой указать автора, разработчика и исполнителя программы. Но Руководитель должен быть один.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Сбор пожертвований.
     От частных лиц и организаций. Сбор может быть целевым, направленным на конкретное мероприятие, кампанию или на нужды организации вообще.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Сопроводительное письмо.
     Cover letter. Краткое (2-3 абзаца) заявление, подписанное руководителем Вашей организации (если этот проект разработан организацией). В письме сжато описывается суть заявки, важность и значимость предлагаемого проекта. Письмо должно содержать одобрение проекта администрацией, и подписать его, кроме главы учреждения, должно ещё одно официальное лицо, например, исполнительный директор. Приложения к заявке в частные фонды должны быть краткими.
     Наивно полагать, что Ваш рецензент будет заинтересованно просматривать тома дополнительных материалов, так что экономьте деньги на почтовых отправлениях. Однако приложения к заявке в государственные фонды могут быть длиннее самой заявки. В приложениях обычно помещают материал, достаточно важный и полезный для проекта, но слишком подробный или громоздкий, чтобы помещать его в саму заявку.
     Как правило, фонды сами указывают, что именно им хотелось бы видеть в приложениях. Зачастую у разных фондов эти требования совпадают. Поэтому составителям программ и авторам проектов полезно всегда иметь под рукой стандартный набор документов, которые могут потребоваться при написании заявок. Вот какие документы требуются в большинстве случаев:
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Социальная помощь.
     Работа с незащищёнными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Список членов Совета (правления) (Board of Directors).
     Этот документ все чаще запрашивается многими фондами. Это список членов Совета, Дирекции, Правления, Попечителей организации с указанием их должности, положения в обществе (министр, профессор, служащий, строитель).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Спонсор.
     Может быть как физическим, так и юридическим лицом, финансирующим какую-либо деятельность как физических, так и юридических лиц, c целью получения какой-либо материальной выгоды или прибыли для себя, либо в обмен на рекламу. Происходит от лат. sponsor «поручитель», из spondere «обязаться, поручительствовать, гарантировать». В русский язык слово пришло через английский.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Средства без жёстких ограничений.
     Членские взносы, доход с распродаж и пожертвования на нужды организации, равно как и другие поступления обычно тратятся на то, на что сложнее всего получить целевые пожертвования (з/пл, оргтехника, аренда и ремонт помещений, покупка информации, привлечение специалистов.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Срок выполнения проекта.
     Обычно исчисляется в месяцах не более чем на 1-2 года. Фонды, как правило, не финансируют долгосрочные проекты. Если проект не может быть выполнен за 2-3 года, заявки на последующие стадии пишутся отдельно и подаются позже.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Стартовые гранты.
     Некоторые фонды предпочитают выдавать "стартовые гранты" (seed money) организациям, начинающим новые проекты, и не поддерживают одни и те же организации в течение ряда лет.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Стоимость проекта.
     Здесь указывается требуемый объем финансирования на весь срок или на первый год выполнения проекта (обычно в долларах США). Кроме того, нужно указать полную стоимость проекта (включая вклады и средства, вложенные авторами, разработчиками и исполнителями программы и полученные из других источников).
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Субсидиатор.
     В качестве субсидиатора выступает государство. Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Субсидия.
     Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Субсидия - помощь «покупателю», то есть субъекту, не имеющему достаточно средств для привлечения необходимых ресурсов, с целью позволить субъекту потребить эти ресурсы с рынка.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Схема организации работы. Организационная схема (table of organization).
     На организационной схеме графически представлена организационная структура проекта. Из схемы должно быть ясно, кто кем в организации управляет, кто у кого в подчинении, кто с кем взаимодействует. Схема должна быть несложной и наглядной.
     При составлении организационной схемы нужно ответить на следующие вопросы: кто отвечает за все работы по проекту? кто отвечает за конкретные разделы рабочего плана? как распределены мероприятия и обязанности между организацией заявителем, поддерживающей и сотрудничающими организациями? кем и как будет осуществляться контроль за выполнением работ? кто кому подотчётен? Оргсхема незаменима, если в проекте участвует много исполнителей из разных организаций.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Тематика.
