Крылатые невольницы

Орлов Максим Анатольевич
                Из записок пчеловода


                Ты мёд ломать-то ломай, да про Зосиму-Савватия не
                забывай.

                Русская пословица.


   Рамочная система пчеловодства принята, как аксиома, не подлежащая даже обсуждению. Я же считаю, что она – временная, вынужденная мера, которая будет отменена за ненадобностью, когда люди одумаются и научатся снова жить по законам Природы.

   Вторжение в естественный ход жизни пчелиной семьи, вынимание и перестановка рамок, навязывание пчёлам условий, противоречащих самому их существу и назначению, - надо быть окончательно слепым, глухим и толстокожим, чтобы не видеть, не слышать, не чувствовать, насколько всё это грубо, ошибочно и несправедливо! Подчиняя естество своим интересам, мы шаг за шагом, незаметно для себя, пришли к абсурду – к противоестественности. Признание этого факта требует НРАВСТВЕННОГО усилия – потому что нельзя признать ошибочность наших действий, направленных на извлечение большей выгоды, не отказавшись от выгоды как от цели жизни, не потеснив в себе своего личного.

   Значит, проблема естественного пчеловодства – это прежде всего проблема восстановления нравственности.


                ____________


   Естественное гнездо пчёл лучше искусственного рамочного. Натуральные мёд и перга не могут быть заменены мёртвым сахаром и разными добавками. И никакие лекарства не дадут того, что даёт свободная жизнь, воскрешающая естественный иммунитет. Никто не станет спорить с этим. На словах – все согласны. Но зато действиями своими стараются опровергнуть здравомыслие Матери-Природы. Правда, опровергается при этом как раз их собственное здравомыслие. Ибо спорить с Жизнью нельзя иначе, как только сойдя с ума…

   Рамочная система подходит к нашим условиям более всего, это правда. Но каковы эти условия? Как можно называть нормальным способ пчеловождения, выросший из ненормальности и приспособленный к тому, к чему нормальный человек не пожелает приспосабливаться и с чем не захочет мириться? То, что называется развитием пчеловодства, на самом деле – не развитие, а предательское приспосабливание к ухудшающимся условиям жизни, ко всё большему отходу от Нормы. Не было признания факта растущего беззакония, а был один только страх остаться без прибыли. Признать регресс – значит немедленно бросить всё и отдаться делу Возрождения. Как это возможно, когда мысли заняты вопросами личного благополучия? Даже если камни станут падать с неба…

   Они и падают уже! Сколько болезней у пчёл! О могучей силе и здоровье диких семей, живших некогда в лесах, нынче и мечтать не смеют, и вспоминать не любят (чтобы не задумываться?). Вырождение, самое настоящее вырождение происходит на наших глазах – и что же? Много ли обеспокоенных? Если и переживают, то только по поводу уменьшения выхода продукции. Если и озабочены, то только тем, какую бы ещё пытку для пчёл устроить, чтобы выгодно было их содержать…


                ____________


   Современное пчеловодство экологически столь же опасно, как и все остальные явления цивилизации: промышленные предприятия, автомобили и прочее. Иначе и быть не может, ведь всё это пришло одновременно, имея общее происхождение и, следовательно, общие результаты. Сама промышленность – это что-то уродливое, агрессивное, рассчитанное на сиюминутный успех и идущее вразрез со здравой логикой. Промышленность оправдана только с точки зрения сверхприбыли, но такая точка зрения не согласуется с законами морали и элементарной целесообразности и не имеет права на существование, что на сегодня уже убедительно доказано самой жизнью.

   Спросят: «Так что же, надо было не изобретать рамочный улей, а оставаться с неразборным и получать мало продукции?». Отвечу: надо было не уничтожать бездумно источник благ – тогда и не понадобилось бы изворачиваться и ухищряться для того, чтобы заставить ослабевший источник давать с прежней щедростью. Что за странная постановка вопроса! Как будто истощение природы – это что-то само собой разумеющееся, неизбежное и от нас не зависящее! Думать так – значит соглашаться с неизбежностью и законностью зла, называть ненормальное нормальным.

   Вот откуда все беды! От нашего перевёрнутого, извращённого сознания. Ненормальное, очевидно отрицательное и недоброе стало для нас нормой лишь потому, что оно нам выгодно. Что же может быть следствием такого подхода к жизни, кроме разрушения, развала и депрессии? И если выгода признана мерилом жизни, то какое мы имеем тогда право возмущаться бандитами и убийцами, действующими ради той же выгоды? Преступники – самые последовательные сторонники общепризнанных принципов, они идут в них дальше всех. И не случайно в наше время всё большее число людей склоняется к нечестности и агрессии, и именно они считаются знающими жизнь и умеющими жить…

   Мы – потребители до мозга костей. И только потребители. Давание чуждо нашей природе. Мы исключили себя из цепи существования, в которой являлись звеном, крепко связанным со звеньями предыдущим и последующим. Мы захотели сохранить связь только со звеном предыдущим – дающим, оторвавшись от последующего – берущего. Такая попытка просто выбила нас из общей цепи, оставив нас как без последующего, так и без предыдущего звеньев. Ибо цепь Жизни – одна, и нет никакого параллельного, альтернативного существования, кроме данного. Кто не принял условий, законов существования, тот исключается из него. Кто не захотел отдавать, тот перестаёт получать.

   В Природе нет ничего похожего на то, что делает человек. Каждое существо безукоризненно исполняет закон цепи. Каким бы злым, вредным и опасным, на наш взгляд, ни было это существо, в конечном счёте оно имеет какое-то предназначение, смысл, пользу, которая искупает всё его «зло». Мы, люди, живём не так. Наше существование, в отличие от остальных представителей Природы, уже давно не оправдывает себя. Наше зло – настоящее, и в кавычки его не возьмёшь. Что такое даём мы Жизни, чтобы наше отрицательное действие было оправдано? Во имя чего все жертвы? Мы многого достигли – даёт ли это благо Жизни, улучшает ли мир?

   Нет! До некоторых пор всё это улучшало только наш собственный быт. Какое-то время мы могли беззаботно и безнаказанно жить ДЛЯ СЕБЯ; улучшение условий НАШЕЙ жизни внушало нам иллюзию улучшения жизни как таковой. Но сегодня перед нами страшно встают опровержения нашего самодовольного заблуждения: жить становится всё сложнее и опаснее. Изворачиваться и хитрить бесполезно, как бесполезно дёргаться, попав в засасывающую трясину. Остаётся одно – раскаяться, признать ошибкой всю нашу «цивилизованную» жизнь и избрать в своей деятельности другую цель.

   Целью этой должна быть та же цель, какая стоит перед всеми живущими существами – БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ. Комар или куст крапивы на своём уровне имеют больше смысла для Жизни, чем мы на своём. Смешно и обидно, но это так, поскольку всё на свете, кроме человека, живёт не для себя, а для общей пользы. Разумеется, человек, стоящий выше всех остальных существ, не может приносить пользу таким способом, как они. Если животные и растения жертвуют собою физически, то человек должен делать то же самое в первую очередь духовно.

   Жизнь требует от человека только одного – избавления от эгоизма. Уменьшение потребностей явится закономерным следствием такого избавления. Легко заметить, как с течением времени «развивающемуся» человечеству нужно всё больше и больше, а покоя и счастья на земле становится всё меньше. Алчность безмерного потребления и счастье – понятия несовместимые. Нам необходимо научиться брать столько, сколько нужно В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, а не столько, сколько нам кажется нужным. Нарушение природного равновесия и гармонии оттого и произошло, что мы нарушили в себе закон совести. Природа, в которой всё разумно, не рассчитана на безумие эгоизма. В ней есть всё, что нужно для нормальной жизни. Если же вдруг Природы оказывается мало для жизни, значит, жизнь – ненормальна.

   Неправда, что экологические и прочие бедствия – закономерное следствие развития человечества. Закономерное развитие приводит не к бедствиям, а к торжеству Гармонии.

   Промышленная цивилизация, этот шедевр потребительской мысли, исчерпала себя морально и физически. Дальнейшее развитие человечества пойдёт не по старому пути узкого рационализма, давно ставшему нерациональным, а по пути коренного изменения сущности самого человека. Лозунг «Всё для блага человека!» останется в силе, но дополнится другим – «Человек, стань человеком!». Изменимся мы – изменится и наш образ жизни и окружающая нас среда. Примирение с Природой всё же состоится! Вернётся естество и в пчеловодство. Прекратится жестокая эксплуатация пчёл, этих поистине священных насекомых, а вместо неё придёт доброе и уважительное сотрудничество без насилия.


