О прошлом и будущем

Эрик Петров
   
    Раздумья о жизни, о прошлом и будущем не свойственны молодости, и приходят они к человеку с возрастом. К одним раньше, к другим - позднее. Любил порассуждать о прошлом и будущем и старый мариец Элексей, как звали его в родной деревне, Эче коча. Из его рассуждений о жизни и бытие, только то, что крепко засело в моей памяти, попробую донести и до вас. 
     - Все зависит, конечно, от среды обитания, объема потребляемой информации и ее качества, - говорил Элексей. - Именно она делает человека взрослым, готовым к анализу бытия, в том числе и к самоанализу.
      Кто ты есть, человек? Зачем появился ты на этой земле? Что принес ты в этот мир? Что надо тебе от него и зачем?
      Какие простые, казалось бы, вопросы, и какие трудные, на самом деле…
      Почему сложные? Да потому, что на большинство из них человек может ответить лишь одно – не знаю. Другая же часть ответов исключает ложь и лукавство – эти вопросы человек задает себе сам, созрев для самоанализа.
      Как утверждают некоторые ученые, жизнь нашей планеты, нашей цивилизации, как и всех иных, подобна мгновению во вселенском измерении. Этим они объясняют тщетность попыток человечества обнять подобных себе по разуму в бесконечности вселенского пространства и времени. Вот и попробуй, мил человек, представить себе время своего бытия в этом контексте. Большинство людей, даже насыщенных знаниями, вероятно, измучив себя рассуждениями,  хлопнув «соточку», с ужасом уставившись в бездонную звездную темень, позевывая изрекают: «непонятка галимая», нелепость полная, свят-свят-свят!
      Нам, привыкшим к пунктам А и Б, постоянно следящим за бегом часовых стрелок и вздрагивающим от рыка будильника, не дано осознать бесконечность пространства и времени. Не готовые осознать, мы уходим от размышлений, убеждая себя в нелепости самого понятия – бесконечность. Пугаясь непонятного, путаясь в ответах на вопросы, поставленные жизнью земной, человек ищет ответ у вселенского разума, принуждая себя уверовать в него. Невольно преклоняешься перед разумом автора святого писания, изрекающего «Верую, ибо нелепо»…
      Живет на земле человек, радуется, печалится, в трудах и заботах повседневных своих, раз в году отмечая, будто вехами, время своего земного пребывания. Ему, в отличие от братьев наших младших, которым хочется столько, сколько надо, надо столько, сколько хочется. А людям же хочется по-разному. Один проденет в ноздрю ручку от венецианской соусницы, и жизнь у него в елку. Другой горбатится до посинения и кровяных мозолей, «гондурася» на золотой Колыме или на других нефтяных ли газовых просторах Крайнего Севера, третий «камстролит» себе очередную яхту с золотой трубой. То ли Путину-Медведеву, или царю Николаю, нос утереть хочет, то ли за речку Стикс намеревается с триумфом, как Клеопатра в Рим...
       В общем, если один живет творя, другой вытворяет живя, редко оглядываясь и оценивая плоды своего бытия. Но все проходит и исчезает, как след упавшей звезды. Пройдет и это, как заверил нас мудрый Соломон...
      Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Еще говорят, что память человеческая коротка. И то, и то, наверное, верно. Все, вероятно, зависит от глубины оставленного следа, от величия оставленного наследия.
      Тысячи лет египетские пирамиды скрывают имена своих создателей, тысяч муравьев, поднявших эти колоссы, и вещают миру о величии десятка-второго Рамсесов и Тутанхамонов, не способных поднять, в одиночку, простое пятивершковое бревно.
Сколько  поколений, мягкой щеткой благодарной памяти, будут оберегать от ржавчины безразличия, и вековой пыли забвения нерукотворный памятник славного кудрявого афророссиянина? Кто знает? Уж больно стремителен, и изуверски кривобок, местами, нынешний прогресс нашей цивилизации. Выдул 20 кружек пива без захода в туалет – вот тебе и книга Гиннеса, и почет, и памяти многая лета…
     Будь добрым, человек, благодари судьбу за встречи на своем пути от пункта А до пункта Б. Не забывай лица, голоса, походку, и ты продлишь общение, читай – чью-то жизнь, благодаря твоей памяти. А память будоражит...