     Как правило, благотворительный фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики. Следует посылать заявки строго в соответствии со сферой их деятельности.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Тип поддержки.
     Фонды часто ограничивают типы работ и мероприятий, которые они готовы финансировать, как-то: поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата персонала, капитальное строительство и т.д.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Типы получателей грантов. Различные источники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило, ограничивают тип получателей грантов, как-то: индивидуальные исследования, студенты, неправительственные экологические организации, органы местного самоуправления, научно-исследовательские институты и т.д.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Титульный лист заявки.
     Занимает одну страницу.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Титульный лист Программы (cover page).
     Служит визитной карточкой программы. Он должен на одной странице содержать всю необходимую для донора информацию. Часто фонды сами задают форму титульного листа. В этом случае нужно просто аккуратно заполнить бланк. Название проекта - должно быть броским и кратким.
     Оно может быть общим, например "Клуб Дебиторов", или может содержать подзаголовок, например: “Социальные Инвестиции” – создание условий для эффективного инвестирования в социальную сферу. План действий. Не следует название делать скучным, включая в него профессиональные термины, даже если при этом название программы будет точно соответствовать его содержанию.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Учредительство.
     Ряд организаций, физических лиц делают единовременный взнос, и собранные деньги используются на уставную деятельность учреждённой организации.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Филантроп.
     Человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. Древнейшей формой благотворительности является милостыня и помощь нищим, главным образом при церквях и монастырях. Филантроп — полная противоположность мизантропу. Филантропия — человеколюбие, забота об улучшении участи человечества
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Фонды прямого действия.
     Operating foundations. Фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов. Нам они денег не дадут, у них следует учиться тому, как деньги добывать.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Целевые средства.
     Такие средства имеют жёстко обусловленное целевое назначение. Они направляются на социально значимые программы с доказуемым социально значимым результатом (проведение мероприятия, выставки, организация информационной службы).
     Чем яснее статья расходов связана с конечной пользой, приносимой обществу организацией и ее проектом, тем больше шансов покрыть эти расходы, получив грант, финансирование по государственной программе, или целевые пожертвования от компаний.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Цели и задачи заявки.
     Дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. цель - это во имя чего предпринимается проект. Задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Цели и задачи поставленной проблемы. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Цели Программы.
     Цель деятельности в рамках программы. Связь цели с решением проблемы. Кто выиграет в результате продвижения к цели. Как действия, предусмотренные программой, изменят существующую ситуацию. Средства проверки достижения цели. Как убедиться, что программа вносит ожидаемый вклад в продвижении к цели. Как собираются данные о продвижении к цели.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Цели. Goals. 
     Цели и задачи проекта (Program goals and objectives). - это наиболее общие утверждения. Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение - показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач. Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными.
     Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях нужно чётко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Ценные бумаги.
     Собранные средства Некоммерческие организации могут вкладывать в ценные бумаги процветающих корпораций. Проценты с этих вкладов используются на нужды некоммерческих организаций.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Частные доноры.
     Это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), либо корпорации (коммерческие фонды), а также частные лица. Написание заявок частным донорам обычно требует меньше усилий, так как требования к оформлению заявки значительно менее жёсткие, а отчётность сильно упрощена по сравнению с государственными донорами. Однако некоторые частные фонды могут быть тоже весьма требовательны. Существует несколько типов частных благотворительных фондов.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Частные организации-посредники.
     Не имеют собственных средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют общественность, помогают в оформлении заявок, оценивают и отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют донору отчёт). Примером может служить деятельность Клуб Дебиторов, КОЛО, МИОС, ISAR.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Членские взносы.
     Люди, сочувствующие или активно участвующие в работе организации, делают регулярный взнос в общий фонд.
     +++++++++++++++++++++++++++++++
Язык обращения.
     Иностранные фонды, имеющие представительства в России (фонды Сороса, МакАртуров и др.), как правило, принимают заявки, написанные по-русски. Но лучше подавать заявки на двух языках.
     +++++++++++++++++++++++++++++++