287. Школа даосов о логике и случаях

Владимир Фёдорович Власов
287. О ЛОГИКЕ И СЛУЧАЯХ

Однажды я завёл со стариком Накамура разговор о логике человеческого мышления, сказав, что вся наша жизнь подчиняется определённым законам, и логика помогает понять, что происходит с нами, и избегать каких-то неожиданных случаем. Но старик Накамура мне возразил: «Чем больше я живу, тем больше убеждаюсь, что в нашей жизни ни логика управляет нами, а случай. Конечно же, все мы опираемся на логику, потому что какой-то фундамент нам всё же нужно иметь под ногами, но чаще всего случай полностью перечёркивает нашу логику и приводит нас к тому, что по нашей логике не могло бы случиться. Последнее время я убеждаюсь, что наша жизнь алогична, и человеку ничего не остаётся, как постоянно готовится к чему-либо неожиданному. Ведь и смерть людей часто бывает неожиданной и выходит за границы всякой логики, и это чаще всего происходит потому, что какие-то потусторонние силы вмешиваются в нашу жизнь».

И в доказательство своих слов он дал мне один старинный текст из своей библиотеки, который я перевёл так:
 

СПОР ИЗ-ЗА ЗАМЕНЫ

(О чём не говорил Конфуций)

Второй Ван из Хойси портным в селе был, шил одежды,
Раз ночью мимо леса шёл, нёс женские наряды.
Вдруг выпрыгнули двое голых из воды в надежде
Его схватить, как будто поджидали из засады.

Их лица были чёрными, портного потащили
В глубь речки для замены (1) их грядущего рожденья,
Ведь так самоубийцы, как в народе говорили,
Себе находят в людях жертву в будущем продленье.

А у портного сил сопротивляться не хватало,
Он сделал несколько шагов, как бы идя за ними,
С сосны вдруг спрыгнул человек с глазищами большими
И с языком, повисшим изо рта, как опахало (2),

В руках держал верёвку, заарканил петлёй Вана,
Чтоб вытащить из речки, с ним в драку он ввязался,
Те заорали: «Первыми поймали мы болвана,
Он нужен для замены, хочешь, чтоб тебе достался»!?

- «Второй Ван ведь портной, он - мой, - сказал им бес с верёвкой,
А вы – речные бесы, с голой задницей живёте,
Зачем портной вам, чтоб в воде вам хвастаться обновкой?
Решим давайте мирно, вы его мне отдаёте».

Ван словно в забытье почувствовал, что нет надежды,
Как его бесы тянут, ничего он не уладит,
Подумал: «Если пропадут все женские одежды,
То чтобы возместить убытки, сил моих не хватит».

Повесил он одежды на деревья, помолился,
И стал прощаться с жизнью, когда бесы ещё дрались,
Шёл дядя его, увидал наряды, удивился,
Приблизился к реке, в испуге бесы разбежались.

У Вана были тиной рот и уши все забиты.
Повёл его дядя домой, отмыл от грязи тело,
Когда смерть рядом, то пути спасения открыты,
Так выжить может тот, кто за своё болеет дело.

Пояснение

1. Ищущие себе замену – по народному верованию, для того, чтобы возродиться к жизни, души мёртвых искали себе замену среди живых людей, поэтому склоняли людей к самоубийству.

2. С вывалившимся изо рта языком – и дух повесившегося человека.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович