В Природоведческом музее

Евгений Косенко
Мы с Ариной снова вместе, с 10 утра и до самого вечера. Сегодня у нас посещение Природоведческого музея, расположенного на Богдана Хмельницкого.

К сожалению Лучик мой ничего не захотела есть с утра, мама завернула нам два бутерброда с котлетами. Этим мы конечно едва ли спасемся, но что-нибудь придумаем.

Я вообще собирался заскочить куда-нибудь позавтракать горяченьким, но планы пришлось несколько изменить.

В половину одиннадцатого, на Дарнице Арине выбирали новые брючки, остановились на микро вельвете яркого персикового цвета. С внутренней подкладкой Желтый Жираф. Брючки симпатичные, но маркие, несколько раз в такую погоду как сегодня можно одеть и в стирку. Очень уж мне захотелось их ей купить.

Одев обновку, завернув брючки немного внутрь, мы сняли деньги и вперед, в метро.

На Театральной купили пачку вишневого сока, который очень Арина любит и подошли к Природоведческому музею.

Я заранее подготовился, выстроив, в принципе правильный маршрут, посещения сначала Зоологического музея что на третьем этаже здания, потом Ботанического, что на четвертом (там есть возможность перекусить), потом Пелеонтологического что на втором и Археологического на нулевом, ну и на закуску Геологического музея. Под крышей этого огромного старинного здания с колонами располагается пять музеев, на 8000 кв. м.

Порадовало нас то, что только мы вошли, сразу почувствовали как здесь тепло, несмотря на внушительные размеры и множество экспозиционных залов.

Внизу, в гардеробе, разделись получив номерок и по лестнице на третий этаж в Зоологический. Что понравилось и что стоит здесь смотреть, если нашли время на такое культурное мероприятие и что мы увидели в столь интересном месте.

На входе в длинную галерею музея нас встретил дикий кабан в натуральную величину, с огромными клыками, и тут же я Арину сфотографировал с ним. Кабан здесь не под стеклом и его можно подробно рассмотреть. Слева под стеклом расположилась огромная Горилла, как будто желающая выпрыгнуть из своего стеклянного заточения. Внимание Арины мне удавалось зафиксировать, только вначале, минут на 5 -10 не больше, почувствовав волю она начала бегать по всем залам и приходилось ловить ее, подводить к стеклу и рассказывать, показывая свою заинтересованность и восторг.

Так мы фиксировались, с переменным успехом возле зайчика, медведя оскалившего свою пасть, собаки динго, волков, мышей, обезьян, коз, льва и тигра. У животных которых она знала, все остальное в детском сознании, трехлетнего ребенка сливается в общую диковинную биологическую массу и непонятно совсем. При рассматривании жуков, она показала как они ей неприятны и противны, потому что видела подобную реакцию у мамы и у старшей сестры.

Мне понравились возгласы Арины, когда она увидела собаку Динго, и совершенно незнакомое ей животное Муравьед, со странной вытянутой мордой. Животные под стеклом воспринимаются не так ярко, как те что открыты, это очевидно, хотелось бы чтобы открытых экспонатов было больше. Все что находится в третьем ряду, в общей массе, показывать бесполезно, ребенок такого возраста не сможет разобраться и рассмотреть Лося, Жирафу или еще какое-нибудь животное.

Очень интересно увидеть в музее тюленя, и панорамные экспозиции, а их предостаточно.

Уже позже я стал смотреть на год изготовления того, или иного экспоната и буквально поразился, что большинство экземпляров существует век, а то и больше, даже несколько веков. Коллекция по всей видимости собиралась очень долго.

Интересен в Зоологическом Японский краб, кажется 1786 года - эти временные рамки просто поразили мое воображение. Стоит обратить внимание на здоровенного рака с клешнями больше человеческой кисти. На самых разнообразных пауков под стеклом.

