Развитие самооценки. Полезные игры для детей

Евгений Радович Кожокару
Очень много детей страдают, или могут пострадать в будущем от неадекватной самооценки. И если с высокой самооценкой ребёнка бороться проще, то поднять низкую самооценку, куда гораздо сложнее и простые правила здесь не помогут
Существует огромное количество способов развития самооценки ребёнка, но, пожалуй, самым эффективным методом, будет проведение специальных игр, в которых, он или она будет водить, занимая тем самым лидирующую позицию. Это в случае если самооценка низкая. Если же самооценка у ребёнка наоборот, «задирается» вверх, могут помочь конкурсы, в которых призы вручаются «по номинациям». Особенно полезны для обучения правильной самооценки ролевые и ситуационные игры. Например, такие:
«Как поступить?»
В этой игре взрослый предлагает ребёнку представить, что в сказочных соревнованиях, например по шахматам, бегу в мешках, фигурному катанию, выдуванию мыльных пузырей и т.д.  участвовали игрушки ребёнка: мишка и бельчонок (или любые другие, которые больше всего нравятся Вашему ребёнку). Бельчонок победил, а медвежонок проиграл. Но они же друзья!.. Обсудите с ребёнком следующие вопросы: «как утешит бельчонок друга?», «А ты бы как утешил друга, который проиграл?», «А если бы проиграл сам, как бы утешил себя?».
«Что выбрать?»
В ходе игры с ребёнком, неважно какой, называются по именам игрушки, а затем задаётся малышу вопрос: Если бы тебе предложили взять любое имя, ты бы оставил своё или придумал себе новое? А может человек, не меняя имя, измениться сам? Таким образом, мы развиваем в ребёнке восприятие самого себя, как личности, с теми или иными только ей присущими качествами.
«Зеркало»
В этой игре предложите ребёнку посмотреться в «зеркало», роль которого выполняет взрослый или другой ребенок. «Зеркало» должно  в точности повторять все его движения, жесты, мимику. Во втором туре ребенок уже может изображать не себя, а кого-нибудь другого. Тогда «зеркало» угадывает образ, и в случае удачи происходит смена ролей. Эта игра так же хорошо тренирует в ребёнке восприятие себя и «знакомство» с самим собой.
«Танец»
Предложите ребенку потанцевать то, что он сам хочет. Правда, есть одно условие: ребёнок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. Если ребёнок затрудняется, можно предло¬жить следующие темы: станцуй «бабочку», «зайчика», «лошадку», «цветок», «птичку» и т.д. Важно, чтобы ребёнок именно танцевал, то есть выполнял танцевальные движения, а не изображал чувства мимикой.
«Моя семья»
Суть данной игровой ситуации в том, что следует попросить ребёнка рассказать о каком-либо члене семьи: маме, бабушке, папе, или дедушке. Высказывая свое мнение, пусть ребёнок подчеркнёт положительные черты характера этого человека. Можно попросить ребёнка также рассказать о себе, выделяя положительные и отрицательные качества.
Такие игры помогут ребёнку сформировать адекватную самооценку и стать успешным человеком в будущем. Однако помните, что для развития этой самой адекватной самооценки у ребёнка, со стороны взрослых необходимо одобрение, поддержка и понимание того, что каждый человек имеет право на ошибку. Успехов!