                ____________


   Современный человек в своём обращении с живым естеством похож на жестокого и алчного хозяина, который кормит свою собаку ровно столько, чтобы она не сдохла от голода, и при этом мечтает о том, как бы ещё меньше давать. Собака мучается и болеет, но хозяину надо очень много. А от собаки ему нужно только одно – чтобы лаяла, охраняя двор. Он бы с радостью совсем перестал её кормить – ведь как выгодно! – но тогда она, издохнув, не станет лаять. Это обстоятельство вызывает у хозяина большую досаду, он постоянно озабочен поиском самого дешёвого, «рационального» корма. Всё, что он находит или ещё найдёт, его не удовлетворяет и не успокаивает, потому что ему нужно много, очень много…

   Сколько уже отняли у пчёл, а всё думают, что бы ещё отнять. Дошли уже до того, что предлагали пчёлам пластмассовую вощину! Наверное, если бы людям сказали: «Погубите, уничтожьте всех пчёл, а мы за это будем всегда давать вам мёда, воска и прочего столько, сколько вы скажете», - то они не задумываясь исполнили бы это.

   Вся деятельность человеческая есть один великий абсурд – отказ от Естественной Жизни ради увеличения благ, даваемых Жизнью. И это названо рациональным – разумным – подходом!

   Между Жизнью и даваемыми ею благами надо выбирать Жизнь. Тогда и блага будут. Если же наоборот, то не будет ничего.


                ____________


   До тех пор мы не будем понимать пчёл, пока не перестанем смотреть на них глазами потребителя. Природа ДАЁТ нам свои блага. Пока мы не научимся делать то же самое, мы не поймём Природу и не сойдёмся с ней по-родственному.

   Природа ОТДАЁТ НАМ СЕБЯ. Следовательно, для сохранения равновесия, для того, чтобы не было истощения окружающей среды, мы должны идти навстречу Природе, делая то же, что и она – ОТДАВАЯ СЕБЯ. Другими словами, мы должны отказаться от потребления как от цели жизни, должны учиться уменьшать свои потребности во внешнем. Уменьшение же потребности во внешних средствах к существованию возможно лишь тогда, когда мы будем переставать быть внешними людьми. Живя не для себя, а для своего Внутреннего Смысла, мы будем брать внешнего ровно столько, сколько положено по здравому смыслу – и равновесие будет установлено.


                ____________


   Один говорит: «Мне нужен мёд». Другой говорит: «Мне нужно То, от чего всё происходит». Какое из этих двух соображений более рационально?

   Можно ли назвать рациональным то пчеловодство, которое ставит своей задачей добывание пчелопродуктов, не имея при этом ни малейшего понятия об их происхождении, их природе? Можно ли взять правильно, не зная, что берёшь? Можно ли считать себя имеющим то, чего не знаешь?

   Если пчеловод будет только пчеловодом, он немногого достигнет. Он должен быть философом, чтобы знать не только свой предмет, но и его Суть, Смысл, Причину, которая не есть сам предмет. Уметь отвлечься от предмета в пользу его Смысла – значит крепко держать в руках предмет. Надо побороть в себе страх потерять – и тогда найдёшь столько, сколько и представить себе невозможно.

   В будущем, когда мы сумеем раскрепоститься и отвлечься от пчеловодства, усложнённого до последней степени и зашедшего в тупик, мы вернёмся к его упрощённым методам – к таким, при которых было бы минимум того, что не является Сутью дела, минимум материального, количественного, отвлекающего от Идеального Качества. Вернёмся к тому, что было раньше, но уже с другим сознанием, с новым опытом. И потому то, что будет, не будет тем, что было раньше. Не надо бояться возврата к старому, примитивному – оно только внешне будет таковым. Будут опять неразборные ульи, но продукции они станут давать много. Если скажут, что это невозможно, я отвечу: нет невозможного там, где есть свобода от материального!


                ____________


   Люди начнут изменяться к лучшему. Изменится и их представление о разумном и целесообразном. Технические достижения постепенно будут заменяться достижениями духа, психическая энергия придёт на смену грубой физической. Отпадёт надобность во многих механических приспособлениях. Во всех сферах человеческой жизни начнётся процесс упрощения – возврата к Источнику, Первопричине.

   В пчеловодстве откажутся от сложной, противоестественной рамочной системы, возникшей от духовного бессилия, от желания взять силой у Жизни то, что она всегда даёт сама, когда человек действительно ЖИВЁТ. В конце концов всё упростится настолько, что пчеловодство перестанет существовать. В нём не будет необходимости. Пчёлы будут селиться свободно и во множестве, где захотят, оставляя после себя пуды мёда. Человеку останется только взять – и поблагодарить Бога. Так уже было когда-то, в глубокой древности, и так будет опять. Всё возвращается к своему началу – таков закон развития. Двигаясь по спирали восхождения, мы после каждого круга приходим к тому, с чего начали, но уже в новом качестве, на новой высоте.