Черепахи, интересны своими размерами, но Арина через час уже мало на чем останавливалась и догнав маленькую девочку, рассматривающую кобру в стойке, присоединилась к ней и интересы сместились. Девочка была с папой и мамой, родители тоже пытались фиксировать внимание своего ребенка на огромной акуле, но это бесполезно.

Жабы, мелкие звери, даже то, что я сам никогда не видел, было интересно мне, но не ребенку. Пытаясь выйти из положения, я достал камеру и старался Арину заинтересовать в интересном кадре. На непродолжительный период мне это удалось.

Зал с птицами, едва произвел на мою доченьку впечатление, хотя здесь есть очень интересные экземпляры и дети постарше ходят с открытым ртом.

Порадовала панорама с императорскими пингвинами. Наблюдая за Ариной я отмечал для себя, места где она останавливалась. Возгласом и своеобразным рассказом явилось яйцо страуса, которое мне показывал ребенок.

Вообще в зале где расположены птицы, есть практически все, даже пеликан, и дикие гуси, я представить себе не мог, что они настолько крупные.

После Зоологического, понимая что нужен перерыв впечатлений, мы поднялись в Ботанический, а там у лестницы, два столика и стойка, где можно приобрести Артек, печенье, съесть принесенный бутерброд, или купить чай, какао, чипсы, шоколад. Выбор небольшой, но Слава Богу что вообще есть такая возможность. Взяв чай, вафли и какао я выложил 60 гривен. Входной билет, кстати стоит с начала этого года 70 гривен, вместо старых 25 - ти, дети дошкольного возраста идут бесплатно.

Еле уговорив Арину хоть что-нибудь съесть, бросив Артек в сумку и на ходу допив чай, какао не понравилось, мы двинулись дальше.

В Ботаническом, в принципе смотреть такому маленькому ребенку нечего, мы быстро пробежались по нему в поиске коммуникаций, не найдя ни с кем контакта, было понятно, что устали уже от музея.

- Зайчик, давай пойдем еще в Палеонтологический, там могут быть динозавры.

Но таких там мы не нашли. Их здесь нет потому, что в эпоху динозавров Украина полностью лежала под водой. Кости доисторических животных поражают своими размерами.

На входе интересно взглянуть на выстроенное из костей мамонтов, жилище кроманьонцев, 10 000 лет назад. Очень круто, надо признаться.

Кости мамонта возвышающегося под самый потолок зала, и нависающие сверху скелеты кита тоже весьма впечатляют.

Здесь Арина оживилась и снова стала везде бегать, остановилась у скелета первобытного человека и я сделал несколько удачных кадров.

Сюда стоит попасть хотя бы для того, чтобы взглянуть на древних насекомых Стенодиктию и Меганерву (стрекозу с размахом крыльев в 70 сантиметров). Останки этих двух экземпляров были найдены на территории Франции.

У скелета медведя стояла группа школьников и преподаватель увлекательно рисовал картинку в воображении детей, каким был грозным этот мишка в свое время.

Спускаясь по ступенькам мы еще раз зашли в Зоологический музей, посмотреть на волков. И только сейчас я заметил, что Арина обращает внимание на животных с забавными мордочками, а имеющих злой оскал, обходит стороной.

Всего ведь так сразу и не увидишь, нужно время для наблюдения и сбора информации о внутренних представлениях ребенка.

Внизу, мы вошли в Археологический музей, здесь с порога бросается в глаза симпатичный детеныш мамонта, установленный посреди зала, указано, что он может здесь стоять всего 5 лет, затем его полностью обновляют. И именно в этом зале мы нашли нашу самую первую коммуникацию, контакт с работником зала. Бабулька, любезно предложила пойти посмотреть динозавров под стеклом, которых вылепил из пластилина восьмиклассник. Там уже были другие дети и Арина побежала скорее смотреть. В Археологическом музее нам предложили взять стопку журналов, ограничились одним.

В отдаленном зале, с обширными панорамами, сидела старушка в рабочем халатике, наверное она здесь проработала всю жизнь. Только вошли и бабушка переключила на ребенка все свое внимание, показывая Арине как раньше жили люди, как доставали воду из колодца, какие украшения носили. Эта бабулька со своим искренним, бескорыстным интересом была для нас, что называется, находкой. Ей удалось сходу найти общий язык с ребенком и увлечь ее. Расспросила как зовут, сколько лет. Причем ей явно было лет 80 не меньше и даже говорила она, так как говорят люди в очень преклонном возрасте. Меня посетила мысль, что нужно наверное за внимание расплатиться, но не предложил денег, попросту постеснялся работнику музея их тыкать.

- Ну что доченька пойдем уже домой к маме?

- Нет, не хочу к маме. Мама по.... до сих пор не знаю что это значит, это по.

В конце нашего сегодняшнего путешествия по музеям, мы посетили Геологический музей. Здесь для нас интересного мало, но изюминкой оказался современный зал, природных ископаемых Украины, созданный с помощью турецкой стороны. И здесь работница музея радовала нас пояснениями и рассказами о том, что интересно посмотреть. Обработанные рукой человека камни, историю добычи нефтепродуктов, показывала на стенде как глубоко залегает руда в Криворожском бассейне. Я даже сам увлекся.

У карстовой пещеры, стоял стол и стул и никого не было, я затеял игру, предложив Арине сесть за стол, теперь она директор музея. Обращаясь к ней официально как к ответственному лицу, я выпрашивал годовой абонемент на двухразовое посещение. Арина с умным видом сидела за столом и на мои вопросы отвечала да. Я видел что новая роль ей нравится и игра продолжалась, пока не пришла смотрительница карстовой пещеры и не прервала нашей игры, предложив войти в пещеру. Как там внутри интересно, надо сказать, Арину усадили на один камень, другой, а я сделал пару снимков. Все это стоит всего-то 2 гривны, мелких денег не было и я высыпал из кошелька всю мелочь. От этого работника музея я впервые услышал информацию о том, что хотят отменить мелочь вообще, в виде монет будут 5, 10, 20 гривен, как это сделано в России.   

На этом наше хождение подошло к концу, и в целом и я и Арина получили от проведенного дня удовольствие и новые впечатления.

Спускаясь к Крещатику, я еще хотел завести Арину поесть, ведь она весь день практически ничего не ела. В Метрограде набрели на Оливье, и там немного подкрепились, правда цены здесь не те что на Левобережной. Но ничего, папа же зарабатывает. Арина съела творожный чизкейк и выпила стакан сока. Хоть что - то и, то хорошо, вообще последнее время кормить ее незнакомой едой, попросту бесполезно, не будет есть ничего. Спокойно поесть с ней и получить удовольствие невозможно, ведь усидеть на месте можно первые пять минут, все остальное время нужно смотреть, чтобы никуда не убежала, не вошла на кухню ресторана, не выбежала наружу, или не дай Бог, кто-нибудь не украл мою девочку. Папа с ума бы сразу сошел.

В шестом часу вечера, мы были дома и я виделся с Юлей и мне так хотелось удержать ее, хоть на пять минут еще, хоть на пять. Юлю, которая стала моей ежедневной тупой болью. В те несколько минут которые мне отводятся, я пытаюсь вложить максимум, а уже не знаю о чем говорить и как. Смотрю на ее высокую и гордую красоту и понимаю что потерял то, чего никогда мне уже не найти как не ищи. Потому, что второй Юли никогда не будет, а Светы, Наташи и Лизы мне попросту противны. Зачем ты все это сделала дурочка, ведь я же люблю тебя, люблю.... И мне сейчас так тяжело ломать себя в мои годы, а надо ломать.

А еще в дверях я увидел Катю, а она даже внимания никакого не обратила, сказал привет, промолчала как будто меня нет вовсе. Такой страшно несправедливой может оказаться плата, за годы моей игры в не родного папу. И эти изменения в старшем ребенке, буквально сыпят соль мне на больную рану. А ведь я вытягивал эту девочку и считал ее своей дочерью все восемь лет.